Поиск Обратная связь Домой Вконтакте Одноклассники Facebook Twitter YouTube Google+ Ирбитский краеведческий портал
Муниципального казённого учреждения культуры "Библиотечная система" г. Ирбит

Бирюков Александр Михайлович

Среди известных людей города Ирбита — Александр Михайлович Бирюков, Заслуженный работник культуры РСФСР, ветеран Вели­кой Отечественной войны, кавалер ордена «Знак Почёта», двенадцать лет был депутатом городского Со­вета. За труд и за любовь к своему городу он снискал уважение мно­гих ирбитчан, одним из первых стал Почётным гражданином города Ирбита.

За его плечами почти шестьде­сят лет трудового стажа в одном-единственном об­разовательном учреждении, имя которому — Дом пионеров (ныне Центр детского творчества). У руля своего ко­рабля он встал в 1949 году. Десят­ки тысяч мальчи­шек и девчонок нашего города прошли, как го­ворят, его школу. Он был бессмен­ным руководите­лем ансамбля песни и пляски Дома пионеров в течение 45 лет. Руководил создан­ными им же музеем и хором, в ко­тором занимались и продолжают заниматься его бывшие воспитанники — «шестидесятники» и «семи­десятники». «С песней по жизни» — назвали они свой хор, так как имен­но с ней они неразлучны почти пол­века. Скоро год как нет с нами лю­бимого руководителя и наставника, но дело его продолжается.

Родился Александр Михайлович 16 января 1921 года в деревне Ольховка Ирбитского района. Кре­стьянская семья Бирюковых состо­яла из пяти человек. Отец и мать Бирюковы были землеробами. В 1929 году они вступили в коммуну «Гигант». И с той поры были чле­нами колхоза имени Свердлова. Мать многие годы возглавляла бригаду овощеводов, отец — разно­рабочий. Маленький Саша и два его брата очень любили петь русские песни. «Сядем иной раз вместе с родителями, — вспоминает Алек­сандр Михайло­вич, — и ну петь. Кто кого перепо­ёт. А у соседа была гармошка. Соберутся, быва­ло, вечерком око­ло его дома одно­сельчане, уся­дутся на зава­линку человек 20~30 взрослых и распевают на всю деревню. Дети, как правило, в это время сидели в стороне на по­лянке и только слушали. Я тоже сначала был вольным слуша­телем, а однаж­ды отважился вместе со всеми под­тянуть знакомую песню. На меня сразу обратили внимание. С тех пор уже против моего пения никто не возражал. Так я и пристрастил­ся к нему».

Позднее в Знаменской школе, где учился Саша, уроки пения и музыки будущему хормейстеру преподал Никандр Артемьевич Рысев. В 1935 году, окончив семи­летку, Саша Бирюков поступил в Ирбитское педагогическое училище. Уроками музыки в то время руководил Александр Иванович Брусницын. Он и поведал ему мно­гие секреты музыкальной грамоты. Нередко в училищном хоре Алек­сандр был запевалой. Помимо это­го, он прекрасно читал стихи и иг­рал в спектаклях. Учиться было сложно, да и помощи из дома ждать не приходилось — сами еле-еле пе­ребивались с куска на кусок. Сти­пендия в училище была крошеч­ная, а потому будущий педагог не­редко со своими друзьями после занятий отправлялся на железно­дорожную станцию разгружать вагоны. К тому же в 1937 году, по ложному доносу председателя колхоза, отец семейства Бирюко­вых был репрессирован. Позднее он, конечно, был оправдан област­ным судом, но те страшные трид­цатые годы надолго останутся в памяти юноши, вступающего во взрослую жизнь, которая то и дело подставляла подножки.

В 1938 году Александр перевёл­ся на заочное отделение, а вскоре сдал досрочно экзамены и получил назначение учителем в одну из на­чальных школ Ирбитского района. Деревня Пишуки, где предстояло начать свою трудовую деятель­ность Александру Михайловичу, особой цивилизацией не отлича­лась: в ней не было ни электриче­ства, ни телефонной связи, ни ра­дио. Энергичный молодой педагог тут же принялся за работу не только в школе, но во всей деревне. Вместе с комсомольцами оживил работу клуба, в котором до его при­ема спали овцы и козы. На первую же зарплату купил себе гитару, быстро её освоил, а затем организо­вал при клубе са­модеятельность. Его агитбригаду и драмкружок вско­ре узнали во всём Ирбитском райо­не. Но так как в Пишуках насчи­тывалось неболь­шое количество учащихся, на­чальство оставило там всего одного учителя.

В 1940 году Александр Михайлович был пере­ведён в город Серов, в начальную школу № 18. Страсть к музыке, к песне не давала молодому педаго­гу покоя, и на новом месте он вновь создаёт коллектив детской самоде­ятельности. Но знаний по искусст­ву не хватает, и тогда Александр Михайлович сам записывается в ансамбль песни и танца во Дворце металлургов. Руководители ансам­бля Разумовский и Распопина мно­гому научили его.

В 1940 году А. М. Бирюков был призван в ряды Красной Армии, но так как их призыв по непонятным причинам долго откладывался, то до определённого момента всем разрешили уехать домой, и Алек­сандр Михайлович отправился в Ирбит, к маме. Повестка долго не приходила, он решил устроиться на работу. Учительской вакансии в школе не оказалось. Тогда райком комсомола направил его завклубом, массовиком и физруком на пивзавод. Там, по воспоминаниям

Александра Михайловича, было большое поле деятельности. Ему удалось сколотить несколько хоро­ших коллективов. Дети пели и танцевали, а взрослые ещё и игра­ли в спектаклях. Причём артиста­ми были ведущие специалисты за­вода.

Начало Великой Отечествен­ной войны застало Александра Михайловича и театральный кол­лектив завода в одной из близле­жащих деревень Ирбитского рай­она, где они играли спектакль. К концу представления пришёл на­рочный и потребовал срочно от­править машину по мобилизации в город. В течение месяца артис­ты выступали на мобилизацион­ных пунктах со своими концерт­ными программами. А 22 июля 1941 года 11 ирбитчан, в числе ко­торых был и Александр Михайло­вич, отправили в Гомельскую школу пилотов, которая к тому времени была эвакуирована в Уфу, затем будущих летчиков перевели в Стерлитамак. Там, в учебной эскадрилье они учились летать на «У-2». К зиме 1941 года на территории училища были сде­ланы землянки и подземный клуб, где вовсю кипела самодеятель­ность. Молодой преподаватель, будущий лётчик в свободные от учёбы минуты лихо пел, танцевал и даже успевал учить других. В июле 1942 года, после окончания школы Александр Михайлович был направлен в Энгельское авиа­ционное училище для дальнейше­го обучения, но так как немцы каж­дую ночь бомбили Саратов, то кур­санты стали ещё и зенитчиками, охраняя железнодорожный мост через Волгу. В конце сентября фа­шистов от Саратова и Энгельса от­бросили назад, и хотя обучение в училище продолжалось, летать курсантам пока не представлялось возможным, потому что не хвата­ло техники. После Сталинградской битвы напряжение на Волге спало, и учёба пошла полным ходом. Но и тогда у курсантов было свободное время, которое они проводили в Доме культуры Энгельского гар­низона, в котором в 1943 году был создан ансамбль песни и танца, где А.М.Бирюков выступал в качестве ведущего солиста. Даже в те тяжё­лые военные годы находилось время и место для проведения смот­ров художественной самодеятель­ности, в которых ансамбль училища занимал нередко почетное пер­вое место. Не раз будущие пило­ты выезжали с концертами и в бо­евые соединения авиации.

В 1944 году Александр Михай­лович окончил училище, но его ос­тавили для прохождения повы­шенных курсов лётчиков-инструк­торов. Только после их окончания молодой пилот был отправлен в действующий боевой полк на ста­жировку. Летал он в эскадрилье пикирующих бомбардировщиков на Донском фронте. Никогда не за­будет Александр Михайлович фронтовые встречи с воздушными асами Мариной Расковой, Михаи­лом Громовым, Михаилом Водо­пьяновым.

В ноябре 1945 года Александр Михайлович был демобилизован из рядов Красной Армии и уже че­рез месяц работал воспитателем и завучем в детском доме. Летом воспитатели вместе с детьми заготав­ливали сено, ягоды, грибы, веники и многое другое. В 1947 году дет­ский дом расформировали и А.М. Бирюкова перевели учителем в мужскую школу № 4. Там он орга­низовал ансамбль песни и танца, в коллектив которого было принято 100 добровольцев. Через два меся­ца на городском смотре школ ан­самбль мальчиков занял первое место. Ирбитчане старались не пропускать концертов, где высту­пали этот хор и ансамбль. 1948-1949-й учебный год стал для юных артистов расцветом деятельности.

В августе сорок девятого заве­дующая гороно А. И. Почебут упро­сила Александра Михайловича принять Дом пионеров, в котором кружковцев занималось всего лишь 21 человек, а в «дополнение» к Дому пионеров ему предложили возглавить и Дом учителя. Согла­сившись на руководство этими уч­реждениями, будущий директор прежде всего набрал контингент детей, основу которого составили его артисты из четвёртой школы, а к ним вскоре присоединилось и два десятка девочек. Так было положе­но начало первому детскому ан­самблю песни и танца Дома пионе­ров.

Сорок пять лет руководил сво­им детищем Александр Михайло­вич. Сегодня как в Центре детско­го творчества, так и в других уч­реждениях образования и культу­ры работают множество его учени­ков, перенявших от своего учите­ля любовь к детям. Шесть лет назад по инициативе А.М. Бирюкова при Центре детского творчества был открыт музей Дома пионеров. В альбомах и папках хранятся фо­тографии, грамоты, благодарности, письма его учеников. Под стеклом в витринах красуются призы и су­вениры, которыми одаривались на различных конкурсах питомцы Дома пионеров. Самому учителю в этом музее дорога была каждая страница истории.

Список литературы:

Вялкова, С.  С песней по жизни, или полвека с детьми // Веси. – 2009. — № 2. – С. 70.