Многие из нас в свое время посещали детский сад. Каждый представляет, что это за учреждение. А вот как появились детские сады, мало кто знает.
Основателем детских садов является немецкий ученый Фридрих Фребель. Первый детский сад был открыт именно им в Тюрингии в 1840 году. Первые детские сады на родине Фребеля не встретили доверия и сочувствия общества и лишь постепенно, благодаря преданности этому делу друзей и последователей Фребеля и его учителя Песталоцци идеи дошкольного воспитания проникли всюду, даже в такие далекие страны, как Австралия и Япония, и в конце XIX века достигли на Западе своего расцвета.
В России эта идея прививалась довольно туго, но с 90-х годов XIX века, благодаря трудам Лесгафта, создавшего курсы воспитателей, общественное дошкольное воспитание проникло из крупных центров и в провинцию. До нашего же Ирбитского уезда волна эта докатилась только в начале XX века.
Первая попытка организовать дошкольное учреждение в нашем городе была сделана летом 1918 года. Подтверждением этому документ, находящийся на хранении в государственном учреждении «Государственный архив в г. Ирбите» — «Краткая докладная записка общества «Детский Сад» г. Ирбите», представленная Земскому собранию 18-го августа 1918 года». (Стиль и орфография документа сохранены).
Весной 1918 года в г. Ирбите по инициативе нескольких лиц возникло общество «Детский Сад», поставившее целью способствовать проведению в жизнь основ дошкольного воспитания
вообще и открытию в г. Ирбите Предварительно членам общества были прочтены общедоступные, бесплатные лекции:
1) о дошкольном воспитании;
2) о детском саде;
3) о детской площадке.
После лекций была открыта запись в члены общества «Детский Сад» запись детей, желающих посещать «Детскую площадку», замечавшую летом детский сад. Записалось детей обоего пола в возрасте от 3-х до 15 лет 300 человек.
2-го июля 1918 года «Детская площадка» открыла занятия с детьми, которые велись двумя руководительницами, получившими специальное педагогическое образование, — Е. Т. Рудаковой и П. М. Мурзиной с двумя помощницами — учительницами А. Г. Лупановой и Ф. Ф. Черновой. Занятия начались в 9 часов утра и продолжались до 12 часов дня, затем был перерыв, а с 4 часов занятия возобновлялись и велись до 7 часов вечера. Дети заняты были подвижными играми (площадка помещалась в саду женской гимназии), пением, играми с игрушками, принесенными из дому, легкой гимнастикой, игрой с песком, лепкой, ручным трудом и т. п.
Нередко дети, начиная с 8 — летнего возраста, ходили с руководительницей в лес, в поле, а младшие оставались с другой руководительницей на площадке. На прогулках руководительницей давались объяснения по интересовавшим детей вопросам об увиденном и наблюдаемом.
Посещаемость детской площадки в начале лета выражалась цифрой 100 и больше детей в день, но затем понизилась вследствие неблагоприятных условий текущего момента.
24-го июля был устроен детский праздник «Весна» при участии детей, посещавших детскую площадку, чистый сбор со спектакля поступил в пользу детской площадки. В дни террора детская площадка была закрыта на полторы недели.
В настоящее площадка продолжает свою деятельность и охотно посещается детьми. На общем собрании членов общества «Детский Сад» занятия на площадке решено продолжать до 1-го сентября и закончить устройством детского спектакля. Успешная работа детской площадки летом текущего года указывает на необходимость существования воспитательных учреждений для детей дошкольного возраста в г. Ирбите и его уезде. Необходимо отметить отсутствие детских садов в Ирбитском уезде. Общество «Детский Сад”, начавшее свою деятельность без определенных материальных средств, нашло поддержку в лице «Уральского Союза», пожертвовавшего 1000 рублей, и общества «Экономия», давшего 200 рублей. На эти средства и была открыта детская площадка.
В настоящее время интерес среди населения г. Ирбита к целям и задачам общества «Детский Сад» увеличивается (растет число членов общества), а запись детей, желающих посещать осенью и зимой детский сад, указывает на настоятельную и неотложную необходимость существования «Детского Сада” в г. Ирбите. Общество «Детский Сад» озабочено изысканием средств для открытия детского сада осенью (текущего года) в г. Ирбите и обращается к Земскому Собранию с просьбой оказать материальную поддержку обществу в открытии «Детского Сада”.
Средства общества выражаются цифрой 1100 рублей (имеется 500 руб., обещано «Народным Домом» 600 руб.), между тем смета расходов на содержание детского сада, рассчитанного минимумом (25 чел.) детей, такова:
СМЕТА:
ВСЕГО: 6360 р.
Если число детей увеличится вдвое, то необходима вторая руководительница, следовательно,
расход увеличится еще минимум на 3600 р., то есть будет = 10 000 руб. в год. Если установить плату в 5 руб. в месяц с каждого ребенка, что составит 250 руб. в месяц, т.е. 3000 руб. в год,
то все же Обществу будет необходимо около 7000-8000 руб.
Надеяться на поддержку и содержание «Детского Сада» исключительно на частные средства
и благотворительность невозможно, а потому Общество просит Земское Собрание не отказать в назначении хотя бы половинной суммы, т. е. 3500 руб. в год на содержание «Детского Сада», при этом прилагается краткий доклад руководительницы Е. Т. Рудаковой о целях и задачах «Детского Сада» вообще.
г. Ирбит. 18 августа 1918 года.
6 июня 1919 года опубликовано постановление Народного Комиссариата Просвещения «Об организации дела дошкольного образования в РСФСР», а уже в сентябре 1919 года в нашем городе были открыты первые детские сады. К концу XX века в городе их насчитывалось более двух десятков, посещало около 3000 ребятишек. Система дошкольного воспитания показала, что детство — самый продуктивный для обучения период жизни человека. Помимо воспитательной функции дошкольные учреждения осуществляют образовательную функцию. В настоящее время выпускники детских образовательных учреждений переходят
на школьную ступень развития с определенными знаниями, всесторонне развитыми и способными к общению в коллективе.
Список литературы:
Субботина, И. Начало дошкольного образования // Восход. – 2008. – 3 июля. – С. 3.