Ирбитский государственный музей изобразительных искусств

 «Сокровища государственных музеев» (1970-1980 г.г.)

Путь к всемирной известности  Ирбитского государственного музея изобразительных искусств на­чинался с малого. С городского выставочного зала в типовой пристройке к жилому дому, действовавшего как филиал Свердловской картинной га­лереи. Первым руководителем был назначен Валерий Андреевич Карпов. Молодой и очень упрямый мечта­тель, который не видел препятствий на пути к экспонированию шедевров искусства мирового уровня в провин­циальном музее.

Датой создания музея считается 3 января 1972 года. Деятельность филиала Свердловской картинной га­лереи в Ирбите началась с выставки работ местных художников любите­лей. Почти сразу появились и первые экспонаты в будущем внушительного музейного фонда.

В формировании коллекции приняли участие, проникнувшись энтузиазмом Валерия Карпова, ру­ководители трёх крупнейших музеев страны: Государственного Эрмита­жа, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина и Государственного Русского музея. Дальнейшее развитие музея опре­делили и передвижные выставки. В 1975 году здесь была организова­на выставка подлинной графики из Эрмитажа «100 литографий Оноре Домье и Поля Гаварни», которую со­провождала и открывала старший на­учный сотрудник отделения гравюр ленинградского музея Елена Казими­ровна Каменецкая. Так в музее ураль­ской провинции появились первые специалисты из ведущих российских музеев. Исподволь налаживались свя­зи, появлялись и крепли надежды на перспективное сотрудничество.

 

 «Укрепление репутации» (1980-1990 гг.)

С 1979 до 1981 года филиалом Свердловской картинной галереи в Ирбите руководила Любовь Михай­ловна Крючкова. С 1981 по 1991 год — Надежда Ивановна Гришаленко. Более 10 лет музей работал на укрепление своей репутации и налаживание твор­ческих связей на территории СССР. В выставочных залах на Елизарьевых, 28в, которые Ирбитский музей обрёл ещё в 1974 году, активно экспонирова­лись работы из собственных фондов. Передвижные выставки разных твор­ческих союзов страны, в том числе республиканского центра «Росизопропаганда», Свердловской картинной галереи, которая уже получила статус Свердловского музея изобразитель­ных искусств, Пермской государствен­ной художественной галереи и многих других объединений, регулярно го­стили в Ирбите, сменяя одна другую. По-прежнему проводились выставки самодеятельных художников, фотовыставки, а также организовывались выставки детского творчества. Продолжало пополняться музейное со­брание, в частности, именно в этот период значительно выросла коллек­ция уральского искусства, первые про­изведения для которой поступили в музей ещё в 1972 году.

 

 «Национальное достояние» (1990-2000 гг.)

В 1990-е годы окончательно утвер­дился авторитет музея, начали вырисовываться контуры основных национальных и хронологических разделов. Укрепились и разрослись связи с коллекционерами, центральными и провинциальными музеями, был отлажен механизм экспертизы, реставрации и систематизации новых поступлений.

В 1993 году в Москве в Междуна­родном центре славянской письменности и культуры, во время открытия выставки «Спасённые сокровища» из фондов провинциального музея, был продемонстрирован опыт взаимодей­ствия музея со Всероссийским худо­жественным научно-реставрационным центром имени Грабаря. Тогда лишь малая часть сформированного на тот момент музейного собрания, насчитывавшего уже около пяти тысяч произ­ведений, заслужила восторг и высокую оценку ведущих столичных специали­стов, признавших его неординарность, уникальность и в некотором роде единственность в российской музей­ной практике конца 20 века. Тогда же известный московский искусствовед Юрий Герчук назвал провинциальное музейное явление «ирбитским чудом». В течение следующих двух лет выстав­ка с успехом экспонировалась еще в ряде российских городов — в Иваново, Кирове, Набережных Челнах, Уфе, Каменске-Уральском.

В декабре 1995 года Ми­нистерство культуры Россий­ской Федерации направило в адрес губернатора Свердлов­ской области Э.Э. Росселя и в Комитет по управлению го­сударственным имуществом Свердловской области письма, в которых сообщалось, что по итогам работы комиссии с уча­стием специалистов из Госу­дарственного Русского музея и Государственного Эрмитажа, освидетельствовавшей коллек­ции музея, системы учета и хранения, экспозиционную и научно-просветительскую ра­боту, была отмечена огромная собирательская работа кол­лектива музея, собравшего в исторически короткий срок на новом месте уникальную кол­лекцию западноевропейского и отечественного искусства 16-20 веков. Предложено признать коллекции музея «националь­ным достоянием общерос­сийского значения», музей рекомендовано перевести в го­сударственную собственность.

12 сентября 1996 года По­становлением Правительства Свердловской области музей переведен в государственную собственность Свердловской области с присвоением статуса государственного музея изо­бразительных искусств.

 

 «В региональном масштабе» (2000-2010 гг.)

Первое десятилетие 21 века для музея началось с реконструкции помещений пристройки к жилому дому, в котором он находился с 1974 года, на Елизарьевых 28в. В ре­зультате чего Ирбитский музей искусств стал больше по пло­щади, появилось отдельное, оборудованное всем необхо­димым основное хранилище с прилегающим к нему отделом главного хранителя, четыре вы­ставочных зала. Во вновь при­строенном помещении в 2003 году открылся многоцелевой выставочный, кино-видео-лекционный зал музея, рассчитан­ный на 50 посадочных мест.

Событием регионального масштаба можно смело считать открытие «Музея Уральского Искусства». В мае 2006 года в бывшем «Доме купцов Казан­цевых» широкой публике было представлено ретроспективное собрание живописи, графики, скульптуры, декоративно-при­кладного искусства региональ­ных художников 20-го — начала 21-го столетий. 34 года музей формировал коллекцию, кото­рая к моменту открытия Музея Уральского искусства насчи­тывала свыше 4000 произведе­ний.

В бывшем купеческом особ­няке в ходе реставрационных работ удалось восстановить исторические планировку и интерьеры. Здесь разместились 13 экспозиционных залов пло­щадью более 500 квадратных метров. В старинное здание также вписались помещения для хранения и реставрации произведений, системы обеспе­чения безопасности и температурно-влажностного режима. В результате город получил возрожденный памятник ар­хитектуры, а музей — прекрас­ное здание, оборудованное на самом современном уровне. В просторном «каминном» зале особняка проводились почти 10 лет фортепианные концерты и массовые презентации.

 

 «В Ирбите- Рубенс» (2010-2022 гг.)

В год сорокалетия Ирбитский государственный музей изобразительных искусств заявил о себе всему миру. 15 ноября 2012 года музей пред­ставил вниманию мирового сообщества шедевр кисти Ру­бенса «Кающаяся Мария Маг­далина с сестрой Марфой». Подлинность произведения подтвердили специалисты из Государственного Эрмитажа.

Уже в январе 2014 года Ирбит снова встряхнул куль­турную жизнь Свердловской области. Город на Нице по­сетила Ирина Александровна Антонова в честь открытия выставки «Дары ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирбитскому ГМИИ». Именно она, будучи директором столичного музея в 1976 году, согласилась на редкую в музейной практике того времени крупную переда­чу художественных ценностей в провинцию.

Выставка прошла в новом здании. Бывшие торговые ря­ды Ирбитской ярмарки, по­стройки конца 19 века, музей получил в плачевном состоя­нии в 1999 году. Более 10 лет потребовалось, чтобы превра­тить развалины в настоящий храм искусств. В результате напряжённых реставрацион­ных работ, вопреки услови­ям постоянного безденежья, здание сохранило свой исто­рический наружный облик и получило совершенно новые внутреннюю отделку и совре­менную инфраструктуру.

Анфиладная планировка, антоновская лестница, паря­щая над ней Ника Самофракийская, отделка интерьеров в античном стиле. В радиусе сотен километров не найти бо­лее захватывающей атмосфе­ры, так сближающей каждого, кто попал сюда, с мировым художественным наследием, восходящим к светлому искус­ству Эллады.

Шедевры, полученные из частных коллекций и трёх крупнейших музеев страны, можно увидеть только здесь, в городе у подножия Уральских гор, на границе с Сибирью, в «Музее гравюры и рисунка» Ирбитского государственного музея изобразительных ис­кусств.

С момента официального открытия музея, а именно с сентября 2014 года, уникаль­ная коллекция экспонируется в свободном доступе.

Особую ценность собра­нию Ирбитского музея при­дают предметы, которые поступили от частных коллек­ционеров. Юрий Сергеевич Варшавский — человек глубо­ких знаний и высокого интел­лекта, учёный и коллекционер, стал одним из главных испол­нителей ирбитского собрания и большим другом музея. В 2003-2010 годах из его коллек­ции в музей в общей сложно­сти поступило около тысячи листов.

Из коллекции известного московского художника и кол­лекционера Юрия Владими­ровича Шестакова поступили в собрание музея уникальные и очень редкие листы, на­стоящие художественные со­кровища, уники. Среди них единственные в России вол­шебно-воздушные резцовые гравюры Луки Лейденского. Ксилография «Самсон, разди­рающий пасть льва» Альбрех­та Дюрера и многие другие.

Давним и крупнейшим исполнителем собрания ев­ропейской гравюры ХVI-ХХ веков в Ирбите является Алек­сандр Никитич Севастьянов — московский коллекционер, ученый, общественный и по­литический деятель. За два десятилетия сотрудничества Ирбитский ГМИИ приобрел у Александра Никитича более 200 первоклассных листов. (КАРТИНКИ: Корабль дура­ков, искушение св. Антония 1635 г., Малые страсти)

Можно перечислить ещё многих коллекционеров и со­бирателей, которые поверили директору Ирбитского музея и расстались с редчайшими гра­вированными реликвиями.

 

В перспективе

В 2020 году Ирбитскому государственному музею изобразительных искусств было передано ещё одно зда­ние — памятник архитектуры, бывший торговый дом купцов Казанцевых на Орджони­кидзе, 30. Строение конца 19 века требует реставрации и в ближайшие годы прекрасно дополнит ансамбль музейного объединения в Ирбите.

 

В память о Великом собирателе

22 мая 2022 года у входа в здание музея по улице Елизарьевых, 28в, при большом скоплении народа, была открыта мемори­альная доска памяти директо­ра музея Валерия Андреевича Карпова.

Работу выполнил скуль­птор Андрей Чернышев. В ин­тервью художник поделился информацией, что уже давно изучал образ Валерия Карпова и планировал его лепить. Но не успел сделать это при жизни. Но именно поэтому работа­лось легко, хотя и обратились к нему по поводу доски поздно­вато. Пришлось отложить ряд других проектов, чтобы в день рождения Валерия Андрееви­ча мемориальная доска заняла свое место.

При открытии мемориаль­ной доски Галина Присяжнюк произнесла такие стихи:

Три дня подряд погода пла­чет.

Ведь ты ушел, не попро­щался.

Ты думал будет все иначе.

Но новой встречи не до­ждался.

А мы пришли к тебе, нас много.

Цветы и слезы, все смеша­лось.

Пускай не зарастет дорога

К тебе в музей, как нам мечталось.

 

По материалам Ирбитского государственного

музея изобразительных искусств

 

Список литературы:

Гамлицкий А. Сокровищница мировой графики на Урале // Веси. – 2006. — № 4. – С. 42 – 44.

Живулин В. Желаем быть маленьким Эрмитажем… // Восход. – 1992. – 20 февр. – С. 3.

История развития Ирбитского музея искусств // Ирбитский государственный музей изобразительных искусств : сайт. – [2017-2023]. — URL: https://irbitgmii.ru/history (7.04.23).

Ирбитский государственный музей изобразительных искусств // Ежегодник «Большой Урал». Мир событий. – Екатеринбург, 2001. – С. 239.

Полвека «Ирбитскому чуду» // Ирбитская жизнь. – 2022. – 25 мая. – С. 1, 4.