Поиск Обратная связь Домой Вконтакте Одноклассники Facebook Twitter YouTube Google+ Ирбитский краеведческий портал
Муниципального казённого учреждения культуры
"Библиотечная система"

Голубев Василий Васильевич

Особую страницу в истории Ирбитского драматического театра им. А. Н. Островского представляют собой военные годы. В это время его директором был Василий Васильевич Голубев. Это был большой актер и по своим человеческим параметрам и по актерскому дарованию. Родился он в 1888 году. Где и когда – история об этом пока умалчивает. Еще до Великой Октябрьской революции сирота, Вася Голубев, возымел мечту пойти в артисты. Свои первые шаги в искусстве Голубев сделал у антрепренера Д.М. фон Мевеса. Там он впервые вышел на сцене в роли Мити из пьесы А. Н. Островского «Бедность не порок».  Осенью 1915 г, в самый разгар Первой мировой войны, антрепренер привез свою театральную труппу в Саратов. С этой целью он снял городской театр. Работа актеров у Мевеса продолжалась всего лишь несколько месяцев в году. А остальное время артисты были вынуждены искать себе другой вид заработка. А потому вскоре молодой актер Василий Голубев попадает в антрепризу, прогрессивного по тем временам, театрального деятеля Н.И. Собольщикова – Самарина, где уже работали его друзья.

Антрепренер активно развивал систему Станиславского, а одновременно и «левый театр» (параллельно с городскому). Там актеры пробовали себя в самых разных жанрах, театрального искусства и в различной технике исполнения. Могли также свободно излагать свои мысли языком театра. Вспоминая это время, Василий Васильевич говорил: «Я многому научился у Самарина. Работая в провинции, он пытался поднять уровень ее театральной культуры. Много занимался просветительской деятельностью, пытаясь привлечь к театру самые широкие круги публики, для чего устраивал спектакли по сниженным ценам или бесплатно. Обращался преимущественно к классическим произведениям и лучшим пьесам современного репертуара. Как режиссёр он поставил   15 пьес А.Н. Островского. Кто-то из театральных работников назвал Самарина «Островским русской режиссуры». Вот у такого неординарного антрепренера я и набирался актерского мастерства».  Помимо Собольщикова-Самарина молодой артист учится у таких больших мастеров, как М.М. Петипа, чье имя прочно вошло в историю русского театра.
После 1917 года театр начал жить и творить по-новому. Создается совершенно другой репертуар. Он создает подлинные образы революционеров, которые в дни Октября были вожаками рабочего класса.    В 1927 году для артиста Голубева начинается новый этап театральной деятельности.  Ему было поручено возглавить вновь созданный показательный трудовой коллектив «Драма и комедия» в городе Саратове. Помимо этого он активно продолжает творить и на сцене.  Его видели зрители Минска, Астрахани, Москвы. А с мая 1932 года его деятельность переносится на Урал и до конца жизни она будет связана с Ирбитским театром.  В Ирбит В.В.  Голубев приехал по приглашению руководства города и области, чтобы возглавить наш театр. Когда Василий Васильевич согласился на приезд, товарищи по предыдущей работе пугали его: «Это же край земли, серый Урал. Куда тебя понесло?» Но Ирбит встретил его приветливо и очень гостеприимно. Положение театра на тот период было очень удручающим. Декоративная мастерская сгорела, состав труппы был переброшен в Ревду. Ему, как художественному руководителю, необходимо было принять срочные меры по восстановлению репертуара и подготовке театра и к открытию зимнего сезона.  Начали с постановки спектакля по пьесе А.Н. Островского «Без вины виноватые», с той самой, с которой начинал свою деятельность в Ирбите театр в 1920 году, под руководством А.Е. Иконникова. Главным направлением на тот момент было насыщение репертуара современными спектаклями – «Любовь Яровая» К. Тренева, «Разлом» Б. Лавренева, «Поднятая целина» по роману М. Шолохова и др. А также театр того времени не забывал и лучшие произведения классики. На его сцене шли «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Дети солнца» М.  Горького и, конечно, многие пьесы А.Н. Островского, которые всегда пользовались неизменным успехом.

Позднее Василия Васильевича приглашали вновь вернуться в Саратов, а также в другие крупные города, но они вместе с женой, Валентиной Петровной Валентиновой, тоже артисткой нашего театра, сердцем прикипели к Ирбиту, к людям.

В трудных условиях Великой Отечественной войны, когда не хватало кадров, постановочных материалов, В.В. Голубев умело руководил коллективом, труппой и как актер создавал незабываемые образы. В 1943 году артисты театра вносят свой большой вклад в оборону страны – около полумиллиона рублей.

Василий Васильевич вспоминал: «Театр делал все от него зависящее для мобилизации усилий трудящихся на разгром фашистских захватчиков. Одними из первых в Советском Союзе, сразу после опубликования в газете «Правда», мы поставили пьесу К. Симонова «Русские люди». В ней я играл роль простого, но беззаветно преданного Родине фельдшера Глобу. Так же были осуществлены постановки «За тех, кто в море», «Пограничники», «Русский вопрос», «За вторым фронтом» и многие другие». В театре была организована фронтовая концертная бригада. В Ирбитском краеведческом музее, в альбомах об истории советского театра, которые с любовью составлял Василий Васильевич, хранятся несколько благодарностей от военного командования и две телеграммы от самого И.В. Сталина за ту большую работу, которую театр совершал в годы Великой Отечественной войны.

С октября 1953 года Василий Васильевич слагает с себя полномочия директора и полностью отдается актерской работе. Ирбитчане, его современники, хорошо помнят запоминающиеся образы, созданные им в те годы: это и генерал Реутов в спектакле «Крепость на Волге», профессор Полежаев в «Беспокойной старости» Фердинанд в «Коварстве и любви». А всего Василий Васильевич за свою жизнь сыграл более 300 ролей, поставил, как режиссер, около восьмидесяти спектаклей.

Над своими ролями, как вспоминали его партнеры по сцене, он работал вдумчиво, начиная с малого, исследуя внешние характерные признаки своего героя, постоянно переходя к его внутреннему облику.

Коллеги отмечали его, как человека до мозга костей театрального. Он обладал врожденной чуткостью и тонко знал психологию каждого.
Много лет Василий Васильевич вел общественную работу, возглавлял партийную организацию театра. В 1971 году ему присвоили звание «Почетный гражданин города Ирбита»

У него, как рассказывали мне старожилы, всегда имелась при себе записная книжка, испещренная записями, которые, надо полагать и легли потом в основу его воспоминаний, где есть и такие слова: «Я счастлив, что мы с моей женой Валентиной Петровной Валентиновой, встретили в этом театре 100, 110 и 120 лет его существования».

В 1958 году театр отмечал 70-летний юбилей Василия Васильевича. На это торжество съехались друзья: артисты, режиссеры со всех уголков страны. Вечер начался со спектакля А. Корнейчука «Макар Дубрава». Юбиляр исполнял главную роль — Макара Дубравы. Перед последним действием спектакля были зачитаны приветственные телеграммы. От имени Всероссийского театрального общества В.В. Голубева поздравила Народная артистка СССР, председатель Всесоюзного театрального общества, А. Яблочкина. А всего на имя юбиляра поступило 170 поздравительных телеграмм: из многих других городов бывшего СССР. Василий Васильевич был награжден грамотами и ценными подарками.

В 1961 году Голубев исполнил свою прощальную лебединую песню в героической комедии «Сын века».  После чего он уже приходил в театр, не как артист, а как благодарный зритель и консультант. Не стало Василия Васильевича в 1972 году.

29 апреля 1971 года Василию Васильевичу присвоено звание «Почётного гражданина города Ирбита».

Судьба наградила артиста отменными актерскими и человеческими данными, подарив ему замечательную возможность нести со сцены людям радость. И он это делал с блеском, вызывая в зале бурю зрительских аплодисментов. Он был настоящим сыном двадцатого века.

Автор: актриса Ирбитского драматического

театра им. А.Н. Островского С.С. Вялкова