Зефиров Борис Владимирович

Имя Бориса Владимирови­ча Зефирова пользуется зас­луженной славой среди мо­тоспортсменов не только на­шего города, но и буквально всей страны. Об этом свиде­тельствует и его «псевдоним» — Мотопапа. Его рож­дение, начало трудового пути и вся дальнейшая судьба свя­заны с тремя мотоциклетны­ми столицами страны.

В мае 1911 года в семье Владимира Христовича и Та­тьяны Егоровны Зефировых родился мальчик Борис. Слу­чилось это в провинциальном Серпухове. Тогда еще никто не предполагал, что в буду­щем этому городу суждено стать одним из ведущих цен­тров мотопромышленности СССР. Уже много лет спустя Борис Владимирович будет часто приезжать на свою ро­дину: в обосновавшееся там Центральное Конструкторс­кое Бюро (впоследствии пе­реименовано в НИИмотопром). В Серпухове регулярно проводились всевозможные испытания мотоциклов и мо­тоциклетные соревнования. Но это было позднее. А рань­ше…

Окончив ФЗУ и получив специальность слесаря, в 1931 году Борис Зефиров поступает на первый Москов­ский подшипниковый завод. Молодой спортивный парень, занимающийся легкой атле­тикой, лыжами, прекрасно разбирающийся в технике, не мог остаться в стороне от нахлынувшего на страну мо­тоциклетного «бума». Судьба его была решена. В 26 лет, то есть по ирбитским меркам довольно поздно, Борис ув­лекся мотоспортом. В те годы он и встретил свою един­ственную и неповторимую девушку с красивым именем Эдди. Они поженились и в 1937 году у Зефировых роди­лась дочь Марианна.

Еще до войны Борис уча­ствовал во многих московских мотоциклетных соревновани­ях, выступая за спортивное общество «Рот-ФРОНТ» и не­редко занимал призовые ме­ста. В 1941 году по совету своего друга перешел на Московский мотоциклетный завод. В то время на заводе уже велись испытания новых армейских мотоциклов М-72 и Борис Зефиров в качестве помощника старшего механи­ка экспериментального цеха сразу же стал в них участво­вать. Он был одним из тех, кто демонстрировал опытные об­разцы правительственной ко­миссии, в составе которой был сам С. М. Буденный.

Военный июнь сорок пер­вого года перечеркнул мир­ную жизнь страны. Последо­вавший в октябре приказ об эвакуации Московского мото­завода в Ирбит круто изме­нил дальнейшую судьбу предприятия и семьи Зефи­ровых.

Прибывший в Ирбит 2 ян­варя с очередным эшелоном Борис Владимирович считал­ся переведенным на новый мотозавод. С какими труд­ностями пришлось солкнуться москвичам в годы станов­ления мотозавода, говори­лось не раз. Трудно было, очень трудно.

Но все же гонщики, эваку­ированные из Москвы, уже в июне 1944 года организова­ли в Ирбите первый мото­кросс. Победу в нем одержал Борис Зефиров. С этих со­ревнований начался ирбитский послужной список «гон­щика Зефирова».

В 1945 году он принимает активное участие и в созда­нии в нашем городе первого мотоклуба. В этом же году ирбитская команда мотоспор­тсменов занимает первое ме­сто на первенстве страны. Зефировский вклад в общий успех — пятое место в шоссей­но-линейной гонке на 300 км.

1946 год — на очередном первенстве СССР он стано­вится победителем в линей­ной гонке 1 км с места и за­нимает третье место в гонке на 1 км с хода.

После окончания войны многие москвичи спешили возвратиться в столицу. Для них провинциальный Ирбит не стал второй родиной. Од­нако это не относится к Бо­рису Владимировичу Зефирову. Увлеченный новыми моделями завода, в создании которых принимал прямое участие, он и не помышлял о возвращении в Москву. К тому времени Борис Зефиров имел абсолютный авторитет среди ирбитских гонщиков. К нему постоянно обращались за помощью, как к старшему и технически грамотному то­варищу по команде. Именно он «дал путевку» в мотоспорт будущим чемпионам Б. Папулову, А. Хомутову, А. Быкову и другим. В 1947 году Зефиров прекращает свои выступ­ления на соревнованиях и становится механиком моло­дой ирбитской команды. С того времени его и прозвали Мотопапой. Везде, куда бы не приезжал Борис Владими­рович, тут же распространя­лась весть о его приезде, и многие мотогонщики из дру­гих команд шли к Мотопапе за советом. Его знал весь мотомир нашей страны. Поэто­му, куда бы ни приезжал Бо­рис Владимирович, он везде находил знакомых. А когда он «уходил» на пенсию в 1971 году, на завод буквально об­рушился шквал поздрави­тельных телеграмм.

А еще Борис Владимирович был удивительным рассказчи­ком. Слушать его можно было часами. Обладая феноме­нальной памятью, он умело маневрировал фактами, циф­рами и датами, иногда фан­тазировал, часто импровизи­ровал. Его рассказы о мото­спорте слушали помногу раз с огромным интересом. А тех, кто его слушал впервые, они буквально завораживали.

Весь ирбитский период жизни Борис Владимирович Зефиров проработал в экс­периментальной службе ОГК, а в последние годы — храни­телем музея мотоциклов. И не было человека, способно­го лучше его рассказать о собранных там экспонатах. Ведь каждый из них букваль­но прошел через его руки. В книге отзывов музея мото­циклов среди многочислен­ных слов благодарности Бо­рису Владимировичу есть и такие: «Если бы все работни­ки мотоциклетного производ­ства были так преданы свое­му делу, как Борис Владими­рович, мы давно бы катались на мотоциклах лучших в мире, лучших, чем «БМВ».

Еще при жизни став леген­дой отечественного мотопрома и имея право на заслужен­ный отдых, Борис Владими­рович работал до самого пос­леднего дня своей жизни. 25 февраля 1992 года на 82-м году его не стало. В то ран­нее утро он как всегда спе­шил на работу…

В память об одном из ос­нователей мотоспорта в Ир­бите, легендарном Мотопапе ирбитские гонщики ежегод­но проводят мотокроссы.

Список литературы:

Буланов, А.  Легендарный мотопапа / А. Буланов, М. Вохмянина // Восход. – 2001. – 6 июня. – С. 4.

Буланов, А. И.  Мотопапа / А. И. Буланов. – Ирбит, 2011. – 151 с.