«Сокровища государственных музеев» (1970-1980 г.г.)
Путь к всемирной известности Ирбитского государственного музея изобразительных искусств начинался с малого. С городского выставочного зала в типовой пристройке к жилому дому, действовавшего как филиал Свердловской картинной галереи. Первым руководителем был назначен Валерий Андреевич Карпов. Молодой и очень упрямый мечтатель, который не видел препятствий на пути к экспонированию шедевров искусства мирового уровня в провинциальном музее.
Датой создания музея считается 3 января 1972 года. Деятельность филиала Свердловской картинной галереи в Ирбите началась с выставки работ местных художников любителей. Почти сразу появились и первые экспонаты в будущем внушительного музейного фонда.
В формировании коллекции приняли участие, проникнувшись энтузиазмом Валерия Карпова, руководители трёх крупнейших музеев страны: Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина и Государственного Русского музея. Дальнейшее развитие музея определили и передвижные выставки. В 1975 году здесь была организована выставка подлинной графики из Эрмитажа «100 литографий Оноре Домье и Поля Гаварни», которую сопровождала и открывала старший научный сотрудник отделения гравюр ленинградского музея Елена Казимировна Каменецкая. Так в музее уральской провинции появились первые специалисты из ведущих российских музеев. Исподволь налаживались связи, появлялись и крепли надежды на перспективное сотрудничество.
«Укрепление репутации» (1980-1990 гг.)
С 1979 до 1981 года филиалом Свердловской картинной галереи в Ирбите руководила Любовь Михайловна Крючкова. С 1981 по 1991 год — Надежда Ивановна Гришаленко. Более 10 лет музей работал на укрепление своей репутации и налаживание творческих связей на территории СССР. В выставочных залах на Елизарьевых, 28в, которые Ирбитский музей обрёл ещё в 1974 году, активно экспонировались работы из собственных фондов. Передвижные выставки разных творческих союзов страны, в том числе республиканского центра «Росизопропаганда», Свердловской картинной галереи, которая уже получила статус Свердловского музея изобразительных искусств, Пермской государственной художественной галереи и многих других объединений, регулярно гостили в Ирбите, сменяя одна другую. По-прежнему проводились выставки самодеятельных художников, фотовыставки, а также организовывались выставки детского творчества. Продолжало пополняться музейное собрание, в частности, именно в этот период значительно выросла коллекция уральского искусства, первые произведения для которой поступили в музей ещё в 1972 году.
«Национальное достояние» (1990-2000 гг.)
В 1990-е годы окончательно утвердился авторитет музея, начали вырисовываться контуры основных национальных и хронологических разделов. Укрепились и разрослись связи с коллекционерами, центральными и провинциальными музеями, был отлажен механизм экспертизы, реставрации и систематизации новых поступлений.
В 1993 году в Москве в Международном центре славянской письменности и культуры, во время открытия выставки «Спасённые сокровища» из фондов провинциального музея, был продемонстрирован опыт взаимодействия музея со Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени Грабаря. Тогда лишь малая часть сформированного на тот момент музейного собрания, насчитывавшего уже около пяти тысяч произведений, заслужила восторг и высокую оценку ведущих столичных специалистов, признавших его неординарность, уникальность и в некотором роде единственность в российской музейной практике конца 20 века. Тогда же известный московский искусствовед Юрий Герчук назвал провинциальное музейное явление «ирбитским чудом». В течение следующих двух лет выставка с успехом экспонировалась еще в ряде российских городов — в Иваново, Кирове, Набережных Челнах, Уфе, Каменске-Уральском.
В декабре 1995 года Министерство культуры Российской Федерации направило в адрес губернатора Свердловской области Э.Э. Росселя и в Комитет по управлению государственным имуществом Свердловской области письма, в которых сообщалось, что по итогам работы комиссии с участием специалистов из Государственного Русского музея и Государственного Эрмитажа, освидетельствовавшей коллекции музея, системы учета и хранения, экспозиционную и научно-просветительскую работу, была отмечена огромная собирательская работа коллектива музея, собравшего в исторически короткий срок на новом месте уникальную коллекцию западноевропейского и отечественного искусства 16-20 веков. Предложено признать коллекции музея «национальным достоянием общероссийского значения», музей рекомендовано перевести в государственную собственность.
12 сентября 1996 года Постановлением Правительства Свердловской области музей переведен в государственную собственность Свердловской области с присвоением статуса государственного музея изобразительных искусств.
«В региональном масштабе» (2000-2010 гг.)
Первое десятилетие 21 века для музея началось с реконструкции помещений пристройки к жилому дому, в котором он находился с 1974 года, на Елизарьевых 28в. В результате чего Ирбитский музей искусств стал больше по площади, появилось отдельное, оборудованное всем необходимым основное хранилище с прилегающим к нему отделом главного хранителя, четыре выставочных зала. Во вновь пристроенном помещении в 2003 году открылся многоцелевой выставочный, кино-видео-лекционный зал музея, рассчитанный на 50 посадочных мест.
Событием регионального масштаба можно смело считать открытие «Музея Уральского Искусства». В мае 2006 года в бывшем «Доме купцов Казанцевых» широкой публике было представлено ретроспективное собрание живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства региональных художников 20-го — начала 21-го столетий. 34 года музей формировал коллекцию, которая к моменту открытия Музея Уральского искусства насчитывала свыше 4000 произведений.
В бывшем купеческом особняке в ходе реставрационных работ удалось восстановить исторические планировку и интерьеры. Здесь разместились 13 экспозиционных залов площадью более 500 квадратных метров. В старинное здание также вписались помещения для хранения и реставрации произведений, системы обеспечения безопасности и температурно-влажностного режима. В результате город получил возрожденный памятник архитектуры, а музей — прекрасное здание, оборудованное на самом современном уровне. В просторном «каминном» зале особняка проводились почти 10 лет фортепианные концерты и массовые презентации.
«В Ирбите- Рубенс» (2010-2022 гг.)
В год сорокалетия Ирбитский государственный музей изобразительных искусств заявил о себе всему миру. 15 ноября 2012 года музей представил вниманию мирового сообщества шедевр кисти Рубенса «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой». Подлинность произведения подтвердили специалисты из Государственного Эрмитажа.
Уже в январе 2014 года Ирбит снова встряхнул культурную жизнь Свердловской области. Город на Нице посетила Ирина Александровна Антонова в честь открытия выставки «Дары ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирбитскому ГМИИ». Именно она, будучи директором столичного музея в 1976 году, согласилась на редкую в музейной практике того времени крупную передачу художественных ценностей в провинцию.
Выставка прошла в новом здании. Бывшие торговые ряды Ирбитской ярмарки, постройки конца 19 века, музей получил в плачевном состоянии в 1999 году. Более 10 лет потребовалось, чтобы превратить развалины в настоящий храм искусств. В результате напряжённых реставрационных работ, вопреки условиям постоянного безденежья, здание сохранило свой исторический наружный облик и получило совершенно новые внутреннюю отделку и современную инфраструктуру.
Анфиладная планировка, антоновская лестница, парящая над ней Ника Самофракийская, отделка интерьеров в античном стиле. В радиусе сотен километров не найти более захватывающей атмосферы, так сближающей каждого, кто попал сюда, с мировым художественным наследием, восходящим к светлому искусству Эллады.
Шедевры, полученные из частных коллекций и трёх крупнейших музеев страны, можно увидеть только здесь, в городе у подножия Уральских гор, на границе с Сибирью, в «Музее гравюры и рисунка» Ирбитского государственного музея изобразительных искусств.
С момента официального открытия музея, а именно с сентября 2014 года, уникальная коллекция экспонируется в свободном доступе.
Особую ценность собранию Ирбитского музея придают предметы, которые поступили от частных коллекционеров. Юрий Сергеевич Варшавский — человек глубоких знаний и высокого интеллекта, учёный и коллекционер, стал одним из главных исполнителей ирбитского собрания и большим другом музея. В 2003-2010 годах из его коллекции в музей в общей сложности поступило около тысячи листов.
Из коллекции известного московского художника и коллекционера Юрия Владимировича Шестакова поступили в собрание музея уникальные и очень редкие листы, настоящие художественные сокровища, уники. Среди них единственные в России волшебно-воздушные резцовые гравюры Луки Лейденского. Ксилография «Самсон, раздирающий пасть льва» Альбрехта Дюрера и многие другие.
Давним и крупнейшим исполнителем собрания европейской гравюры ХVI-ХХ веков в Ирбите является Александр Никитич Севастьянов — московский коллекционер, ученый, общественный и политический деятель. За два десятилетия сотрудничества Ирбитский ГМИИ приобрел у Александра Никитича более 200 первоклассных листов. (КАРТИНКИ: Корабль дураков, искушение св. Антония 1635 г., Малые страсти)
Можно перечислить ещё многих коллекционеров и собирателей, которые поверили директору Ирбитского музея и расстались с редчайшими гравированными реликвиями.
В перспективе
В 2020 году Ирбитскому государственному музею изобразительных искусств было передано ещё одно здание — памятник архитектуры, бывший торговый дом купцов Казанцевых на Орджоникидзе, 30. Строение конца 19 века требует реставрации и в ближайшие годы прекрасно дополнит ансамбль музейного объединения в Ирбите.
В память о Великом собирателе
22 мая 2022 года у входа в здание музея по улице Елизарьевых, 28в, при большом скоплении народа, была открыта мемориальная доска памяти директора музея Валерия Андреевича Карпова.
Работу выполнил скульптор Андрей Чернышев. В интервью художник поделился информацией, что уже давно изучал образ Валерия Карпова и планировал его лепить. Но не успел сделать это при жизни. Но именно поэтому работалось легко, хотя и обратились к нему по поводу доски поздновато. Пришлось отложить ряд других проектов, чтобы в день рождения Валерия Андреевича мемориальная доска заняла свое место.
При открытии мемориальной доски Галина Присяжнюк произнесла такие стихи:
Три дня подряд погода плачет.
Ведь ты ушел, не попрощался.
Ты думал будет все иначе.
Но новой встречи не дождался.
А мы пришли к тебе, нас много.
Цветы и слезы, все смешалось.
Пускай не зарастет дорога
К тебе в музей, как нам мечталось.
По материалам Ирбитского государственного
музея изобразительных искусств
Список литературы:
Гамлицкий А. Сокровищница мировой графики на Урале // Веси. – 2006. — № 4. – С. 42 – 44.
Живулин В. Желаем быть маленьким Эрмитажем… // Восход. – 1992. – 20 февр. – С. 3.
История развития Ирбитского музея искусств // Ирбитский государственный музей изобразительных искусств : сайт. – [2017-2023]. — URL: https://irbitgmii.ru/history (7.04.23).
Ирбитский государственный музей изобразительных искусств // Ежегодник «Большой Урал». Мир событий. – Екатеринбург, 2001. – С. 239.
Полвека «Ирбитскому чуду» // Ирбитская жизнь. – 2022. – 25 мая. – С. 1, 4.