«Чудь белоглазая!». «Дивьи люди!». Кто это? Писатель В.И. Даль считал, что «Чудь – народ-дикарь, живший, по преданиям, в Сибири и оставивший по себе одну лишь память в буграх (курганах, могилах)».
Предание старины глубокой
Известный российский этнограф и фольклорист Н. Е. Ончуков записал на Урале в 1927 году легенду о чудском народе: «Дивьи люди живут в Уральских горах, выходы в мир имеют через пещеры. Дивьи люди небольшого роста, очень красивы и с приятным голосом, но слышать их могут только избранные… Рассказывают, что в селах Белослудском, Зайково и Стриганском в полночь слышится звон: слышали его только люди хорошей жизни, с чистой совестью…»
Действительно, вблизи села Стриганского среди ровной местности возвышается холм. Однажды местные жители обнаружили, что вершина его провалилась. Любопытные спустились в возникшую яму. Оказалось, что холм искусственный — внутри жерди, сложенные в виде шалаша и засыпанные сверху землей. Концы жердей от времени сгнили, и надстройка провалилась. В этом древнем жилище были обнаружены старинные вещи…
Такие же, внешне ничем не примечательные курганы, известны в окрестностях сел Килачевского и Ницинского, деревни Шушариной, пригородной Мельниковой и бывшей деревни Мыс. Местные жители называют небольшие холмы могильниками», большие курганы — «городищами». Известны случаи, когда таинственная сила сгоняла с этих мест даже просто разместившихся на них туристов, рыбаков и охотников. По преданиям, эти курганы — чудские. За их сохранностью зорко следит чудская княжна Анна. А к тем, кто решается вести здесь раскопки, она приходит во сне и грозит покарать смертью.
Мнение археологов
Похоже, грозная хранительница чудской истории благоволит к ученым мужам. По меньшей мере, уже трижды принимались археологи исследовать ирбитские курганы. Были произведены плановые раскопки поселений, селищ и могильников, обнаруженных вблизи населенных пунктов, по берегам реки Ницы. Установлено, что люди селились в этих местах неоднократно, начиная с VI тысячелетия до нашей эры.
Был ли это чудской народ? Археологи считают, что чудь — это предки нынешних манси и сибирских татар, обитавшие в Зауралье с незапамятных времен. Поэтому их не удивляет то, что археологические памятники, сохранившиеся на территории нашего района, в точности соответствуют описанию легендарных «чудских городков».
При раскопках обнаружены не только вещественные остатки, но и следы древних, давно уничтоженных временем и людьми сооружений, чаще всего полуземлянок. Об этом свидетельствуют котлованы прямоугольной и радиальной формы, очажные ямы, ямки от столбов, древесные остатки построек разного тина. Самые известные у нас археологические памятники-«городища» — Ирбитское, Юдинское и Чубаровское — располагались на высоких речных мысах. Все они имели общие черты: поселение было укреплено — окружено частоколом, рвом и валом, который состоял из деревянных клетей, заполненных песком или землей. Вал и ров сооружались в наиболее доступных местах, ограждая жилую территорию от вторжения незваных «гостей». Такие укрепления обеспечивали круговую оборону от врагов. Внутри поселения располагалось несколько срубных (зимних) и шатровых (летних) жилищ. Внешне «городище» выглядело как большой курган или круглый холм.
Многовековая история нашего края оставила нам богатое культурное наследие в виде более сорока разведанных археологических памятников. Их историческая и научная ценность хорошо известна не только российским ученым. С открытием «Юдинского городища» (древнего поселения предков манси в окрестностях деревни Юдиной) в археологию вошло новое понятие — Юдинская культура, характеризующее целую эпоху истории Зауралья. О другом нашем археологическом памятнике — укрепленном городке сибирских татар «Зубар-Туре», существовавшем в ХIV-ХVI вв. на окраине нынешнего села Чубаровского, упоминается даже в Сибирских летописях. Не менее известно и «Ирбитское городище», обнаруженное археологами прямо на окраине Ирбита.
«Ирбитскому городищу» — вторую жизнь!
Самым доступным для гостей является археологический памятник «Ирбитское городище», расположенный на северной окраине города. Местные жители называют его Мельниковским курганом. Он сразу обращает на себя внимание тем, что на двадцать пять метров возвышается над окружающей его равниной. За время своего существования курган заселялся людьми неоднократно. Самое раннее поселение датируется эпохой бронзы (II-е тысячелетие до нашей эры), самое позднее — Х-ХIII вв. В прошлом веке вершину кургана венчала Власиевская часовня. В непосредственной близости от кургана обнаружены еще четыре археологических памятника эпохи поздней бронзы и раннего железа. Курган с трех сторон окружен подковообразным озером. Внутри этого замкнутого пространства образовался своеобразный природный комплекс, существенно отличающийся от окружающей природы. Березово-осиновые «колки», имеющие значительную ольхи и сосны, чередуются с пойменными лугами. Под пологом леса произрастают черемуха, рябина, калина, шиповник, летом среди разнообразной травянистой растительности немало съедобных грибов — подберезовиков, подосиновиков, сыроежек. Вершина кургана изобилует клубникой.
Этим наследием мы должны разумно распорядиться. Федеральный закон РФ «Об объектах культурного наследия» провозгласил, что памятники археологии представляют собой уникальную ценность и являются частью всемирного культурного наследия. Тем самым гарантировал их сохранность «в интересах настоящего и будущих поколений многонационального народа Российской Федерации». Мировая практика показывает, что это возможно только при условии организации специальных охранных зон, которые позволяют сохранить археологические памятники только в комплексе с окружающей природной и антропогенной средой, существенно дополняющей их историческую характерность.
Список литературы:
Молокотин, О. «Чудские городки» в Ирбите // Восход. – 2014. – 11 янв. — С. 3.
Первоначальный путь завоевателей Сибири, а вслед за ними русских насельников, служилых людей и купцов лежал через Северный Урал. Государева дорога в Сибирь, начинаясь в Москве, шла на Ярославль, Тотьму, Устюг Великий, Кай-город и Соликамск…
12 апреля 1961 года летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос. Миллионы людей хотели своими глазами увидеть легендарного космонавта. Ирбитчанину Анатолию Мефодьевичу Струину судьба подарила две незабываемые встречи с Гагариным…
Идея Урало-Сибирской железной дороги оформилась еще в середине XIX века. С 1861 года, с отменой в России крепостного права, в города хлынул поток свободных и дешевых рабочих рук. Промышленное развитие страны получило новый толчок. Особенно сильно начинает развиваться…
Веревочное производство в бывшем Ирбитском уезде возникло в конце первой половины прошлого столетия (ХIХ века). Пионером этого промысла был крестьянин Нижегородской губернии Козьма Михайлов Феофанов, который изучив это дело на своей родине, применил свои знания на новом своем местожительстве в д. Осинцевой Скородумской волости…
28 октября 1958 года исполнилось 40 лет Всесоюзному Ленинскому Коммунистическому Союзу Молодежи и местные комсомольцы решили увековечить эту дату, посадив новый парк. Долго раздумывать
В начале XX века для многих жителей города рождественские дни были, прежде всего, днями милосердия и благотворительности. Не оставались без внимания богадельня, детское убежище, приюты, арестанты тюремного замка, нищие, больные, убогие. Пополнялись счета общества вспомоществования нуждающимся учащимся города…
Выражение «Пушкарёва гора» вошло в лексикон ирбитчан с середины XIX века. Понятие «гора» в Ирбите, раскинувшемся в равнинном Зауралье, звучит несколько условно. Действительно, небольшую плоскую возвышенность на южной окраине, приподнятую…
Старый парк, именовавшийся раньше городским общественным садом, был заложен в 1874 году уездным исправником Николаем Михайловичем Пейкером, статским советником, владелецьцем конного завода, первым агрономом Ирбитского уезда, основателем городского сада и ипподрома…
Осенью 1662 года «калмыцкие воинские люди», «воровские татара» и «воровские башкирцы», напав на Белослудскую слободу (волость), сожгли в ней все деревни дотла. Жителей всех побили, а иных в плен взяли, чтобы продать в рабство…