История Ирбитского государственного музея мотоциклов
В апокрифическом «Описании городов Российской империи за 1842 год» сказано: «Город Ирбит благостен нравами добродетельными, ярмаркой богатой. Вещуны сказывают, через сто лет здесь поднимут завод зело железный, клепать в нем станут невидаль — циклеты…». На полях кто-то сделал надпись: «Собирать и хранить».
Ирбит по праву носит неофициальное название «Мотоциклетная столица Росии» — именно здесь в 1941 году был создан знаменитый мотоциклетный завод. Единственный в России производящий тяжёлые мотоциклы и один из немногих в мире, выпускающий мотоциклы с боковым прицепом. За годы существования на заводе была собрана огромная коллекция мототехники, ставшая основой для создания Ирбитского государственного музея мотоциклов.
Ирбитский музей мотоциклов официально открылся 25 июня 2004 года. Его коллекция собралась в отделе главного конструктора в течение 60 лет существования предприятия. В декабре 2002 года администрация города Ирбита, выкупив у владельцев завода коллекцию, способствовала созданию музея.
В Ирбите активно развивают мототуризм. Администрация города предполагает, что именно этот вид туризма привлечет в город большое количество российских и иностранных туристов.
Коллекция Ирбитского государственного музея мотоциклов
Ирбитская коллекция уникальна — она отражает тенденции развития отечественного и мирового мотоциклостроения. Среди экспонатов немало памятников науки и техники I категории. Ирбитский музей мотоциклов с 1 января 2006 года стал государственным. Его коллекция — национальное достояние Российской Федерации.
Что же можно увидеть в музее уже сейчас? Экспозиция начинается с довоенных мотоциклов — Royal Enfield (1936 года выпуска), 1000-кубовый V-образный Винсент «Рапид» (1939 г.в.), одноцилиндровый НСУ «601 OSL» (1940 г.в.), Цюндапп К-500 (1940 г.в.), состоявший на вооружении в германской армии BMW «R 12» (1936 г.в.) и армейская модель с приводом на колесо коляски BMW «R 75» (1941 г.в.).
Есть здесь и легендарный М-72, который выпускался с 1941 по 1954 годы для советских армейских подразделений. В экспозиции находится М-52, которых было выпущено всего 678 штук, а также мотоцикл, изготовленный для циркового номера по заказу цирка на Цветном бульваре.
Есть здесь и уникальные спортивные мотоциклы М-52С и С-51, и изготовленные для шоссейно-колыдевых гонок. Причем последняя модель была выпущена всего в трех экземплярах.
В музейных экспозициях представлена не только отечественная мототсхника тяжелого класса начиная с 40-х годов XX столетия, но и зарубежные модели ведущих мотоциклетных фирм Англии, Германии, Италии, США, Японии 1935 — 1985 годов выпуска.
Музей рассказывает истории Московского мотозавода, эвакуированного в конце 1941 года в городе Ирбит, показаны выдающиеся успехи ирбитчан в мотоспорте и покорение ими книги рекордов Гиннесса на мотоциклах «Урал». Четверо ирбитчан установив мировые рекорды, занесены в эту знаменитую книгу.
Еще много интересного находится в этом музее. Лучше приходите сами, приводите своих детей и проведите незабываемую экскурсию в мире тяжелой мототехники.
Музей находится по адресу: г. Ирбит, ул. Советская, 100А
Часы работы музея: с 9.00 до 17.00, перерыв с 12.00 до 13.00.
Выходные — воскресенье, понедельник.
Директор Ирбитского государственного музея мотоциклов
Буланов Александр Ильич – чемпион России, мастер спорта СССР, директор Ирбитского государственного музея мотоциклов, организатор байкслетов, обладатель уникальных коллекций, его имя дважды занесено в Книгу рекордов Гиннеса. Он автор книг «Мотопапа», посвященой 100-летию со дня рождения Бориса Владимировича Зефирова, и «Мотоспорт в Ирбите» — справочника по истории соревнований на мотоциклах с коляской.
Александра Буланова знатоки называют «хранитель «Урала». С ранних лет он научился ездить на мотоцикле, в 16 начал работать водителем грузового мотоцикла в транспортном цехе, а после — испытателем спортивных мотоциклов в конструкторском отделе. В спорт Александр пришел поздно – в 20 лет, когда многие его друзья уже были знаменитыми спортсменами. но этот факт только добавлял азарта. Интересно, что на первой тренировке его мотоцикл перевернулся 18 раз! Это был своеобразный рекорд начинающего спортсмена. Такие «кувырки» стали для него боевым крещением. Упорство, настойчивость, стремление к победе помогли — уже в 1982 году Александр Буланов стал чемпионом РСФСР.
— Бывает, едешь вторым, вся пыль, грязь летит тебе в глаза, и думаешь: «Да пропади всё пропадом!». Но делаешь последний рывок, выкладываешься на сто процентов, и ты вновь впереди. И так каждый раз — покорив одну гору, начинаешь штурмовать другую, — рассказывает Александр Ильич.
Да, мотоспорт, конечно, бескомпромиссный, очень сложный и опасный. Поэтому после многочисленных травм А. Буланову пришлось оставить спорт и стать испытателем дорожных мотоциклов, а после — руководителем лаборатории металлических изделий в отделе главного конструктора. Будучи хорошим реставратором и знатоком мотоциклостроения, Александр задумал новый проект. Он восстановил М-72М в точности таким, какой был когда — то у его отца. С этим изделием Александр поехал в Серпухов на выставку «Московье-95», где оценку технике дают ведущие эксперты страны, и модель, представленная ирбитчанином, заняла первое место. Так он снова прославил свою малую родину.
Список литературы:
Буланов, А. И. Мотопапа: к 100 — летию со дня рождения Бориса Владимировича Зефирова посвящается / А. И. Буланов. — Ирбит, 2011. — 151 с.
Буланов, А. И. Мотоспорт в Ирбите: справочник / А. И. Буланов. — Ирбит, 1997. — 80 с.
Буланов, А. И. Музей железного коня // Отдыхайте с нами. — 2007. — № 1-2. — С. 26.
Воронцов, А. Собирать и хранить // Мото. — 2007. — № 2. — С. 72.
Онучина, Е. Я пришла к нему с блокнотом // Областная газета. — 2012. — 28 апр. — С. 4.
Уралова, С. Музей рычащих моторов // Ирбитская жизнь. — 2004. — 30 июня.
Ханчин, Д. Мотоциклы никуда не денутся // Областная газета. — 2013. — 27 июня.