Поиск Обратная связь Домой Вконтакте Одноклассники Facebook Twitter YouTube Google+ Ирбитский краеведческий портал
Муниципального казённого учреждения культуры
"Библиотечная система"

Мотоспорт в Ирбите

С появлением мотоциклетного предприятия Ирбит был «обречен» на мотоспорт. И это впол­не закономерно, так как некоторые москвичи, прибывшие вместе с заводом, уже имели довоен­ный опыт мотоциклетных баталий.

Хорошо зная друг друга по общим московским стартам, Игорь Окунев, Борис Зефиров, Василий Сухоруков и другие, а набралось их около десятка, при поддержке руководства мотозавода, органи­зовали и провели первый показательный мото­кросс в Ирбите. Действо это состоялось 25 июня 1944 года на трассе с крутыми лесными спусками, сложными подъемами, болотистыми бродами — всем тем набором «экстрима», что могут препод­нести ирбитские Бугры.

Дальнейшее развитие мотоспорта в Ирбите затормозилось  на целый год. Возникает зако­номерный вопрос: почему? Почему молчала мест­ная газета «Коммунар», отделавшись лишь одной заметкой в несколько строк, что первый кросс будет.

Причин могло быть несколько:

во-первых, по свидетельству очевидцев, про­изошел несчастный случай: один из гонщиков раз­бился;

во-вторых, победитель мотокросса выступал на «вражеском» мотоцикле BMW R-71;

и, в-третьих, не просматривалась руководящая роль ВКП(б).

Через год все встало на свои места, и 17 июня 1945 года состоялся мотокросс уже под «крышей» городского комитета ВКП(б), и трассу сделали по­проще, поровнее, и все участники выступали толь­ко на ирбитских М-72.

Результатами мотокросса все остались доволь­ны — и гонщики, и болельщики, и самое главное — организаторы.

Как следствие, 19 июля 1945 года Бюро городско­го комитета ВКП(б) принимает решение о созда­нии в городе мотоклуба. Начальником клуба назна­чается Борис Ерин.

В числе основных задач клуба были определе­ны следующие: подготовка мотоциклистов для Красной (вскоре она станет называться совет­ской) армии, совершенствование мастерства мотоциклистов путем проведения спортивных со­ревнований, пропаганда мотоциклетного спорта. В сентябре 1945 года команда ИМЗ впервые при­нимает участие в первенстве страны по мотоспор­ту. В категории мотоциклов с колясками ирбитчане выигрывают первое место в командном зачете. И. Окунев и А. Антропов на М-75 устанавливают всесоюзный рекорд в линейной гонке на 300 ки­лометров.

На первенстве СССР 1946 года в линейной гон­ке на 1 километр с места Борис Зефиров стано­вится чемпионом. Он же занимает третье место в километровой гонке с хода. Тот самый Зефиров, который потом много лет был механиком ирбитской команды и дал путевку в мотоспорт многим буду­щим чемпионам и призерам и заслужил уважитель­ное прозвище Мотопапа.

Знаменательным стал и 1947 год. На первен­стве РСФСР, что проходил в Серпухове, команд­ной зачет вновь выиграли ирбитчане. А абсолют­ным чемпионом по кроссу, то есть показавшим лучшее время во всех классах мотоциклов, стал восемнадцатилетний испытатель мотоциклов Александр Лукоянов. В паре с Николаем Сачковым они не оставили сомнения в том, что ирбитские экипажи луч­шие в России.

Через месяц в Талли­не ирбитчан ждали но­вые испытания — пер­венство СССР, где впервые на шоссейно-кольцевых гонках со­брались сильнейшие гонщики страны, в том числе многоопытные при­балтийцы.

И вновь отличился экипаж А. Лукоянова и Н. Сачкова. На трассе «Пирита-Козе-Клоостриметса», длиною 202 км, в упорной борьбе они одержали победу в отчаянной борьбе над эстонским экипа­жем К. Ринальдо, выступавшем на немецком BMW. Это была не только личная победа ирбитского экипажа, а победа Ирбитского мотоциклетного завода, так как ирбитчане выступали на отече­ственной модели М-75.

В 1948 году на московском первенстве страны чемпионами СССР по мотокроссу становится эки­паж восемнадцатилетних Генриха Вартаньяна и Виктора Каржавина. Ирбитские гонщики доказа­ли, что их победы на первенствах Советского Со­юза не случайны и что город Ирбит — это уже со­стоявшийся  центр   (хоть  и   на  периферии) мотоспорта. В городе создавалась самобытная ирбитская школа мотоспорта. С тех времен побед­ных финишей у ирбитчан было немало на чемпио­натах СССР и Российской Федерации. Пятерым ирбитчанам присвоено высокое звание мастера спорта международного класса — Сергею Щерби­нину, Сергею Лыжину, Сергею Зырянову, Евгению Щербинину, Сергею Сосновских.

Хорошо известны имена многократных чемпи­онов страны Анатолия Хомутова, Геннадия Мотова, Анатолия Сибирцева, Петра Сосновских, Ми­хаила Тюленева, Василия Прядеина, братьев Раи­са и Хасана Ситларовых и многих других. 55 ирбитчан стали чемпионами СССР и России. Кто один раз, а кто по 10 и более раз.

Звание мастера спорта имеют более семидеся­ти ирбитских мотоспортсменов. Наши земляки завоевали на чемпионатах СССР и России более 600 медалей, из них 215 — золотые.

Список литературы:

Буланов, А. Мотоциклетная столица // Ирбит и ирбитский край: очерки истории и культуры / А. Буланов, В. Живулин. – Екатеринбург: Сократ, 2006. – С. 211 – 223.