Поиск Обратная связь Домой Вконтакте Одноклассники Facebook Twitter YouTube Google+ Ирбитский краеведческий портал
Муниципального казённого учреждения культуры "Библиотечная система" г. Ирбит
Это интересно
Татарское побоище 1662 года

«Татарское побоище» 1662 года решило судьбу Ирбитской слободы, основанной верхотурским боярским сыном Василием Ивановичем Муравьёвым...


«Чудские городки» в Ирбите

«Чудь белоглазая!». «Дивьи люди!». Кто это? Писатель В.И. Даль считал, что «Чудь – народ-дикарь, живший, по преданиям, в Сибири и оставивший по себе одну лишь память в буграх (курганах, могилах)».

Предание старины глубокой

Известный российский этнограф и фольклорист Н. Е. Ончуков записал на Урале в 1927 году легенду о чудском народе: «Дивьи люди живут в Уральских горах, выходы в мир имеют через пещеры. Дивьи люди небольшого роста, очень красивы и с приятным голосом, но слышать их могут только избранные… Рассказывают, что в селах Белослудском, Зайково и Стриганском в полночь слышится звон: слышали его только люди хорошей жизни, с чистой совестью…»

Действительно, вблизи села Стриганского среди ровной местности возвышается холм. Однажды местные жители обнаружили, что вершина его провалилась. Любопытные спустились в возникшую яму. Оказалось, что холм искусственный — внутри жерди, сложенные в виде шалаша и засыпанные сверху землей. Концы жердей от времени сгнили, и надстройка провалилась. В этом древнем жилище были обнаружены старинные вещи…

Такие же, внешне ничем не примечательные курганы, известны в окрестностях сел Килачевского и Ницинского, деревни Шушариной, пригородной Мельниковой и бывшей деревни Мыс. Местные жители называют небольшие холмы могильниками», большие курганы — «городищами». Известны случаи, когда таинственная сила сгоняла с этих мест даже просто разместившихся на них туристов, рыбаков и охотников. По преданиям, эти курганы — чудские. За их сохранностью зорко следит чудская княжна Анна. А к тем, кто решается вести здесь раскопки, она приходит во сне и грозит покарать смертью.

Мнение археологов

Похоже, грозная хранительница чудской истории бла­говолит к ученым мужам. По меньшей мере, уже трижды принимались археологи исследовать ирбитские курганы. Были произведены плановые раскопки поселений, селищ и могильников, обнаруженных вблизи населенных пунк­тов, по берегам реки Ницы. Установлено, что люди сели­лись в этих местах неоднократно, начиная с VI тысячеле­тия до нашей эры.

Был ли это чудской народ? Археологи считают, что чудь — это предки нынешних манси и сибирских татар, обитавшие в Зау­ралье с незапамятных времен. Поэтому их не удивляет то, что археологические памятники, сохранившиеся на территории нашего района, в точности соответствуют описанию легендар­ных «чудских городков».

При раскопках обнаружены не только вещественные ос­татки, но и следы древних, давно уничтоженных временем и людьми сооружений, чаще всего полуземлянок. Об этом свидетельствуют котлованы прямоугольной и радиальной фор­мы, очажные ямы, ямки от столбов, древесные остатки пост­роек разного тина. Самые известные у нас археологические памятники-«городища» — Ирбитское, Юдинское и Чубаровское — располагались на высоких речных мысах. Все они имели общие черты: поселение было укреплено — окружено частоколом, рвом и валом, который состоял из деревянных кле­тей, заполненных песком или землей. Вал и ров сооружались в наиболее доступных местах, ограждая жилую территорию от вторжения незваных «гостей». Такие укрепления обеспе­чивали круговую оборону от врагов. Внутри поселения рас­полагалось несколько срубных (зимних) и шатровых (лет­них) жилищ. Внешне «городище» выглядело как большой курган или круглый холм.

Многовековая история нашего края оставила нам богатое культурное наследие в виде более сорока разведанных архео­логических памятников. Их историческая и научная ценность хорошо известна не только российским ученым. С открытием «Юдинского городища» (древнего поселения предков манси в окрестностях деревни Юдиной) в археологию вошло новое по­нятие — Юдинская культура, характеризующее целую эпоху ис­тории Зауралья. О другом нашем археологическом памятнике — укрепленном городке сибирских татар «Зубар-Туре», суще­ствовавшем в ХIV-ХVI вв. на окраине нынешнего села Чубаровского, упоминается даже в Сибирских летописях. Не менее известно и «Ирбитское городище», обнаруженное археолога­ми прямо на окраине Ирбита.

«Ирбитскому городищу» — вторую жизнь!

Самым доступным для гостей является археологический памятник «Ирбитское городище», расположенный на северной окраине города.
Местные жители называют его Мельниковским курганом. Он сразу обращает на себя внимание тем, что на двадцать пять метров возвышается над окружающей его равниной. За время своего существования курган заселялся людьми неоднократно. Самое раннее поселение датируется эпохой бронзы (II-е тысячелетие до нашей эры), самое позднее — Х-ХIII вв. В прошлом веке вершину кургана венчала Власиевская часовня. В непосредственной близости от кургана обнаружены еще четыре археологических памятника эпохи поздней бронзы и раннего железа. Курган с трех сторон окружен подковообразным озером. Внутри этого замкнутого пространства образовался своеобразный природный комплекс, существенно отличающийся от окружающей природы. Березово-осиновые «колки», имеющие значительную ольхи и сосны, чередуются с пойменными лугами. Под пологом леса произрастают черемуха, рябина, калина, шиповник, летом среди разнообразной травянистой растительности немало съедобных грибов — подберезовиков, подосиновиков, сыроежек. Вершина кургана изобилует клубникой.

Этим наследием мы должны разумно распорядиться. Феде­ральный закон РФ «Об объектах культурного наследия» про­возгласил, что памятники археологии представляют собой уни­кальную ценность и являются частью всемирного культурного наследия. Тем самым гарантировал их сохранность «в интересах настоящего и будущих поколений многонационального народа Российской Федерации». Мировая практика показывает, что это возможно только при условии организации специальных ох­ранных зон, которые позволяют сохранить археологические па­мятники только в комплексе с окружающей природной и ант­ропогенной средой, существенно дополняющей их историчес­кую характерность.

Список литературы:

Молокотин, О.  «Чудские городки» в Ирбите // Восход. – 2014. – 11 янв. — С. 3.

Ирбитский экспонат в американском музее

В хранилищах Национального почтового музея при Смитсоновском институте в Вашингтоне находятся тысячи редких марок со всего мира. Сре­ди них есть марки времен зарождения земской почтовой связи России, в том числе и Ирбитской. В 1871 году уездная управа представила зем­скому собранию доклад «Об учреждении земской почты в Ирбитском уезде с будущего 1872 года». 27 сентября 1872 года управа доложила земскому собранию, что земская почта «введена с 1 января настоящего года». …

«…К нему не зарастет народная тропа»

Александр Сергеевич Пушкин! Это имя дорого ирбитчанам разных поколений. Так, в 1837 году ирбитский городской голова А. Д. Маслов, сознавая важность знакомства учащихся с творчеством великого по­эта, пожертвовал в пользу уездного училища 35 рублей на выписку полного собра­ния сочинений А. С. Пушки­на. В 1861 году на сооруже­ние памятника Александру Сергеевичу в Царском Селе преподаватели и смотрите­ли уездного училища пожер­твовали 7 рублей…

Мамонты в Ирбите

Нет, вы не думайте, что они явились в город из близлежащего леса, как рысь в 1963 году. Дело было так… В тот год пенсионер Александр Александрович Ку­зьминых начал возводить домик по улице Семилетки, 40, в новом тогда поселке имени Гагарина, что за реч­кой Грязнушкой. Место ему отвели на косогоре, откуда открывался хороший вид на лесистые Бугры и на до­лину неширокой речки, которая протекала внизу. Рукой подать и до линии железной дороги, отходящей в сто­рону Екатеринбурга…

Воровские тайники, ходы и подвалы

Первые строения Ирбита появились в 1631 году. Как и все поселения того време­ни в Зауралье, Ирбитская слобода тоже выг­лядела укреплением. Не слишком грозны были ее рвы и валы для врага, а деревян­ные стены можно было легко сжечь. Но ка­ково бы ни было укрепление, по фортифика­ционным канонам того времени оно должно было иметь подземные сооружения оборон­ного назначения…