Поиск Обратная связь Домой Вконтакте Одноклассники Facebook Twitter YouTube Google+ Ирбитский краеведческий портал
Муниципального казённого учреждения культуры "Библиотечная система" г. Ирбит

Иконников Анатолий Евгеньевич

Анатолий Евгеньевич Иконников

«умел заворожить зрителя»

Родился Анатолий Евгенье­вич 23 апреля 1893 года в Ирбите. Отец Евгений Алек­сандрович являлся председа­телем уездной Земской уп­равы, а мать Клеопатра Ва­сильевна приобрела извест­ность тем, что открыла в го­роде книжный магазин. Дом их стоял недалеко от театра, и во время ярмарочных сезо­нов мальчик нередко бегал посмотреть на заезжих артис­тов. Среди его родственников было немало любителей те­атрального искусства, кото­рые приобщили к игре и То­лю. Его дебют состоялся в одном из самодеятельных спектаклей, название  которо­го, к сожалению, пока оста­ется неизвестным. Театр так увлекает юношу, что он посту­пает учиться в Московское те­атральное училище и в 1918 году его блестяще заканчива­ет. Во время учебы, приехав на каникулы в Ирбит, моло­дой начинающий артист ор­ганизовал из местных любите­лей актерскую труппу, и вско­ре зрителям были предложе­ны интересные  спектакли.

После окончания училища он, вернувшись в родной го­род, стал режиссером музы­кального драматического кружка. Позднее Анатолий Евгеньевич вспоминал: «Это было трудное, но замечатель­ное время. Вечером собира­лись на репетицию, а ночью шили костюмы на свои день­ги.

Местная газета «Ирбитский вестник» в 1917 году писа­ла: «С эстрады театра льют­ся красивые звуки баритона. Тонко, прочувственно играет пианист Дорнбуш. Декларатор Иконников с большим темпе­раментом и высокохудожест­венно читает «Анатему».

Кстати, любовь к литера­турным произведениям, к их прочтению со сцены Анатолий Евгеньевич пронес через всю жизнь. Нередко можно было увидеть его, читающего стихи, монологи, басни в клубах, в рабочих коллективах, среди друзей и любителей поэзии на городских концертах. И мало кто знает, кроме, по­жалуй, тех, кто с ним жил и работал, что в жизни А. Е. Иконников был немногосло­вен, так как очень заикался. «Несмотря на это он мог чи­тать полчаса, час и …без за­пинки, — рассказывает вете­ран сцены актер А. П. Алек­сандров.— Его льющийся голос буквально завораживал зрителей».

Но вернемся к началу твор­ческой деятельности Анато­лия Евгеньевича. В 1919 году его попросили сформировать постоянную профессиональ­ную актерскую труппу для городского театра. «Много было трудностей, — вспоми­нал А. Е. Иконников, — не хватало актеров, не было кос­тюмов, отсутствовали спе­циальные технические прис­пособления для постановки спектакля. Но желание со­здать настоящий театр было настолько велико, что труд­ности отступали. И вскоре труппа была сформирована. Но прежде всего нам при­шлось приводить в порядок помещение театра: несколько лет в нем содержали пленных. Они оборвали бархат на пор­тянки, замусорили фойе, сце­ну, гримировочную. Вместо репетиций пришлось взяться за черновую работу. Управившись со всем этим,  решили подготовить поста­новку спектакля по пьесе А. Н. Островского «Без вины ви­новатые».

Премьера первого спектак­ля состоялась 20 октября 1920 года. Роль Незнамова исполнял Анатолий Евгенье­вич. В профессиональную труппу вошли тогда молодые образованные люди: профес­сиональные и непрофессио­нальные актеры, страстно увлекавшиеся театром,  литера­турой,

Местная газета не раз от­мечала талантливую моло­дежь, ее интеллект, мастер­ство перевоплощения. Анато­лий Евгеньевич сразу же занял в театре ведущее место, создав на сцене множество образов. Галерею ролей, сы­гранных Иконниковым, невоз­можно даже перечислить. Просматривая летопись 40-х и 50-х годов, я обнаружила, что он играл почти в каждом спектакле. Его персонажи всегда привлекали своей на­сыщенной внутренней жиз­нью, какой-то особой духовной наполненностью. Таковы его очень далекие друг от друга герои: Кнуров в «Беспридан­нице» А. Н. Островского. Монтанелли в «Оводе», доктор Ло­мбарде в «Слуге двух гос­под» К. Гольдони и другие.

В моем списке числится по­ка чуть более пятидесяти ро­лей, которые сыграл Анато­лий Евгеньевич. А это тысячи часов напряженного, бескоры­стного труда; это радость премьер и печаль расставаний с сошедшей со сцены поста­новкой; это потертые, взлох­маченные, почерканные по­метками экземпляры пьес, ролей. И это, конечно, люди —артисты, режиссеры, работ­ники цехов, которые любили Анатолия Евгеньевича  не только за его добросовест­ность и энергию, а еще и за то, что он был просто хоро­ший человек.

Александр Петрович Алек­сандров и его супруга Васса Михайловна вспоминают: «Бывая у него дома, мы всегда чувствовали какое-то необычное тепло. Прекрасной чертой Анатолия Евгеньевича было дружелюбие и сердечное отношение к людям. Он был человеком высочайшей внут­ренней культуры.

На сцене с ним также было приятно и легко работать. Он был очень пунктуален, никогда не позволял себе опоз­дать на репетицию или быть к ней не готовым. До начала спектакля еще 15—20 ми­нут, а он уже стоит в кулисах, готовится к выходу. Знание текста роли всегда было без­упречным. Партнера он не  просто уважал, но и старался помочь ему подобрать «клю­чик» к своей роли».

А каков он был в домаш­ней обстановке? Из воспоминаний внучки Анатолия Евгеньевича Тать­яны Пупенок: «Вспоминаю не только спектакли и репетиции, на которых бывала много раз и наблюдала за игрой дедуш­ки, но все больше он мне от­крывается своей внутренней, скрытой сущностью и сегод­ня является олицетворением доброты. Он всегда находил время, чтобы выслушать ме­ня, объяснить непонятное, сделать вместе со мной ка­кую-либо игрушку, хотя у не­го было множество    других  дел: выстригал и наклеивал газетные вырезки, писал друзьям письма, а их  было очень много. Со мной, с ребенком, делился впечатлениями от увиденного и слышанного, как бы спрашивая у меня совета.

Я любила    наблюдать за дедом, когда он собирался на репетицию или спектакль. Сначала тщательно брился, потом долго перед зеркалом причесывался, проверял кос­тюм и, помахав мне рукой, уходил. Незабываемым пра­здником для нас, ребятишек, был Новый год. С улицы Со­ветской, где мы тогда жили, приходило много детей. Для каждого дедушка и бабушка (Елизавета Петровка) гото­вили своеобразные подарки. Для угощения варили боль­шую кастрюлю компоту, стря­пали печенье, а затем после застолья разыгрывали разные сценки, пели песни, читали стихи. Бабушка (она работала в театре портнихой) заранее готовила всем артистам кос­тюмы. Дед на празднике си­дел вместе с нами во главе длинного стола и «командовал парадом». Праздник проходил весело».

29 апреля 1971 года Анатолию Евгеньевичу присвоено звание «Почётный гражданин города Ирбита».

Большую и интерес­ную жизнь прожил Анатолий  Евгеньевич  Иконников. Вместе с женой Елизаветой Петровной они воспитали троих  дочерей. Та­мара живет в Белоруссии, Светлана — в Тольятти, Ан­на здесь, в Ирбите. С именем Анатолия Евгеньевича Иконникова  связана целая эпоха в театре – более 50 лет. И это – подвиг!

Автор С.С. Вялкова,

актриса Ирбитского драматического

 театра им. А.Н. Островского