Поиск Обратная связь Домой Вконтакте Одноклассники Facebook Twitter YouTube Google+ Ирбитский краеведческий портал
Муниципального казённого учреждения культуры
"Библиотечная система"
Это интересно
Самолеты над городом

Первое упоминание об авиации в Ирбите относится к 1913 году, когда по всему городу проводился кружеч- ный сбор добровольных пожертвова-ний на усиление военного...


Самолеты над городом

От Байкала до Ирбита

В 80-е годы девятнадцатого века известный российский промышленник, исследователь Сибири  Александр Михайлович Сибиряков задался целью открыть сквозное движение судов по рекам Сибири от Байкала до Ирбитской пристани, которая для Сибири была самой западной, самой близкой к европейской России. Главным препятствием на этом грандиозном пути были пороги на Ангаре.

Александр Михайлович Сибиряков – (26 сентября (8 октября) 1849, Иркутск – 2 ноября 1933, Ницца) – иркутский купец 1-й гильдии, принадлежал к седьмому поколению одного из самых древних, богатых и влиятельных сибирских родов: его отец, Михаил Александрович Сибиряков (1815-1874), купец 1-й гильдии, владел золотыми приисками, заводами, пароходством, а его состояние оценивалось в 4 млн рублей.

После смерти отца в 1874 году Александр принял в управление семейные золотые прииски и пароходные компании. Помимо уже существовавших предприятий Сибиряков создал новые: в 1885 – «Ангарское пароходство» для организации буксирного движения по Ангаре до Братского острога. Предприниматель вынашивал планы развития Сибири путем «улучшения сообщений, устройства в ней дорог и каналов, морских сношений её с соседними странами».

В феврале 1886 года в четырех номерах газеты «Ирбитский ярмарочный листок» была опубликована статья «Пароходство по реке Ангаре», в которой сообщалось о получении А. М. Сибиряковым привилегии от правительства на устройство по реке Ангаре на 500-километровом участке, от села Братского (сейчас город Братск) до впадения в Енисей буксирного пароходства с приспособлениями для преодоления порогов.

Идея была не нова, и ряд предпринимателей уже возбуждал этот вопрос, но условия, которые ими выдвигались, были неприемлемы. Сибирякову были чужды личные своекорыстные расчеты. За право пользоваться водным путем по Ангаре он обязался ежегодно вкладывать по десять тысяч рублей на работы по расчистке фарватера Ангары, устроить удобные пристани для погрузки и выгрузки товаров. Но на предприятие, не сулящее – большую выгоду, трудно было найти компаньонов.

Во время пребывания Сибирякова на Ирбитской ярмарке, ему удалось окончательно составить компанию по устройству судоходства по Ангаре. В нее вошли крупный пароходовладепец Игнатов, суда которого курсировали по рекам Сибири вплоть до Ирбита, и чайная фирма наследников Губкина. У фирмы были своя выгода, интерес. Известные в России чаеторговцы имели свои конторы в Китае и на Цейлоне. Отсюда тысячи пудов чая привозились на Ирбитскую ярмарку.

Сибиряков уехал из Ирбита окрыленным: многолетние искания увенчались успехом. Планы его по соединению удобным путем двух великих водных бассейнов – Обского и Енисейского, ради внутренних интересов страны, сулили немало выгод для будущего любимого им сибирского края, дальнейшего развития российской торговли. Автор статьи в «Ирбитском ярмарочном листке» Левитов писал: «…вся продолжительная деятельность этого почтенного и замечательного труженика по открытию путей сообщения для Сибири доказывает, что Сибиряков – человек идеи и чужд каких-либо личных своекорыстных интересов, являясь совершенной противоположностью корыстным домогательствам прежних предпринимателей».

По словам Сибирякова, речь шла ни много ни мало о транспортировке водным путем в течение навигации одного только чая миллиона пудов, о чем он писал в работе «К вопросу о внешних рынках Сибири», изданной в Тобольске в 1894 году.

И в дальнейшем Сибиряков не раз приезжал в Ирбит, останавливаясь неизменно в гостинице «Сибирское подворье», (по улице Революции, 16), на складах которой хранились запасы сельди сосьвинской, ему принадлежавшей.

Именем легендарного исследователя Сибири, участника полярных экспедиций золотопромышленника Александра Михайловича Сибирякова назван ледокол, вступивший в строй в 1945 году.
Имя Александра Михайловича Сибирякова вошло в Большую Советскую Энциклопедию.

Список литературы:
Герштейн Я. Л. От Байкала до Ирбита // Восход. – 1988. – 24 авг. – С. 4.

 

Ирбитчане в Уральском обществе любителей естествознания

УОЛЕ – одна из крупнейших научно-краеведческих общественных организаций Российской империи и СССР. Образование УОЛЕ именно в 1870 г. стало крупным событием в области культуры и науки для Уральского края и России. 29 декабря 1870 года, в ак­товом зале екатеринбургской мужской гимназии состоялось первое общее собрание уче­ных Урала, положившее нача­ло обществу. С 82 членов-учредителей за первое же пятилетие общество, выросло вдвое и ежегодно пополня­лось…

Тайна «Острова сокровищ»

Невероятное происшествие случилось однажды с любознатель­ным сибирским купцом Акимом Седых, которому довелось как-то забрести на Ирбитской ярмарке в книжную лавку. Здесь на глаза ему попалась книга «Остров сокровищ» замечательного английского писателя Стивенсона. По сюжету произведения в 1684 году английский пират Уильям Дэмпир высадился на небольшом скалистом островке в Тихом океане, клочке суши пло­щадью 30 квадратных километров и назвал его…

Татарское побоище 1662 года

«И теперь еще зовется то место, напротив дерев­ни Старой Шмаковой — «Татарское побоище». По­тому что бились там «татара» с «татарами», ибо русские поселенцы не отличали татар от башкир…». «Татарское побоище» 1662 года решило судьбу Ирбитской слободы, основанной верхотурским боярским сыном Василием Ивановичем Муравьёвым. Такова гипотеза ирбитского краеведа Николая Ямова, раскрытая в художественном очерке «Татарское побоище». Осенью 1662 года «калмыцкие воинские люди», «воровские татара» и «воровские башкирцы»…

«Чудские городки» в Ирбите

Известный российский этнограф и фольклорист Н. Е. Ончуков записал на Урале в 1927 году легенду о чудском народе: «Дивьи люди живут в Уральских горах, выходы в мир имеют через пещеры. Дивьи люди небольшого роста, очень красивы и с приятным голосом, но слышать их могут только избранные… Рассказывают, что в селах Белослудском, Зайково и Стриганском в полночь слышится звон: слышали его только люди хорошей жизни, с чистой совестью…». Действительно, вблизи села Стриганского среди ровной местности…

Ирбитский экспонат в американском музее

В хранилищах Национального почтового музея при Смитсоновском институте в Вашингтоне находятся тысячи редких марок со всего мира. Сре­ди них есть марки времен зарождения земской почтовой связи России, в том числе и Ирбитской. В 1871 году уездная управа представила зем­скому собранию доклад «Об учреждении земской почты в Ирбитском уезде с будущего 1872 года». 27 сентября 1872 года управа доложила земскому собранию, что земская почта «введена с 1 января настоящего года»…

«…К нему не зарастет народная тропа»

Александр Сергеевич Пушкин! Это имя дорого ирбитчанам разных поколений. Так, в 1837 году ирбитский городской голова А. Д. Маслов, сознавая важность знакомства учащихся с творчеством великого по­эта, пожертвовал в пользу уездного училища 35 рублей на выписку полного собра­ния сочинений А. С. Пушки­на. В 1861 году на сооруже­ние памятника Александру Сергеевичу в Царском Селе преподаватели и смотрите­ли уездного училища пожер­твовали 7 рублей…

Мамонты в Ирбите

Нет, вы не думайте, что они явились в город из близлежащего леса, как рысь в 1963 году. Дело было так… В тот год пенсионер Александр Александрович Ку­зьминых начал возводить домик по улице Семилетки, 40, в новом тогда поселке имени Гагарина, что за реч­кой Грязнушкой. Место ему отвели на косогоре, откуда открывался хороший вид на лесистые Бугры и на до­лину неширокой речки, которая протекала внизу. Рукой подать и до линии железной дороги, отходящей в сто­рону Екатеринбурга…

Воровские тайники, ходы и подвалы

Первые строения Ирбита появились в 1631 году. Как и все поселения того време­ни в Зауралье, Ирбитская слобода тоже выг­лядела укреплением. Не слишком грозны были ее рвы и валы для врага, а деревян­ные стены можно было легко сжечь. Но ка­ково бы ни было укрепление, по фортифика­ционным канонам того времени оно должно было иметь подземные сооружения оборон­ного назначения. Можно предполагать (ибо никаких документальных подтверждений пока не найдено), что Ирбитская слобода располагала этим необходимым арсеналом…