Сосновских Сергей Владимирович

Каждый год в мире проводится более десяти этапов чемпионата мира по мотокроссу среди мотоциклов с колясками. Мно­гие годы  в этих соревнованиях принимали участие и наши земляки Евгений Щербинин и Сергей Сосновских.

Сергей Сосновских родился 5 января 1973 года в городе Ирбите. Он мастер спорта СССР международного класса, многократный чемпион России, чемпион Европы 2008 года, вице-чемпион мира 2006 года по мотокроссу на мотоциклах с коляской. С.В. Сосновских член Национальной Российской Мотоциклетной Федерации с 2005 года. В 2007 году за заслуги в мотоспорте и продвижение мотокультуры в мире ему было присвоено звание «Почетный гражданин города Ирбита». Каким образом он достиг таких высоких результатов, можно узнать из многочисленных интервью в прессе. Из интервью в «Областной  газете» от  12 октября 2005 года:

— А вы умеете водить мотоцикл? – спрашиваю колясочника Сергея Сосновских.

— Безусловно.

— Какова ваша роль в процессе самой гонки?

— Максимально облегчить во­дителю прохождение поворотов, а также сбалансировать мото­цикл при осуществлении прыж­ков. Я с самого начала, с 14 лет, выбрал место колясочника и ни разу не пробовал на кроссовом мотоцикле сесть за руль. В эки­паже все зависит от нас обоих. И колясочнику надо очень хоро­шо чувствовать водителя, пре­дугадывать его действия. Мы вместе выступаем уже на протя­жении семи лет. Думаю, что вза­имопонимание у нас с Евгением есть. Перед соревнованием на тренировке мы изучаем трассу, какие повороты, где трамплины. Конечно, в голове создается оп­ределенный план ее прохожде­ния, но на самом заезде посто­янно приходится импровизиро­вать, так как периодически об­гоняем соперников, а никто из них просто так не пропустит тебя вперед. Приходится менять ко­лею, траекторию виража (с наружной стороны поворота или с внутренней), где-то рискнуть на прыжке, а ведь при этом иногда мы преодолеваем расстояние до 40-50 метров (находимся в фазе свободного полета до семи се­кунд).

Из интервью А. Белого в газете «Восход» от 25 марта 2008 года:

Что стоит за романтикой мотокросса?

— На самом деле романтики как таковой мало, есть просто каждодневный труд. Постоянные тренировки, постоянная работа на будущий высокий результат.

— Если не секрет, что входит в ваш тренировочный пре­сс?

— Зимой это обычно бег на лыжах через день по 15-20 километров. Кроме того, через день специализированная тренировка нагрузкой. Когда выезжаем за границу, включаем в тренировочный цикл пробежки и плавание. Каждое утро пробегаем по десять километров.

— Каков ваш традиционный распорядок на сборах?

— Как я уже говорил, пробежка, затем завтрак, после завтрака тренировки. Их чередуем: один день тренировка на мотоцикле в составе экипажа, другой день общефизическая подготовка. Вообще тренируемся по специальной системе, которая позволяет подойти к соревнованиям на пике физической формы.

Постоянно находимся под наблюдением вра­ча, который проводит обследова­ние, контролирует работу орга­низма. Все должно быть разумно дозировано: как по нагрузке, так и в плане отдыха.

— Во время соревнований с соперниками встречаетесь в неформальной обстановке?

— Да, причем очень активно, обычно в футбол или баскетбол «рубились». Делились произволь­но на две команды и начинали…

Хорошо играют в любые спортивные игры призеры первенств мира: немец Марко Хаппич, ла­тыш Кристерс Сергис, швед Содо Крист… Очень бескомпромиссно это выглядит со стороны: рослые крепкие ребята «рвут» мяч почем зря. Ежегодно существует тради­ция: на этапе в Латвии организо­вывается товарищеский матч по футболу между участниками чем­пионата мира. Этот матч трансли­руется по местному телевидению и привлекает к себе не меньше болельщиков, чем сам мотокросс. Помню, в один из матчей я во­шел в противоборство с чемпио­ном мира Даниэлем Вильямсо­ном. Он чуть меньше меня рос­том, но невероятно сильный и выносливый. Даниэль решил, что передерживать мяч ему позволял его статус шестикратного чемпи­она мира. В том скоротечном эпи­зоде нашего противостояния как бы сошлись две державы: Россия и Голландия. Можете быть спо­койны: Россия победила, ваш вер­ный слуга оттеснил голландца и завладел мячом. В то усилие мной была вложена вся энергия многострадальной России, даже если б это был чемпион мира по сумо, я бы все равно его «сде­лал». Но то, что у нас хорошо по­лучалось на футболе или баскет­боле, у Даниэля на мотоцикле по­лучалось лучше…

— Как организуются этапы чемпионата Европы по мото­кроссу?

— Как правило, приезжает 50-60 экипажей на каждый этап, но на старт попадает только трид­цать. Все мотокроссы проводятся в субботу и в воскресенье. В суб­боту с утра дается возможность всем экипажам провести по две тренировки, а вечером проходит квалификация. Предлагается один час времени, и экипажи должны показать наилучшее время. Вре­мя прохождения по трассе авто­матически фиксируется компью­тером. Две группы (А и В) по 15 машин с наилучшим временем попадают во второй круг сорев­нований — в финал. То, что эки­паж проходит квалификацию и попадает на старт второго круга соревнований, уже поощряется: на экипаж дают призовые в евро. На следующий день, в воскресе­нье, дается еще одна трениров­ка, для «разогрева», и в 13 часов вне зависимости от погоды дает­ся старт. Заезд длится тридцать минут плюс два круга, по време­ни получается около 36-37 ми­нут. Затем полтора часа на отдых, на подготовку техники и второй заезд — в 15 часов 30 минут. В этот же день — подведение ито­гов. Всем, кто пришел в первой двадцатке, начисляются очки. За первое место в каждом заезде начисляется 25 очков, и экипаж зарабатывает «призовые». Призо­вых дают немного, на них даже хороший велосипед не купишь.

— Какой наиболее трудный этап вам запомнился и почему?

— Прошедший год мне вспо­минать не хочется, а вот в 2006 году, когда мы по итогам года были вторыми в мирю, вспомина­ется этап во Франции. Там очень трудные трассы, и вот на одном из трамплинов мы, как говорят гонщики, «не долетели», и я вы­пал из коляски. Удар был настоль­ко сильным, что я  потерял созна­ние, очнулся только в больнице. Было легкое сотрясение мозга, но сейчас, слава Богу, все вос­становилось.

Как складываются на эта­пах мира взаимоотношения с соперниками?

Мы единственный экипаж из России, и отношения у нас со все­ми дружелюбные. Когда ты не на трассе, то тебе все помогают, поддерживают, но стоит только выехать на трассу, как начинает­ся самая жесткая, бескомпромисс­ная борьба. Очень дружеские от­ношения сложились с голландца­ми: экипаж чемпиона мира Дани­эля Вильямсона в 2006 году, ког­да мы стали вторыми, искренне радовался за наш успех.

— Что тебе нравится в кол­леге по экипажу Евгении Щер­бинине?

— В нем чувствуется психоло­гия победителя. Он никогда не впадает в горячку, всегда хлад­нокровен, его трудно вывести из себя. Он, безусловно, талантлив, что позволяет нам в конечном итоге быть в тройке лучших эки­пажей мира. Мы с Женей уже де­вять лет, и наше взаимодействие доведено до уровня автоматизма. Я порой просто знаю, на уровне интуиции, что он задумал в каж­дой конкретной ситуации. Если б техника не подводила, то Россия была бы первой. Мы сейчас в та­ком состоянии, когда физически можем выдержать любой кросс на любых перегрузках. На предсто­ящей «Европе» настраиваемся только на успех.

— Ирбит может претендовать на проведение этапа мирового уровня по мотокроссу?

— Для этого необходим значи­тельный объем финансирования. Опыт проведения в России таких мотокроссов имеется. В 2004 году губернатор Московской об­ласти Борис Громов провел со­ревнования по мотокроссу миро­вого уровня в Подмосковье, там  были и «одиночки», и экипажи, но что-то в дальнейшем не пошло. Для Ирбита вполне возможно организовать этап Кубка мира, но для этого необходимо провести международную аттестацию трас­сы. Требования к такой трассе се­рьезные, бюджет Ирбита не по­тянет, ибо должно быть стацио­нарное водоснабжение, мойка, свет, телефон. Затем нужно про­вести международное соревнова­ние, приедет комиссия от Феде­рации мотоспорта, аттестует трас­су и даст лицензию, подтвержда­ющую, что трасса соответствует международным стандартам, и только после этого можно про­водить этап Кубка мира.

— Какие цели поставлены Вами на 2008 год?

— Цель — быть на подиуме, луч­ше на первом месте, иначе за­чем этим заниматься? Самое глав­ное: будем испытывать новый мо­тоцикл, собранный одной из гер­манских фирм, на котором уста­новлен австрийский высокофор­сированный двигатель объемом 750 куб. см, мощностью 92 л. с. с очень хорошим моментом, то есть он свою большую мощность от­дает на протяжении всего диапа­зона оборотов двигателя.

— Сергей, каково ваше хоб­би?

— Люблю рыбалку, природу, спорт, туризм, эстрадные русские песни…

— Что пожелаете ирбитской молодежи?

— Тем, кто хочет заниматься мотоспортом, трудно что-либо пожелать, ведь необходима фи­нансовая база, так как мотоспорт — занятие очень дорогое, в лю­бом случае не теряйте веру в себя! Занимайтесь обычным спортом, как говорится, чемпионом можешь ты не быть, но человеком быть обязан. Воспитывайте в себе характер, никогда не сдавайтесь на милость победителям…

 Автор – составитель А.И. Буланов