Жумати Пётр Захарович

Из далекого детства Петру Захаровичу особенно запомнилось неоднократное перемещение от матери к дедушке — ее отцу. Своего отца не помнит совсем. Судьба забросила его, семилетнего, с матерью в Ирбит из Одессы в 1946 году; потом дважды отправляла сына на воспитание к дедушке, опять же на Украину, но уже в одно из сел Винницкой области. Там внук тоже долго не задерживался…

Поэтому в большей степени подросток полагался на себя. Семнадцатилетним, едва получив удостоверение, поступил водителем транспортного мотоцикла на мотоциклетный завод. Занимался перевозкой деталей между производственными корпусами. Особым шиком среди его товарищей по рулю считались «дальние» разъезды – за пределы основной территории — преимущественно в цех коляски. Два километра, зато каких — с ветерком!

Однако Петру и этого показалось мало — через год записался в мотоклуб. Еще со школьных лет его кумиром был мастер спорта Борис Папулов. Когда Петр Жумати начинал спортивную карьеру, тот ее уже завершил (на трассе оставался его брат Владимир), но это не исключило их добрых отношений.

Петр менял амплуа: был и колясочником, и водителем. В первый же сезон не избежал серьезной травмы. Тогда на зимних мотокроссах вместо бокового колеса использовалась металлическая лыжа. И при подъеме на берег (трасса пролегала по руслу реки Ирбит) один из мотоциклов занесло. Удар пришелся на ногу Жумати. Как вспоминает Петр Захарович, ступню вывернуло едва ли не на 180 градусов. Можно только догадываться, насколько адской и продолжительной была боль! А хромота осталась на всю жизнь…

Однако случившееся не охладило интерес молодого гонщика к травмоопасному  виду спорта. Отдал ему семнадцать лет. Впрочем, об этом неверно говорить в прошедшем времени. Петр Захарович и теперь в строю — судейском. Не часто удавалось пробиться на пьедестал: в ту пору
имелась большая плеяда титулованных мотоспортсменов, в том числе ирбитских, очень высокого полета. Тем не менее, восемь кубков, бережно хранимых на специальной полке шифоньера, свидетельствуют о былых достижениях, в большей степени — областного уровня.

Особенно памятным для Жумати явилось первенство СССР по мотокроссу 1961 года, проходившее на трассе вблизи Вильнюса. Среди тридцати двух экипажей были четыре ирбитских. Три сошли по технической причине, причем одинаковой: конструктивному дефекту рулевой колонки. Вся надежда оставалась на экипаж Петра Жумати и Владимира Пашковича. Второй заезд закончили без левой трубы, оборвавшейся в пылу спортивного сражения. До сих пор досадует: нет чтобы в перерыве перед третьим заездом наряду с возвращением на место выхлопной трубы проверить и рулевую колонку!

Со спуска наш экипаж шел вторым, когда крепление ослабло, рулевая отошла и мотоцикл опрокинулся. Так пришлось расстаться с мечтой и о медали, и о звании мастера спорта, хотя в тренировочном кроссе (теперь сей этап именуется засечкой времени) Петр и Владимир показали
лучшее время дня. Многие годы Петр Захарович оставался любимцем болельщиков, а для действующих спортсменов — наставником, механиком и просто душой компании.

— Рядом с ним весело, — с удовольствием вспоминает ма­стер спорта международного класса Сергей Зырянов, уже из следующего поколения мотоспортсменов. — Будучи ме­хаником команды, Захарыч, так уважительно все называли его, и настроение в пути шуткой, анекдотом поднимет, а то и в гостинице, придорожном кафе развеселит неожидан­ным для окружающих представлением из себя какой-ни­будь «важной персоны». Последней свечой, гайкой, «сухим пайком» поделится.

Выручал, впрочем, не только запчастью. При сопрово­ждении на КамАЗе в Волгоград, на чемпионат России, спор­тивные мотоциклы, а с ними — и запас топлива. В пути боч­ка дала течь, залив весь кузов. Малейшая искра — и большой беды было не избежать. Ее предотвратил Петр Захарович.

А в истории предприятия он оставил след и в составе группы испытателей, дважды участвуя в пробеге продолжительностью в 22 500 километров по союзным республикам СССР. Отбор в команду был жестким — по профессиональным, физическим, моральным качествам — вплоть
до проверки в известном строгом ведомстве. Петра же подобные двухмесячные командировки привлекали возможностью испытывать свои силы, хлебнуть романтики — с ночевками в самых непредвиденных местах – и в песчаных дюнах Туркмении, и в полях Сибири. А в год 30-летия Великой Победы Петр в составе заводской группы во главе с секретарем заводского комитета ВЛКСМ Виктором Чеботаевым был участником мотопробега Ирбит — Орел — по местам боевой славы Уральского добровольческого танкового корпуса, в составе которого, как известно, воевал батальон, оснащенный мотоциклами М-72 производства ИМЗ.

Оставил ирбитчанин след и в городе Джизак, о чем свидетельствует грамота за подписью председателя ЦК ДОСААФ Узбекской ССР генерал-лейтенанта А. Ходжибаева — «за участие в становлении и развитии мотоспорта в республике».

Там, на известной ПО всему Союзу трассе, Петр Захарович по направлению от завода и ЦК ДОСААФ СССР тренировал команду Узбекистана. Другая грамота, 14 лет спустя, в 2000
году — от председателя Центрального совета РОСТО генерал-полковника А. Анохина — «за успехи в военно-патриотическом воспитании молодежи, подготовке специалистов для Вооруженных Сил РФ и кадров массовых профессий, развитие технических т военно-прикладных видов спорта» один год меньше мужа.

Где и выяснилось: живут они в одном заводском общежитии, но прежде (менее чем за год ирбитской жизни девушки) на глаза друг другу не по­падались. Но после той памятной встречи не расставались. Начинали семейную жизнь в комнате, разделенной надвое простыней на две семьи. Через пару лет были рады и отдель­ной на пятнадцать квадратов в коммунальной квартире на три семьи, с общей кухней. А далее — участие в «оргнаборе», когда сотни заводчан подались на новостройки — за кварти­ру. Заработала ее и семья Жумати. Досталась на пятом эта­же. Своя, отдельная, и сверху видно все! Правда, теперь, с возрастом, высота имеет и минусы. Впрочем, что там подъ­ем и спуск по лестничным маршам, если Петр Захарович до сих пор, едва дождавшись климатических минусов, седлает «железного коня», чтобы отправиться на зимнюю рыбалку.

…Давно вырос сын Сергей, нынче уже «стукнуло» трид­цать лет внуку Вячеславу, и Жумати-старшие будут счаст­ливы появлению четвертого поколения. А пока Петр Заха­рович признается: чем старше становится, тем все большей благодарностью проникается к своей дорогой Ниночке, которая сберегла семейный очаг. Именно по ее настоянию в свое время он закончил вечернюю школу, недавно полу­чил возможность ослепительной улыбки от ряда «свежих» зубов, на очереди — «обновление» глаз. Подчеркивает: и все — с подачи милейшей Нины Павловны.

В позапрошлом году супругам вручен памятный знак «Совет да любовь» областного масштаба.

Список литературы:

Полищук, Л.  Испытание верностью // Восход. – 2014. – 9 окт. – С. 7.