Бекишев Анатолий Михайлович

 (из воспоминаний мастера спорта Александра Буланова о своем друге,

мастере спорта СССР – Бекишеве Анатолии Михайловиче)

Познакомились мы в конце 1974 года, когда я пришел в мотосекцию мотоциклетного завода. У Анатолия тогда был второй разряд. По тем вре­менам достаточно высокая планка — требовалось немало поработать, что­бы ее достичь.

Летом 1976-го в городе Виляка близ Риги проводились всесоюзные соревнования по мотокроссу. Так слу­чилось — Толя остался без колясоч­ника и предложил мне на эти старты выступать одним экипажем. У него уже был первый разряд (по нынеш­нему уровню — близко к мастеру спорта), у меня второй. Призовых мест не заняли — слишком мало времени оказалось для «притирки», но начало было положено. А дальней­шие тренировки помогли совершен­ствовать мастерство и лучше узнавать друг друга. В Анатолии привлекал ровный, спокойный характер. И на трассе, и в жизни он отличался неиз­менной уравновешенностью.

Вырос в рабочей семье. Родители трудились в литейном цехе. Анатолий там же в семнадцать лет начинал водителем грузового мотоцикла — характерное начало многих в будущем именитых мотоспортсменов. После срочной воинской службы Анатолий вернулся на родной завод мотористом-испытателем двигателей в моторный цех. Продолжил он и занятия мотоспортом. Тогда считалось большой честью зачисление на штатную работу в лабораторию испытаний спортивных мотоциклов. При появлении вакансии в 1978 году туда пригласили Бекишева, спустя некоторое время — и меня. Это было незабываемое время продуктивной работы над совершенствованием новых моделей. Все оправдавшие себя конструктивные изменения спортивных мотоциклов впоследствии внедрялись в серийные — дорожные.

Каждый рабочий день начинался с интенсивной — на один-полтора часа общефизической подготовки. Затем выезд на трассу. Разумеется — и участие в соревнованиях различного ран­га. Это на дистанции Виктор Боль­шаков, Виктор Гришаленко, Сергей Зырянов, Сергей Лыжин, Михаил Тюленев, Владислав Швецов, Сергей Щербинин были нашими соперниками, а в жизни оставались близкими товарищами. Вместе совершали выезды на природу, посещали кино и концертные залы, драмтеатр. Да и на трассе старались беречь друг друга. И все-таки без травм не обходилось. Случалось, после таких случайностей и я на руках заносил Анатолия в дом, и он меня. Но никогда между нами не возникало конфликтов. Более того — дружили и семьями.

В 1985 году Бекишев получил приглашение на сверхсрочную службу в спортроту в Южную группу советских войск в Венгрии, где и прослужил два года, защищал спортивную честь Вооруженных сил. Два года спустя вернулся в отдел главного конструктора — испытателем дорожных мотоциклов.

Там и трудился по 2000 год, пока завод не попал под крутой разлом и пошел под откос с массовым сокращением трудящихся. Под усечение попала и лаборатория испытаний дорожных мотоциклов…

Применение своим знаниям (в свое время закончил вечернее отделение Ирбитского Мотоциклетного техникума по специальности техник-механик мотоциклостроения) и опыту он нашел в ООО «Моторе Василия Прядеина», выпускающего снегоходы. Таким образом Анатолий вернулся к своему в какой-то степени подопечному. Ибо Василий, впоследствии заслуживший титулы одиннадцатикратного чемпиона СССР и РФ по мотоспорту, первые шаги к тому делал
под началом Бекишева.

А наша «мотосвязка» оказалась востребованной в 1993 году — период установления достижений в Книгу рекордов Гиннесса. Годом ранее Константин Матвеев поставил рекорд беспрерывной езды с поднятой коляской – в течение 8 часов 14 минут. Через год, в раздумье над иными достижениями решил провести аналогичный заезд продолжительностью в сутки. Для этого нужен был надежный партнер, понимающий не только с полуслова – с полудвижения. Ведь требовалось не только каждый час меняться на ходу, а еще и таким же образом с помощью помощников — водителей, механиков — производить дозаправку мотоцикла.

Из нескольких кандидатур выбрал годами проверенного Анатолия. И вновь совместные напряженные тре­нировки — только в ином амплуа.

Работа «на одном дыхании» уда­лась, заезд на 24 часа прошел без сбо­ев. В общей сложности мы накрути­ли 1014 километров. Эти достижения до сих пор не превзойдены.

Еще один рекорд — «нон-стоп» (езды без остановки) совместно с Ана­толием и Константином мы устано­вили три месяца спустя, когда за во­семнадцать суток, каждые восемь ча­сов сменяя друг друга, опять же на ходу заправляя мотоцикл, проехали 25 505 километров.

В результате Анатолий к титулу двукратного чемпиона РСФСР по мотокроссу добавил в свой багаж и двукратного обладателя достижений, внесенных в Книгу рекордов Гиннес­са. Со всей ответственностью могу заявить: таких двойные достижений ни у кого более в нашей стране нет.

Выйдя в феврале 2011 года на зас­луженный отдых, Анатолий Михай­лович не остался на обочине жизни. На мотоциклетные соревнования прибывал не в качестве болельщика, а «движущей силы» — судьей на ли­нии, коменданта-начальника дистан­ции. А нашему государственному мо­тоциклетному музею и вовсе помо­гал на правах волонтера. Вот и в минувшем июле, когда потребовался срочный перевод на другую площад­ку фондов — около семидесяти еди­ниц — он в числе первых пришел на помощь.

Казалось, его кипучей энергии хва­тит надолго. Но после тяжелой не­продолжительной болезни 12 января его не стало… Чуть более месяца спу­стя ему исполнилось бы 63 года. В последний путь, его учетным эскортом спортивных мо­тоциклов. А кавалькада автомоби­лей растянулась почти на километр.

Так провожают действительно достойных людей…

Список литературы:

С такими титулами он – единственный // Восход. – 2014. – 23 янв. – С. 7