Музей мотоциклов

История Ирбитского государственного музея мотоциклов

В апокрифическом «Описании городов Российской империи за 1842 год» сказано: «Город Ирбит благостен нравами добро­детельными, ярмаркой богатой. Вещуны сказывают, через сто лет здесь поднимут завод зело железный, клепать в нем станут невидаль — циклеты…». На полях кто-то сделал надпись: «Собирать и хранить».

Ирбит по праву носит не­официальное название «Мо­тоциклетная столица Росии» — именно здесь в 1941 году был создан знаменитый мо­тоциклетный завод. Един­ственный в России произво­дящий тяжёлые мотоциклы и один из немногих в мире, выпускающий мотоциклы с боковым прицепом. За го­ды существования на заводе была собрана огромная кол­лекция мототехники, став­шая основой для создания  Ирбитского госу­дарственного музея мотоци­клов.

Ирбитский музей мотоциклов официально открылся 25 июня 2004 года. Его коллекция собралась в отделе главного конструктора в течение 60 лет существования предприятия. В декабре 2002 года администрация го­рода Ирбита, выкупив у владельцев завода коллекцию, способствовала созданию музея.

В Ирбите активно разви­вают мототуризм. Администрация города предполагает, что именно этот вид туризма привлечет в город боль­шое количество российских и инос­транных туристов.

Коллекция Ирбитского государственного музея мотоциклов

Ирбитская коллекция уникальна — она отражает тенденции развития отечественного и мирового мотоциклостроения. Среди экспонатов немало памятников науки и техники I категории. Ирбитский музей мото­циклов с 1 января 2006 года стал го­сударственным. Его коллекция — на­циональное достояние Российской Федерации.

Что же можно увидеть в музее уже сейчас? Экспозиция начинается с довоенных мотоциклов — Royal Enfield (1936 года выпуска), 1000-кубовый V-образный Винсент «Рапид» (1939 г.в.), одноцилиндровый НСУ «601 OSL» (1940 г.в.), Цюндапп К-500 (1940 г.в.), состоявший на вооружении в гер­манской армии BMW «R 12» (1936 г.в.) и армейская модель с приводом на колесо коляски BMW «R 75» (1941  г.в.).

Есть здесь и легендарный М-72, который выпускался с 1941 по 1954 годы для советских армейских подразделений. В экспозиции находится М-52, которых было выпущено всего 678 штук, а также мотоцикл, изготов­ленный для циркового номера по заказу цирка на Цветном бульваре.

Есть здесь и уникальные спортивные мотоциклы М-52С и С-51, и из­готовленные для шоссейно-колыдевых гонок. Причем последняя модель была выпущена всего в трех экземплярах.

В музейных экспозициях пред­ставлена не только отечественная мототсхника тяжелого класса начи­ная с 40-х годов XX столетия, но и зарубежные модели ведущих мото­циклетных фирм Англии, Германии, Италии, США, Японии 1935 — 1985 годов выпуска.

Музей рассказывает истории Московского мотозавода, эвакуированного в конце 1941 года в городе Ирбит, показаны выдающиеся успехи ирбитчан в мотоспорте и  по­корение ими книги рекор­дов Гиннесса на мотоциклах «Урал». Четверо ирбитчан установив миро­вые рекорды, занесены в эту знаме­нитую книгу.

Еще много интересного находится в этом музее. Лучше приходите сами, приводите своих детей и проведите незабываемую экс­курсию в мире тяжелой мототехники.

Музей находится по адресу: г. Ирбит, ул. Советская, 100А 

Часы работы музея: с 9.00 до 17.00, перерыв с 12.00 до 13.00.

Выходные — воскресенье, понедельник.

Директор Ирбитского государственного музея мотоциклов

Буланов Александр Ильич – чемпион России, мастер спорта СССР, директор Ирбитского государственного музея мотоциклов, организатор байкслетов, обладатель уникальных коллекций, его имя дважды занесено в Книгу рекордов Гиннеса. Он автор книг «Мотопапа», посвященой  100-летию со дня рождения Бориса Владимировича Зефирова, и «Мотоспорт в Ирбите» — справочника по истории соревнований на мотоциклах с коляской.

Александра Буланова  знатоки называют «хранитель «Урала». С ранних лет он научился ездить на мотоцикле, в 16 начал работать  водителем грузового мотоцикла в транспортном цехе, а после  — испытателем спортивных мотоциклов в конструкторском отделе. В спорт Александр пришел поздно – в 20 лет, когда многие его друзья уже были знаменитыми спортсменами. но этот факт только добавлял азарта. Интересно, что на первой тренировке его мотоцикл пере­вернулся 18 раз! Это был своео­бразный рекорд начинающего спортсмена. Такие «кувырки» ста­ли для него боевым крещением. Упорство, настойчивость, стрем­ление к победе помогли — уже в 1982 году Александр Буланов стал чемпионом РСФСР.

— Бывает, едешь вторым, вся пыль, грязь летит тебе в глаза, и думаешь: «Да пропади всё пропа­дом!». Но делаешь последний ры­вок, выкладываешься на сто про­центов, и ты вновь впереди. И так каждый раз — покорив одну гору, начинаешь штурмовать другую, — рассказывает Александр Ильич.

Да, мотоспорт, конечно, бес­компромиссный, очень сложный и опасный. Поэтому после много­численных травм А. Буланову пришлось оставить спорт и стать испыта­телем дорожных мотоциклов, а после — руководителем лабора­тории металлических изделий в отделе главного конструктора. Будучи хорошим реставратором и знатоком мотоциклостроения, Александр задумал новый проект.  Он восстановил  М-72М  в точности таким, какой был когда — то у его отца. С этим изделием Александр поехал в Серпухов на выставку «Московье-95», где оценку тех­нике дают ведущие эксперты страны, и модель, представленная ирбитчанином, заняла первое место. Так он снова просла­вил свою малую родину.

Список литературы:

Буланов, А. И.  Мотопапа: к 100 — летию со дня рождения Бориса Владимировича Зефирова посвящается / А. И. Буланов. — Ирбит, 2011. — 151 с.

Буланов,  А. И.  Мотоспорт в Ирбите: справочник / А. И. Буланов. — Ирбит, 1997. — 80 с.

Буланов, А. И. Музей железного коня // Отдыхайте с нами. — 2007. — № 1-2. — С. 26.

Воронцов, А.  Собирать и хранить // Мото. — 2007. — № 2. — С. 72.

Онучина, Е.  Я пришла к нему с блокнотом // Областная газета. — 2012. — 28 апр. — С. 4.

Уралова, С.  Музей рычащих моторов // Ирбитская жизнь. — 2004. — 30 июня.

Ханчин, Д.  Мотоциклы никуда не денутся // Областная газета. — 2013. — 27 июня.