Алексей Иванович Кочешев
Всматриваясь в старые снимки, невольно представляется образ темной, душной, наполненной химическими запахами комнаты с мерцающим огоньком красного фонаря. В таких фотолабораториях проводили многие часы своей жизни люди, сохранившие нашему поколению отпечатки давнего времени. Во время Ирбитских ярмарок фотографы, вероятно, наезжали и в Ирбит, но фотографий первой половины XIX века найти не удалось.
Фотография давала возможность приезжему люду остановить мгновение на годы, познакомить домашних с интересным и важным явлением российской жизни — Ирбитской ярмаркой.
В ярмарочный месяц открывалось до пяти ателье. Приезжали известные и малоизвестные мастера из Перми и Екатеринбурга, Шадринска и Кургана такие как, Иван Терехов, Ананий Херувимов, Михаил и Григорий Хапаловы, Андрей Шустер, Александр Герман. Первое упоминание о фотографии в Ирбите относится к 1863 году.
В 90-е годы XIX века немало снимков Ирбита сделал курганский фотограф Алексей Иванович Кочешев. О жизни фотографа известно немного.
На курганской земле будущий знаменитый фотограф родился в семье известного купца Ивана Ивановича Кочешева.
Алексей Кочешев немало поколесил по Уралу, прежде чем в 1891 году получил разрешение тобольского губернатора на производство фотографических работ в Курганском уезде. Со временем, сколотив небольшой капитал, фотомастер перешёл в купеческое сословие, открыл магазин писчебумажных и фотографических товаров, учредил типографию и газету «Курганский вестник», а также построил лучший в городе Кургане фотографический салон, оснащённый новейшим оборудованием. В 1900 году его фотоателье предлагало «художественное исполнение портретов, групп и видов всевозможных размеров, увеличение портретов до натуральной величины…». Алексей Иванович снимал самые разные типы людей — «от нищих калек и слепцов до изысканных аристократов».
В 1895 году на первой Курганской сельскохозяйственной кустарно-промышленной выставке Кочешев был отмечен серебряной медалью. Через год получил похвальный отзыв на московской фотовыставке.
Кочешев был не только умелым фотографом, но и неплохим коммерсантом. Был успешным агентом Российского страхового общества, показывая пример своим потенциальным клиентам рисками страхования своего имущества. А ещё Алексей Иванович был серьезным коллекционером — собирал, в частности, жуков и бабочек…
Фотоателье Алексея Кочешева в Ирбите располагалось рядом с Волжско-Камским банком по улице Судебной. Тогда же ярмарочная газета сообщала, что после народных чтений в городском трехклассном училище (сейчас средняя школа № 1) фотографом Кочешевым сделан снимок с аудитории при помощи искусственного освещения магнием.
«Фотография Кочешева всегда готова к выезду на дом» — гласило рекламное объявление. «Снимаю все, не стесняясь условиями … с 8 часов утра и до 11 часов вечера. Имеется масса видов города Ирбита, ярмарки и прочее. С искренним почтением А. Кочешев».
Снимки Алексея Ивановича хранят колорит торгового действа на Таборе и Александровской, воссоздают панорамы Торговой площади, а также портреты ирбитчан. Эти фотографии охотно печатали российские журналы.
Кочешев сочувствовал революциям начала XIX века, печатал снимки первомайских демонстраций, заключенных в тюрьму революционеров…
Но сама революция его разочаровала. Кочешевский дом в Кургане национализировали. Множество уникальных негативов и фотографий выбросили, как никому не нужные.
Алексей Иванович уезжает из Тобола в Новониколаевск (Новосибирск), где до 1933 года работал мастером по ремонту павильонной аппаратуры.
К счастью, не все из кочешевского архива погибло — сохранилось более пятисот его снимков о Зауралье. Поэтому Алексея Ивановича нередко называют «фотолетописцем Зауралья». Фотографии А. И. Кочешева украшают прекрасно изданную книгу «Россия. Урал и Предуралье».
Открытки с видами Ирбита и Ирбитской ярмарки, изготовленные А. И. Кочешевым и другими фотографами, выпускались в разные годы сериями не менее шести раз. Право на их тиражирование получили ирбитские купцы Н. Д. Ларьков и Т. С. Балыков. Благодаря этим фотографиям, мы видим Гостиный двор, театр, Уездную Управу, храмы — целую энциклопедию градостроительства конца XIX — начала XX веков в Ирбите. Приезжавшие на ярмарку развозили их по всей России и далеко за ее пределы.
Список литературы:
Фотолетописец Зауралья // Имена / В. Живулин. — Ирбит, 2012. – С. 51-53.
Культурная жизнь в период Ирбитской ярмарки. События и факты XVII – начала XX вв. : краеведческий дайджест/ МКУК МО г. Ирбит «Библиотечная система»; рук. проекта И. Чернавина; сост.: Е. Лебедева, И. Чернавина, С. Хохлов; оформ. С. Хохлов; техн. обеспечение Б. Юдинцев. – Ирбит, 2012. — 127 с.: ил.
Это имя дорого ирбитчанам разных поколений! В Ирбите, к примеру, ещё в 1861 году преподаватели и смотрители уездного училища собрали семь рублей на сооружение памятника А.С. Пушкину в Царском Селе.
Выдающийся русский исследователь Сибири XVII века, архитектор и картограф, авторству которого принадлежат подробные атласы и карты региона. На ремезовских картах отмечена и Ирбитская слобода наряду с другими знакомыми топонимами: Белослуцка, Соколова, Рудна, Трубина, Чащина, Ощепкова, Чувашева, Бердюгина.
Ещё до революции, в 1915 году, Н. Я. Данько пришла на Петроградский фарфоровый завод. Спустя четыре года она возглавила скульптурную мастерскую предприятия.
Отважного землепроходца и мореплавателя XVII века Семена Ивановича Дежнёва у нас в стране знает каждый со школьной скамьи. Жизнь этого замечательного человека – яркая героическая страница в истории русских…
Петр Ильич Чайковский (1840–1893 гг.) – знаменитый русский композитор, дирижер. Один из величайших композиторов мира, автор более 80 музыкальных произведений, среди которых известнейшие балеты «Щелкунчик» и «Лебединое озеро»…
Известный российский писатель Александр Грин подарил читательскому миру множество различных произведений, самые волшебные из них — книги о мечте — «Алые паруса» и «Бегущая по волнам». Писатель создал свой особый мир, который критик Корнелий Зелинский назвал «Гринландией», и населил особыми людьми…