Улица Мамина-Сибиряка

Мамин – Сибиряк

ПИСАТЕЛЬ, ДРАМАТУРГ И ХУДОЖНИК

УЛИЦА ИМЕНИ Д. Н. МАМИНА-СИБИРЯКА ЕСТЬ ВО МНО­ГИХ ГОРОДАХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ. У НАС, НАЧИНАЯСЬ В ПОСЕЛКЕ МОТОЦИКЛЕТНО­ГО ЗАВОДА, ОНА ВЕСЕЛО, ЖИ­ВОПИСНО ВЗБЕГАЕТ НА ПУШКАРЕВУ  ГОРУ. НЕДАРОМ ЕЕ ФО­ТОГРАФИЯМИ ИЛЛЮСТРИРО­ВАНЫ КНИГИ ОБ ИРБИТЕ.

Такая обширная «прописка» Мамина-Сибиряка в нашем краю объяснима: Дмитрий Наркисович — один из немногих уральских писателей, вошедших в славную, всемирно известную когорту клас­сиков русской литературы.

6 ноября (по старому стилю 25 октября) исполняется 154 года со дня рождения Д. Н. Мамина-Си­биряка (1852-1912). И по проше­ствии более чем полутора веков его произведения не потеряли своей актуальности. В известных романах «Приваловские милли­оны», «Горное гнездо», «Жилка» , «Три жонца», «Золото», «Хлеб» и других писа­тель поднимал проблемы россий­ской действительности XIX века, порожденные звериной сущнос­тью капитализма — строя, в кото­рой мы «благополучно» вступаем.

Автор очерков («От Урала до Москвы», «От Зауралья до Вол­ги», «По Зауралью», «Город Ека­теринбург»), множества расска­зов, Д. Н. Мамин-Сибиряк извес­тен и как драматург, перу кото­рого принадлежит пьеса «Золо­топромышленники».

Каждый из нас входил в жизнь со сказками и рассказами, напи­санными Дмитрием Наркисовичем, специально для детей. Без них, милых, добрых, грустных, наше детство было бы намного беднее.

Читая рассказы и сказки ураль­ского писателя, дети получают урок доброты, учатся сочувство­вать всему живому, бережно от­носиться к природе. Хочется ве­рить, что для многих, многих бу­дущих юных поколений настоль­ными останутся сборники «Аленушкины сказки», «Сказки и рассказы для детей младшего воз­раста». Для нас, ирбитчан, в творчес­ком наследии писателя особенно дороги те страницы, что по­священы нашему родному горо­ду. Дмитрий Наркисович неоднок­ратно бывал на Ирбитской ярмар­ке и описал ее в «Приваловских миллионах».

Почетный гражданин Ирбита, ветеран Великой Отечественной войны и труда, самобытный ху­дожник А. А. Стихин издавна ув­лечен творчеством Мамина-Сиби­ряка, ценит в его произведениях уральский колорит: точность в изображении быта местных жите­лей, уклада их жизни, пейзажа. Анатолий Андрианович восхищается сочным народным языком, живой речью персонажей произ­ведений уральского прозаика.

Изучая жизнь и творчестве Мамина-Сибиряка, Анатолий Ан­дрианович дерзнул некоторые факты взять за основу сюжетов своих живописных работ. В одном из эскизов он запечатлел Мами­на-Сибиряка с женой М. Я. Алек­сеевой, ведущих археологичес­кие раскопки в мае 1888 года в Ирбите. Идея создания картин «Д. Н. Мамин-Сибиряк позируем И. Е. Репину» родилась после прочтения автором письма Ильи Ефимовича своему брату, в кото­ром он сообщал об этом собы­тии.

Любопытно, что в петербург­ский период жизни Д. Н. Мамин-Сибиряк брал уроки рисования и живописи, в чем весьма преуспел. Достаточно взглянуть на Маминский рисунок «Портрет старика».

Список литературы:

Королёва, Т. Писатель, драматург и… художник / Т. Королёва // Восход. – 2006. – 26 окт. – С. 1.