Завод спецтехники (автоприцепный)

Строительство будущего гиганта страны — Уральского машиностроительного завода — началось в 1928 году по решению советского правительства. С ним связано появление завода-школы в Ирбите, который стал началом машиностроения в нашем городе и базой для будущего автоприцепного завода.
В то время наша страна не располагала кадрами машиностроителей. Подготовка квалифицированных строителей шла быстрее, так как в деревнях — основном источнике рабочей силы — многие крестьяне владели строительным делом: плотничали, ставили избы, работали каменщиками. Другое дело — кадры механиков и металлистов.

На долю Ирбита выпала почетная задача — обеспечить Уралмашзавод первыми квалифицированными кадрами. Именно здесь, в самом сердце былых ярмарок, на территории полуразрушенных корпусов бывшего гостиного двора и купеческих особняков в середине 1920-х гг. были оборудованы цен¬тральные механические мастерские, на базе которых местными властями и было решено организовать завод-школу для подготовки рабочих различных специальностей.

16 июня 1930 года на заседании президиума Ирбитского горсовета, заслушав со¬общение директора М. М. Пастухова о ходе строительства завода-школы, президиум отметил, что пуск завода с октября 1930 года зависит от решения вопросов в областных организациях, в связи с чем постановил: «заводоуправлению решить вопрос с фондами парового отопления и водопроводом к 1 июля, считая со своей стороны недопустимым переход на печное отопление, требующее затрат до 40 тыс. рублей. Просить окружной и областной исполкомы ходатайствовать перед центральными организациями о выделении для завода-школы силового агрегата, дизеля в 250 лошадиных сил и к нему генератора на 150 киловатт… Срочно представить точные заявки на кадры административно-технического персонала и квалифицированных рабочих в областной отдел труда… Просить окружной исполком разрешить вопрос о передаче завода-школы в ведение хозяйственных органов Всесоюзного Совета Народного Хозяйства, как подготовляющий кадры для промышленности с одной стороны, и являющейся подсобным по выпускаемой продукции в индустриальной промышленности — с другой. Заводоуправлению разрешить вопрос через областной финансовый отдел о получении 200 тысяч рублей на оборотные средства от хозяйственных организаций в счет контрактации выпускаемых промышленных рабочих с завода-школы».
6 августа 1930 года был подписан договор о передаче завода-школы со штатными единицами в состав действующих производственных единиц Уралмашстроя.

В сентябре центральные механические мастерские вошли в его состав. Заведующие цехами центральных механических мастерских были приняты на завод-школу мастерами производственного обучения, продолжив работу с воспитанниками трудовой коммуны и детских домов г. Ирбита. За период обучения молодежь получала теоретические знания и практические навыки по специальностям модельщиков, формовщиков, кузнецов и молотобойцев, котельщиков, клепальщиков, токарей, сверловщиков, строгальщиков, разметчиков, слесарей-инструментальщиков, слесарей-сборщиков, чертежников.
Одновременно для подготовки квалифицированных кадров и запуска цехов из Свердловска в Ирбит были командированы рабочие, мастера и инженеры.

Попытка организовать работу «штурмовыми» методами и обеспечить запуск завода-школы к годовщине Октябрьской революции ожидаемого эффекта не дала. Если внутренние ресурсы и были частично мобилизованы, то проблема своевременного получения необходимой техники из других регионов страны решалась очень медленно. Поэтому работа по организации завода-школы шла поэтапно. Первыми за¬работали учебно-производственные цеха: модельно-столярный, кузнечный, механический, слесарный.
В период с 1930 по 1932 годы школа-завод под руководством директора Михаила Михайловича Пастухова подготовила более 3000 квалифицированных рабочих специалистов. В ходе пуска «Уралмаша» стало ясно, что этих рабочих надо переучивать. Как писал в 1933 году очевидец тех событий: «…Лучшая производственная единица — Ирбитская школа-завод могла быть среднего качества механической мастерской в какой-нибудь МТС, но ни в коем случае не годилась в качестве учебно-производственной единицы для подготовки кадров для такого завода, как наш».

1 января 1933 года школа-завод была передана в состав треста «Союзторфмаш» и стала первым в стране предприятием по производству торфодобывающих машин. Уже 6 сентября здесь изготовили первую машину «Багер», которую ранее закупали за границей.
Это была большая победа. Позднее было налажено производство элеваторных установок, насосов, дробилок, валков, истирателей, вагонеток… 5 марта 1937 года завод передали в ведение «Союзшартреста»: он стал готовиться к выпуску подшипников.

В 1939 году перед заводом поставили новую задачу — организовать производство автотракторных прицепов марки ПЗВ грузоподъёмностью 3 тонны. С июня 1939 года по 1940 год было выпущено 4735 прицепов. В Ирбите завод занял ведущее место. 1 мая 1941 года за победу в трудовой вахте коллективу вручили переходящее Красное знамя Народного комиссариата автопромышленности СССР.
Проводив сотни своих работников на фронты Великой Отечественной войны, завод начал перестройку всего производственного процесса. Продукция завода использовалась для транспортировки боеприпасов, горюче-смазочных материалов, воды, для монтажа спецоборудования, приготовления пищи, уничтожения живой силы и техники противника.

В период с 1941 по 1945 годы было изготовлено 28 339 прицепов, 9149 походных кухонь, сотни тысяч боеприпасов. Это стало возможным, благодаря самоотверженному труду всего коллектива завода и новой форме соревнования бригад за право называться фронтовыми. Одна из первых, получивших это высокое звание, была бригада командира Екатерины Богдановой. В апреле 1943 года ее бригада выполнила план на 362 процента и завоевала первое место в областном соревновании среди фронтовых бригад, смен, цехов. Сама Бригадир награждена почётной грамотой Свердловского облкома ВЛКСМ.
Из ушедших на защиту Отечества 1065 заводчан 379 погиб¬ли на полях сражений. Имена героев увековечены на обелиске боевой и трудовой славы, воздвигнутом трудящимися завода в честь 30-летия Победы советского народа над фашисткой Германией.

Потребности народного хозяйства в автомобильной технике постоянно росли. Осваивая имеющиеся мощности, только за первое мирное десятилетие завод изготовил 141370 автоприцепов и спецмашин. В то же время велась подготовка и освоение нового вида продукции — кухни походной КП-2-48. Одновременно налажен серийный выпуск более совершенного при¬цепа ИАПЗ-754В грузоподъёмностью 4 тонны: его постоянное совершенствование и улучшение качества дало возможность 10-12 процентов продукции отправлять на экспорт в 19 стран мира.

Ставились задачи: обновлять и совершенствовать продукцию. При освоении производства прицепа ГКБ-817 грузоподъёмностью 5,5 тонны и кухни походной КП-125М возникла необходимость в реконструкции пред-приятия, которая с 1970 года шла ускоренными темпами. Вдвое увеличился объём производства и энерговооружённость завода, уровень механизации вырос до 81 процента, производственные площади стали составлять 167,9 тысячи кв. м.

В перестроечное время в условиях экономических сложностей предприятие стало проблемной точкой: упал спрос на продукцию, был потерян оборонный заказ, что привело к снижению объёмов производства. Но завод, хотя неоднократно и переименовывался, остался на плаву, вписавшись в рынок.
Современный Ирбитский завод спецтехники сумел сохранить конструкторскую и производственную базу по производству автомобильной прицепной техники, полевых кухонь и подкатных тележек.
Структурно завод спецтехники входит в холдинговую компанию «Исеть-фонд».
История автоприцепного завода — не только история техники, это, прежде всего, история судеб нескольких поколений людей, отдавших свою жизнь во имя славы АПЗ. Все они — «свидетельство и свидетели», как вставал на ноги завод и развивался, как сложно было в войну и после неё, как пришлось адаптироваться к рыночной экономике…

На любые вызовы времени всегда был способен ответить крепкий директорский корпус завода. Яркие его представители — Григорий Иванович Лычкин (1950-1960 гг.), Михаил Иванович Колинько (1961-1973 гг.), Григорий Семёнович Шатравка (1974-1988 гг.).
С 2010 года и по настоящее время Ирбитский завод спецтехники возглавляет Мария Михайловна Коптева.

Комсомольская организация Ирбитского автоприцепного завода

В 1931 году была создана комсомольская организация, одна из самых крупных в городе. В её рядах состояло до тысячи человек.
В тридцатые годы лидером комсомольского актива был Венедикт Ефимович Горев. Как молодому специалисту, ему, наряду с основной работой, пришлось создавать на предприятии коллектив физкультуры и формировать команды по различным видам спорта.

В годы Великой Отечественной войны симпатией, уважением и признанием коллег пользовалась секретарь комсомольской организации завода Деня Моргачёва. Заслуженную славу имела комсомолка, бригадир фронтовой бригады Екатерина Богданова.

В 1950-1990-е годы комсомольцы вместе с трудовым коллективом, в связи с выпуском новых видов продукции, участвовали в реконструкции предприятия, совершенствовании производственных процессов, организации социалистического соревнования, повышении творческой активности молодёжи.
Комсомольский вклад есть и в создании в 1950 году для детей работников АПЗ пионерского лагеря «Салют». Высокого уровня достигла художественная самодеятельность. Первым руководителем танцевального коллектива был М. Р. Мазай, а его преемником стал А. А. Ситников, у которого среди многочисленных наград есть и почётная грамота Свердловского обкома ВЛКСМ. Хороших результатов постоянно добивались и заводские спортсмены.

Под эгидой комсомольского актива находились объекты социальной сферы: заводской клуб и музей, стадион «Сосновая роща», лагерь «Салют», цеховые «красные уголки»…
Мероприятий тогда проходило очень много. Это все культурные, спортивные походы, обязательно — субботники. Проводились конкурсы профмастерства. Оказывали помощь в уборке урожая в подшефном колхозе имени С. М. Кирова. Сложились замечательные традиции шефства предприятия над школой № 1.
Сегодня поколение заводчан-комсомольцев с теплотой и добротой вспоминает прошедшие на заводе годы.

Письмо-обращение к заводчанам XXI века

6 августа 1980 года на митинге, посвященном 50-летию Ирбитского автоприцепного завода, было принято письмо-обращение к заводчанам XXI века, которое заложили в «капсулу времени» с тем, чтобы вскрыть её в 2000 году.

Ветераны предприятия помнят тот день, когда даже дождь не портил торжество момента.
Людей было много: рабочие, молодёжь, ветераны войны и труда… У всех было состояние праздника. Только что прошла Московская олимпиада, которая стала своеобразным «пиком коммунизма».
На торжественном собрании во Дворце культуры «Современник» автоприцеповцы с гордостью и радостью узнали о высокой оценке их труда: указом от 6 августа 1980 года завод наградили Почётной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР за достигнутые успехи в выполнении производственных планов и социалистических обязательств.

Победителям трудовой вахты в честь 50-летия АПЗ вручали правительственные награды: медали за труд, почётные грамоты, значимые подарки (телевизоры, холодильники, магнитофоны…).
В дни 70-летия АПЗ капсулу вскрыли. Сегодня мы можем узнать, как видели будущее наши земляки, о чем они мечтали и на что надеялись:«Нынешнее поколение заводчан — воспитанное коммунистической партией Советского Союза, росло и мужало под знаменем Великого Октября. Мы сделали всё, чтобы приблизить коммунизм, чтобы вы, потомки, с благодарностью вспоминали нас. Это мы доказали делами. Мы твёрдо верим в светлые идеалы коммунизма. Завидуем нашим потомкам. Уверены, вы преумножите трудовую и боевую славу автоприцеповцев».

4 августа 2000 года на митинге работники и ветераны завода вновь приняли Приветственное письмо ирбитчанам, работникам автоагрегатного завода 2030 года, которым повезёт отмечать 100-летие предприятия. Заложить письмо в капсуле в стелу у проходной завода доверили ветеранам Василию Афанасьевичу Елькину и Валентину Николаевичу Быкову.

Время летит почти незаметно. 6 августа 2020 года рабочий коллектив и ветераны завода в составе 320 человек встретили 90-й юбилей старейшего предприятия Ирбита с верой и надеждой на достойную встречу исторического рубежа — 100-летия предприятия.

Материал подготовлен по источникам
из фонда краеведческой литературы
Центральной городской библиотеки им.
Д. Н. Мамина-Сибиряка

Список литературы:
Валикаева О. В. Зарождения машиностроения в Ирбите // Восход. – 12 дек.
Кротова А. Под эгидой комсомольского актива // Восход. – 2019. – 24 янв. – С. 7.
Ирбитский завод автомобильных прицепов / ред. Е. В. Константинова. – Нижний Тагил, 1980. – С. 2-6.
Мордяшова Л. Письмо в XXI век // Восход. – 2020. – 6 августа. – С. 3.
Мордяшова Л. Путь длиною в 90 лет // Восход. – 2020. – 6 августа. – С. 3.
Уралова С. Сначала школа, потом – завод // Ирбитская жизнь. – 2005. – 10 авг.