Ирбитский краеведческий портал
Муниципального казённого учреждения культуры "Библиотечная система"
Поиск Обратная связь Домой Вконтакте Одноклассники Facebook Twitter YouTube Google+
Это интересно
Самолеты над городом

Первое упоминание об авиации в Ирбите относится к 1913 году, когда по всему городу проводился кружеч- ный сбор добровольных пожертвова-ний на усиление военного...


Самолеты над городом

Самолеты над городом

Первое упоминание об авиации в Ирбите относится к 1913 году, когда по всему городу проводился кружечный сбор добровольных пожертвований на усиление военного воздушного флота. Собрано было 1045 рублей три копейки.

Впервые шасси самолета коснулось ирбитской земли в 1934 году, в День авиации 18 августа. Это был агитрейс для сбора средств на авиазвено имени Челюскинцев. «Премией» за успеш­ный ход сельскохозяйственных работ был прилет и посадка само­лета на поле шмаковского колхоза «Красный борец». А в Сверд­ловск на праздник Дня авиации слетала колхозница Евгения Ту-пицына, ударница, собравшая больше всех денег на самолет «Ирбитский колхозник».

Тогда же ирбитчане увидели дирижабль ВР-6, совершавший тре­нировочный полет над многими районами Урала.

В июне 1935 года в Ирбит прилетел самолет, на крыльях которого виднелись слова «Ирбитский колхозник». Этот самолет из звена имени Челюскинцев был построен на средства трудящихся Ирбитского района. Большая колонна делегатов съезда колхозников-ударников под марш духового оркестра из здания го­родского театра, где проходил съезд, направилась на загородный луг, куда села рукотворная птица. В этот день знатные люди района впервые в жизни совершали полет над Ирбитом. Среди них луч­ший комбайнер района А. А. Бурундуков. В предвоенные годы он убирал до 500 и более гектаров зерновых.

В том же тридцать пятом году в Ирбите был построен первый ангар и оборудована взлетно-посадочная полоса для небольших са­молетов. Но самолеты в то время посещали Ирбит нечасто. В пери­од Великой Отечественной войны воздушное сообщение с нашим городом оживилось. Самолеты прилетали за важным военным гру­зом и даже за картошкой для рабочих Нижнего Тагила.

После войны стали регулярными полеты пассажирских самоле­тов. В деревянном доме аэропорта разместились радиостанция, касса и квартира обслуживающего персонала.

Ирбитский аэропорт был одним из самых низинных в области, затоплялся весенними водами, поэтому позднее других восстанавли­вался весной, но размокал после обильных летних дождей.

Самолеты «У-2», «Ан-2» ежедневно делали до десяти рейсов. Из Ирбита можно было улететь в Байкалово, Слободу Туринскую, Туринск, Артёмовский, Алапаевск, Тавду. Самолеты перевозили в год по десять тысяч пассажиров. В 1974 году в Ирбит было достав­лено 700 тонн грузов, вывезена 21 тысяча тонн. В последующие годы поток пассажиров и грузов увеличивался. Аэропорт принимал и патрульные самолеты лесной охраны, а также самолеты специаль­ного применения — помощников земледельцев.

Ежедневно, кроме понедельника, Ирбит получал по воздуху 700-800 килограммов газет — больше, чем любой из «малых» аэропортов нашей области! Вот какой читающий был в тот период наш город и район!

Проводились и «небесные экскурсии» над Ирбитом. В один из воскресных дней триста жителей города и района, в основном школь­ники, увидели родные места с высоты птичьего полета.

В 80-е годы XX века  в незатопляемой зоне за рекой Ницой начиналось строительство большого аэродрома, однако с началом «перестрой­ки» оно затихло.

Список литературы:

Герштейн Я. Л. Самолёты над городом // Край наш ирбитский : краеведческие очерки / Я. Л. Герштейн. – Екатеринбург, 1997. – С. 104-106.

Александр Михайлович Сибиряков

От Байкала до Ирбита

В 80-е годы девятнадцатого века известный российский промышленник, исследователь Сибири  Александр Михайлович Сибиряков задался целью открыть сквозное движение судов по рекам Сибири от Байкала до Ирбитской пристани, которая для Сибири была самой западной, самой близкой к европейской России. Главным препятствием на этом грандиозном пути были пороги на Ангаре. Александр Михайлович Сибиряков – (26 сентября (8 октября) 1849, Иркутск – 2 ноября 1933, Ницца) – иркутский купец 1-й гильдии, принадлежал…

УОЛЕ

Ирбитчане в Уральском обществе любителей естествознания

УОЛЕ – одна из крупнейших научно-краеведческих общественных организаций Российской империи и СССР. Образование УОЛЕ именно в 1870 г. стало крупным событием в области культуры и науки для Уральского края и России. 29 декабря 1870 года, в ак­товом зале екатеринбургской мужской гимназии состоялось первое общее собрание уче­ных Урала, положившее нача­ло обществу. С 82 членов-учредителей за первое же пятилетие общество, выросло вдвое и ежегодно пополня­лось…

Тайна «Острова сокровищ»

Тайна «Острова сокровищ»

Невероятное происшествие случилось однажды с любознатель­ным сибирским купцом Акимом Седых, которому довелось как-то забрести на Ирбитской ярмарке в книжную лавку. Здесь на глаза ему попалась книга «Остров сокровищ» замечательного английского писателя Стивенсона. По сюжету произведения в 1684 году английский пират Уильям Дэмпир высадился на небольшом скалистом островке в Тихом океане, клочке суши пло­щадью 30 квадратных километров и назвал его…

Татарское побоище 1662 года

Татарское побоище 1662 года

«И теперь еще зовется то место, напротив дерев­ни Старой Шмаковой — «Татарское побоище». По­тому что бились там «татара» с «татарами», ибо русские поселенцы не отличали татар от башкир…». «Татарское побоище» 1662 года решило судьбу Ирбитской слободы, основанной верхотурским боярским сыном Василием Ивановичем Муравьёвым. Такова гипотеза ирбитского краеведа Николая Ямова, раскрытая в художественном очерке «Татарское побоище». Осенью 1662 года «калмыцкие воинские люди», «воровские татара» и «воровские башкирцы»…

«Чудские городки» в Ирбите

«Чудские городки» в Ирбите

Известный российский этнограф и фольклорист Н. Е. Ончуков записал на Урале в 1927 году легенду о чудском народе: «Дивьи люди живут в Уральских горах, выходы в мир имеют через пещеры. Дивьи люди небольшого роста, очень красивы и с приятным голосом, но слышать их могут только избранные… Рассказывают, что в селах Белослудском, Зайково и Стриганском в полночь слышится звон: слышали его только люди хорошей жизни, с чистой совестью…». Действительно, вблизи села Стриганского среди ровной местности…

Ирбитский экспонат в американском музее

Ирбитский экспонат в американском музее

В хранилищах Национального почтового музея при Смитсоновском институте в Вашингтоне находятся тысячи редких марок со всего мира. Сре­ди них есть марки времен зарождения земской почтовой связи России, в том числе и Ирбитской. В 1871 году уездная управа представила зем­скому собранию доклад «Об учреждении земской почты в Ирбитском уезде с будущего 1872 года». 27 сентября 1872 года управа доложила земскому собранию, что земская почта «введена с 1 января настоящего года»…

Александр Сергеевич Пушкин

«…К нему не зарастет народная тропа»

Александр Сергеевич Пушкин! Это имя дорого ирбитчанам разных поколений. Так, в 1837 году ирбитский городской голова А. Д. Маслов, сознавая важность знакомства учащихся с творчеством великого по­эта, пожертвовал в пользу уездного училища 35 рублей на выписку полного собра­ния сочинений А. С. Пушки­на. В 1861 году на сооруже­ние памятника Александру Сергеевичу в Царском Селе преподаватели и смотрите­ли уездного училища пожер­твовали 7 рублей…

Мамонты в Ирбите

Мамонты в Ирбите

Нет, вы не думайте, что они явились в город из близлежащего леса, как рысь в 1963 году. Дело было так… В тот год пенсионер Александр Александрович Ку­зьминых начал возводить домик по улице Семилетки, 40, в новом тогда поселке имени Гагарина, что за реч­кой Грязнушкой. Место ему отвели на косогоре, откуда открывался хороший вид на лесистые Бугры и на до­лину неширокой речки, которая протекала внизу. Рукой подать и до линии железной дороги, отходящей в сто­рону Екатеринбурга…

Воровские тайники, ходы и подвалы

Воровские тайники, ходы и подвалы

Первые строения Ирбита появились в 1631 году. Как и все поселения того време­ни в Зауралье, Ирбитская слобода тоже выг­лядела укреплением. Не слишком грозны были ее рвы и валы для врага, а деревян­ные стены можно было легко сжечь. Но ка­ково бы ни было укрепление, по фортифика­ционным канонам того времени оно должно было иметь подземные сооружения оборон­ного назначения. Можно предполагать (ибо никаких документальных подтверждений пока не найдено), что Ирбитская слобода располагала этим необходимым арсеналом…