Эпоха великих реформ
Реформа местного самоуправления, реализация которой началась в Российской империи с 1864 г., докатилась до Ирбитского уезда к 1870 году. Задачи Ирбитского земства мало чем отличались от сегодняшних забот городской администрации. Бюджет распределялся на развитие сети школ, распространение агрономических знаний, оказание медицинской помощи населению и пр. В ходе этого процесса сформировался слой разночинной интеллигенции, энтузиастов — подвижников, которые способствовали просвещению народа, выступая с различными инициативами.
Так уездные учителя в 1882 году обратились в уездное земское собрание с заявлением иметь в уезде подвижной педагогический музей. «Такой музей, пишет учительская депутация, собрание предметов из разных царств природы, как средство для наглядного обучения, должен служить, по возможности, всему населению уезда, а для этого не должен находиться в городе, но должен перевозиться по всему уезду… этот земский подвижной музей должен объехать все училища уезда, выбирая для того осенние и зимние месяцы. Учитель при этом может объяснить ученикам и прочим посетителям выставленные предметы, может показать опыты и т.п…«
На утреннем заседании 17 октября 1882 г. гласные (депутаты) большинством голосов решили вопрос положительно и заложили в бюджет 1883 г. первые 300 рублей.
Первоначально в экспозиции педагогического музея преобладали коллекции естественно-научного характера, как иллюстративный материал к изучаемым предметам. Располагаясь при городском трехклассном училище (пер. Садовый, 5), музей во многом функционировал благодаря постоянной заботе инспектора училища, члена УОЛЕ С.В. Федосеева. Его усилиями «…музей обогатился предметами по археологии, этнографии и нумизматике, истории, ботанике, зоологии, минералогии, торговому делу.
Музей пополнялся ценными и значимыми экспонатами. Из ископаемых: челюсть мамонта, бивень, бедренные кости, голова носорога. Из предметов каменного века: топор, стрелы, отпечаток рыбы; из этнографии: интересные костюмы шамана, остяков: летние и зимние, дорожных божков тунгусов, тарелку (также тунгусскую) из рога лося, нитки из оленьих жил. По нумизматике: древние русские медные и серебряные монеты, а также монеты китайские, польские, итальянские, австрийские; из медалей и жетонов: коронования Николая I, Чесменского боя, с портретом его героя Орлова, ромбовидную серебряную медаль 1774 года. По истории: богатый застольный, хрустальный кубок времён Екатерины I с её инициалами и портретом, бокал и чашу работы Цезика, алебарды времён Екатерины II.
Из исторических сочинений: «Переписку Екатерины Великой с господином Вольтером», Москва, 1803 год, «Сочинения Вольтера», Москва, 1802 год, часть 2-я, «Слово похвальное Марку Аврелию», Спб., 1777 год, «История взятия Казани» (неоконченная рукопись), земельные владенные грамоты Михаила Фёдоровича туринскому ямскому охотнику Петко Твердунову.
По ботанике: гербарий флоры Ирбитского уезда, собранный С.А. Удинцевым. По зоологии: чучело колибри, зубы акулы, хороший скелет барана, работы И.Ф. Герасимова, коллекцию насекомых, коконы кобылки.
По минералогии — громаднейшую коллекцию покойного штатного смотрителя Киренского округа Петра Ивановича Седакова, переданную в музей его дочерью Натальей Петровной, ставшей главной вкладчицей в музей.
Деятельность учителей, врачей, агрономов, священников во второй половине XIX века способствовала пробуждению у населения интереса к прошлому края, организации наблюдений за природно-климатическими особенностями территории, сбора этнографических материалов.
С помощью энтузиастов пополнялись фонды музея, публиковались в «Записках УОЛЕ» статьи и статистические данные о различных сторонах жизни в Ирбитском уезде.
С 1904 года работой музея руководит инспектор училища надворный советник Владимир Иванович Мартынов, а Семён Васильевич, оставаясь инспектором городских училищ, заведует метеорологической станцией 2-го разряда и трудится в Обществе вспомоществования нуждающимся учащимся казначеем.
В 1911 году музей переместился в дом Михайлова (ул. Пролетарская, 1), почетного гражданина города. Здесь его и застали отголоски первой мировой и революционные вихри. Мобилизация и госпитали для раненных, казармы для запасных полков и питание военнопленных, ирбитский — 1917 год, «красные» и «белые» в Ирбите в годы гражданской войны.
С лета 1919 года окончательно утвердилась Советская власть в Ирбите, но все шаги по возрождению культурной жизни города датируются 1921 годом. Документальных материалов, о том, кто и как сохранял музей в этот период, не сохранилось.
Возрождение музея в 1920-40 гг. ХХ века
После потрясений периода Гражданской войны начинается процесс восстановления государствообразующих структур, в том числе и в области культуры. Наряду с избами-читальнями, библиотеками, возрождаются театр и музейное дело в Ирбите.
Цепь реорганизаций, постоянная смена помещений и руководителей — характерные черты в жизни музея в 20-е гг. ХХ века.
Начало деятельности музея в новых условиях берет отсчет с февраля 1921 года. Организатором процесса восстановления музея стал Соловьев Андрей Прокопьевич. Из семьи ирбитских мещан, закончивший местную гимназию и 2 курса томского университета, успевший послужить писарем, как у белых, так и красных, беспартийный. На его плечах держался музей до 1948 года.
Импульс второй половины XIX века по изучению местного края, особенно после создания УОЛЕ, сохранился до конца двадцатых годов ХХ века. Центр направлял памятки по изучению разных аспектов жизни края, на местах создавались общества краеведов. Ирбит в этом отношении не стоял в стороне. Краеведческое общество города в 20-е годы насчитывало более полутора сотен участников. Так, например, в 1924 году его силами было проведено анкетирование всех населенных пунктов Ирбитско-Туринского округа по теме «Культ и народное сельское хозяйство». Более 100 анкет хранят уровень повседневного крестьянского православного сознания, спустя пятилетие после утверждения Советской власти. Школьные краеведческие ячейки под руководством учителей формировали интерес к истории края.
Отвечая на запрос комиссии губернского отдела народного образования, в январе 1922 года Соловьев писал: «…Ирбитский музей нельзя назвать «научным» по имеющимся в нем экспонатам и характеру его деятельности, точнее учебно-показательным, учебно-наглядных пособий, где ведется педагогическая и просветительная работа, и потому он состоит не в ведении Губмузея, а Губполитпросвета…».
Действительно, по отчету за 1921 год, из 3675 экспонатов: 1295 — составляли физические приборы, 680 — естественно-научные коллекции, затем материалы по русскому языку, географии, истории, рисованию и математике. И потому трудно согласиться с кратким описанием истории музея Соловьевым А.П., опубликованным в 1925 году, что за период революционных бурь музей был сожжен и разграблен. Более того, количество экспонатов растет, уже более 4 тысяч, но по статусу музей открыт только для учителей и учащихся и выдает учебно-наглядные пособия в школы. Ирбитский отдел Совоса (социалистического воспитания) при уездном отделе народного образования в середине октября 1922 года передвижной музей учебно-наглядных пособий ликвидируют, экспонаты передаются школам.
С фондом 838 экспонатов и 450 книг, без здания, начинает рождаться музей местного края, точнее пока музей-склад, ютящийся в одной арендуемой комнате педагогического техникума.
В октябре 1924 года музей перебирается в частный дом на Кирова, 30 «а», из четырех комнат для экспозиции. Музей был открыт для населения пять дней в неделю с 11.00 до 15.00, бесплатно. Уже 2000 экспонатов были представлены в четырех отделах: естественно-историческом, общественно-экономическом, художественно- историческом, библиотечном.
Из отчета: «В 1924-25 году музей посетило 3000 человек, из них 65% учащихся городских и сельских школ. Посещаемость музея за последний год (1925/26) возросла до 6028 человек, из коих 55% учащихся, 11% крестьян, 9% рабочих, 19% служащих и 6% прочих…»
Имея смешанный характер, музей в своей работе проводит определенный краеведческий уклон и, при благоприятных условиях развития, его в скором времени можно по праву назвать «краеведческим». При музее имеются две добровольческих организации:
1) «общество по изучению местного края», объединяющее местных учителей, агрономов и др.
2) «кружок юных краеведов», в который входят, главным образом, учащиеся города.
“Музей и «общество по изучению местного края» имеют связь с Центральным бюро краеведения, Уральским музеем и некоторыми провинциальными музеями, а также в своем округе, с городскими и сельскими школами и другими организациями округа, ведущими краеведческую работу”, — информировал через местную газету «Бюллетень» А.П. Соловьев.
Надо подчеркнуть в 1924-25 гг., А.П. Соловьев пытался сохранить в музее фрагменты памятника Екатерине Великой, в том числе геральдический щит, корону, свиток указа и др., но все признано неподлежащим восстановлению, бронзу низкопробной. Всё отправлено в печи Вторчермета. Его подписи под актом списания нет.
«За отчетный период музей значительно расширен, переведен в более пригодное помещение. Посетителей в нем было в 1926-27 г. — 6279 чел., в 1927-28 г. — 7401. При музее имеется библиотека с количеством книг до 3000 томов. Музеем в истекшем году была организована экскурс-база, через которую прошло 375 человек. Кроме того, в целях организации и популяризации краеведческой работы, проводились занятия с комсомольцами, пионерами, учителями и избачами. Расширена краеведческая работа и организован отдел революционного движения в округе» (из отчета).
Конец двадцатых годов был ознаменован тремя событиями в жизни музея: назначение руководителем Михаила Дмитриевича Голубых, переезд в новое здание на ул. Спорта, 20 (ныне клумбы у городского театра на углу ул. К.Либкнехта и ул. Орджоникидзе), весомое пополнение фондов. Как следствие увеличить посещаемость и доходность учреждения.
Михаил Дмитриевич, бывший начальник штаба в отряде В.К. Блюхера, журналист с незаконченным высшим образованием, коммунист, но сторонник Л.Д. Троцкого, и в Ирбите оказался, скорее всего, в ссылке, чем по зову души. Вероятно, его революционное прошлое способствовало решению задач развития музея.
Одноэтажное, каменное, крытое железом здание имело в два раза больше помещений с экспозиционной площадью, равной сегодняшнему музею на Кирова, 50.
Пополнение фондов уникальными экспонатами коллекции купца С.А. Чиркова из Туринского музея произошло после его ликвидации. В Акте передачи от 25.05.1928 г., упоминаются 20 картин знаменитых художников и 68 наименований, включающих в себя 1816 предметов декоративно-прикладного искусства стран Востока. Правда, была оговорка: «принятые (экспонаты) от Туринского музея не выставлять, хранить как обменный фонд, как резерв Областного музея не уральских культур». Действительно, в фонде 107 госархива есть документ, подтверждающий, что музей обязан выслать картину Айвазовского «Море» в областной музей, взамен предлагались иллюстрации и гербарии по биологии. И не только это позднее изымалось из Ирбита.
Вторым значимым поступлением стали предметы культа из храмов Ирбитского округа. Акты принятия на хранение упоминают уникальные вещи: такие, например, как мощи Симеона Верхотурского. Но, как всегда, позднее это было изъято областью.
Стремительно растет библиотечный фонд. Прижизненные издания российских историков Н.М.Карамзина, С. В. Соловьева, В.О. Ключевского и др., книги по агрономии, циркуляры Оренбургского учебного округа, куда прежде входил и Ирбит, литературные журналы «Вестник Европы», «Нива», «Современник», журналы земских собраний и заседаний уездного земства, справочные книжки «Ирбитская ярмарка». Документ 1926 г. о передаче музею Всеволодом Петровичем Мордяшовым 28 открыток с видами Ирбита начала ХХ века.
Штат работников музея составлял 3-5 человек. Как уже было сказано выше, тот период характеризовала большая текучесть как заведующих, так технического персонала. И если первые снимались за некомпетентность, то последние уходили из-за низкой оплаты труда, постоянного привлечения на сельскохозяйственные работы.
Музей в период индустриального рывка
Усиление централизации, утверждение единой для всех схемы развития страны в 30-е годы XX века не устранило краеведение, но поставило его в поиск не только и не столько истинных фактов, а «фактов», подтверждающих официальную версию истории. В торговом городе, где практически отсутствовал рабочий класс, надо было найти зародыш большевистской организации, которая осуществила Октябрь в Ирбите. Музей вынужден был выполнять поставленный курс. Один из документов, хранящийся в городском архиве, хотелось бы привести полностью как отражение эпохи в музейном деле.
ОБКОМ ВКП(б).
Отдел культурно-массовой работы т. СОРОКИНУ;
музею Революции — т. НИКИФОРОВОЙ;
секретарю Ирбитского РК ВКП(б) т. КОТОВУ
Пользуясь командировкой в Ирбит, я ознакомился с историко-революционным отделом местного краеведческого музея. Этот отдел совершенно не соответствует своему назначению. По замыслам организаторов он должен показывать историю революционной борьбы начиная с 1905 года до наших дней, как в целом по стране, так и в б. Ирбитском уезде.
Начинается он с показа быта торгового капитала на экспонатах местного миллионера Чиркова (роскошная обстановка, утварь, картины и т.д.) и бедной комнаты рабочего. Вслед затем идет показ материалов революции 1905 г., Февральской революции и Октябрьской революции 1917 г.
Бросается в глаза резкая разница в показе: экспонаты Чиркова, помещенные в большой комнате, бьют в глаза своей роскошью и привлекают внимание художественные картины, китайские изделия из фарфора, фаянса, серебра и т.д. И совершенно незаметно в одном уголке поместился материал 2-х революций 1905-1917 гг.
Бывший директор музея т. Сушков меня заверил, что еще в 19З4 г. были приняты меры к перестройке музея и очищению его от всякого рода антипартийных материалов, помещенных в нем еще в бытность директором музея известного троцкиста Голубых.
Действительно, экспонатов троцкистского характера я не обнаружил, но бросается в глаза, политическая безграмотность при составлении экспозиции, извращающей историю революционной борьбы и работы ВКП(б). Например:
“Бюджет музея от 1500 рублей увеличился до 15000 рублей в последние годы. По новой структуре музей будет иметь в 1939 г. четыре отдела: 1) Вводный, 2) Природы, 3) Истории, 4) Соцстроительства и дополнительный пятый отдел — школьный с учебно-наглядными пособиями для помощи школе. Для укрепления связи со школой, при музее организована школьная комиссия из лучших педагогов.
В отношении предметных экспонатов нужно отметить пополнение музея новыми чучелами птиц разных пород более 20 штук, изготовленных местным охотником-любителем П.А. Шеломенцевым. Кроме того приобретено 6 высокохудожественных картин — видов местной природы и прочее…”, — писал А.П. Соловьев в краткой исторической справке по музею.
Годовой отчет за 1940 г. очерчивает результаты деятельности музея в предвоенный год.
Музей в годы Великой Отечественной войны
В преддверии грозных событий просматривалась упорядоченность деятельности музеев.
В системе Наркомпроса РСФСР идет разработка нормативного документа «Положение о краеведческом музее». Свой вариант еще в 1936 г. излагает А.П. Соловьев, где своеобразно отмечает систему назначения кадров музея:
а) к замещению должности заведующего музеем может быть допущено лишь лицо, обладающее специальными познаниями музейного строительства или лицо, удовлетворяющее требованиям не менее минимума для руководителей районных партийно-советских учреждений;
б) к должности научных сотрудников допускаются лишь лица, прошедшие и окончившие специальные курсы музейного строительства с образованием общей подготовки не менее объема программы 9-летнего курса обучения.
В контексте постоянной смены руководства Ирбитским музеем звучит актуально, кстати, это связано и с Туринским музеем, где в момент принятия решения о нецелесообразности его существования, руководителем была юная крестьянка, член ВЛКСМ с низшим образованием. Конечно, в республиканское «Положение…» такие тонкости не вошли, и официальный текст, применительно к Ирбитскому районному краеведческому музею был зарегистрирован 29 марта 1941 г. в областном отделе народного образования, согласно которому музей «является политико-просветительным и научно-исследовательским учреждением, которое:
1) собирает, хранит и изучает вещевые, письменные и изобразительные материалы исторического процесса развития природы и общества;
2) организует и проводит изучение своего края;
3) ведет научную пропаганду на основе марксистко-ленинского мировоззрения, путем музейной экспозиции, массовой культурно-просветительской работы и опубликования своих трудов».
13 июня 1941 года выходит Постановление № 1627 Облисполкома «О мероприятиях по улучшению работы музеев», где подчеркивалось: «…запретить выселение музеев из зданий, …проверить работу районных музеев до 15.07.1941 г.». Кстати, для Ирбита решение важное. Преобразование Школы-завода УЗТМ в ТОРФМАШ потребовало дополнительных площадей ИТР, и музей на ул. Спорта 18 на половину «ужали». В 1940 г. на полгода прикрыли, заняв помещения для отработки механизма деятельности эвакогоспиталя. Восстановиться в полном объеме музей не успел, начавшаяся Великая Отечественная война внесла сумятицу в определение форм деятельности.
Приказ А.П. Соловьева от 15 июля 1941 г. свидетельствует: «В связи с закрытием музея и свертыванием его, по распоряжению местных органов власти, сотрудники музея, по согласованию с районо, с 16 июля увольняются…». Позднее в кратком информационном отчете Андрей Прокопьевич укажет: «музей помещения для развертывания экспозиций не имел и был в течение 2 лет в положении консервации, закрыт для посещения…». Экспонаты размещались в двух местах общей площадью 30 квадратных метров. В другом документе упоминается 160 квадратных метров под фонды и 50 квадратных метров под прочее.
Музей уже закрыт, а противоречивые директивы из ОблОНО требуют:
26.08.1941 г. «В связи с сокращением ассигнований, все музеи области переводятся на консервацию или закрываются… для доступа публики музей должен быть закрыт, экспозиции свернуты…».
29.10.1941 г. «… организовать бесперебойную работу музеев, … усилить массовую работу с населением, через организацию выездных выставок, … обеспечить подготовку к зиме…»
Оставшись один, Андрей Прокопьевич не сидит без дела. «Уральский рабочий» от 15.07.1942 года в статье «Музеи в годы войны» свидетельствует: «Собирает материал о Великой Отечественной войне и Ирбитский музей. Это — фотоиллюстрации, вырезки из газет и журналов, яркие патриотические письма с фронта и на фронт, материалы о наиболее отличившихся в боях героях — ирбитчан. Только в первом полугодии 1942 г. музей организовал 36 небольших фотовыставок-передвижек для обслуживания города и сел, в том числе выставку «Урал — фронту». Музей передал аптекоуправлению сведения о местах, где имеются важнейшие виды лекарственных растений. Составлено описание заброшенных рудника и Ницинского железоделательного завода в селе Рудном — старейшего завода на Урале.»
Появляется приказ № 1 от 02.07.1943 г. «В связи с открытием музея и развертыванием экспозиций его… принять на работу с 12 июня тов. Клевцову О., тов. Федотову А., тов. Шпиллер А. …». Газета «Коммунар», № 51 от 15 июля 1943 г., в разделе «Коротко за неделю» оповещает: «Сегодня возобновляет свою работу в новом помещении ул. Кирова, 42 (ныне д. 50) краеведческий музей. Часы работы для посетителей с 2 до 8 часов вечера…».
Дом на Кирова, принадлежавший Кафедральному Собору гор. Ирбита, постройки 1868 года, был предназначен для двух ведомственных квартир. Вновь прибывшие священнослужители получали комнаты для обустройства на период пребывания в Ирбите. В конце 20-х годов ХХ века в нем размещалась Трудкоммуна (школа подростков), готовившая кадры для школы-завода, затем общежитие педагогического техникума. Здание кирпичное, одноэтажное, отопление печное, освещение электрическое, общая площадь 290 квадратных метров, под экспозициями 244 квадратных метров.
С тех пор здание на Кирова, 42 (в дальнейшем 50), без малого более 70 лет служит музейному делу. Результаты работы только за вторую половину 1943 г. говорят сами за себя: более 6 тыс. посетителей, 40 экскурсий, 3 выставки в музее, 15 выездных. 2615 экспонатов, из них выставлено 2000 в экспозициях, библиотечный фонд 3650 единиц.
Эта динамика сохранилась в последующие годы.
1946-1954 гг.
Показатели работы музея стабильно высокие. Ежегодно до 9 тыс. посетителей, половина из них школьники, свыше 200 экскурсий в год. Фонды около 2500 инвентарных единиц, из них 98% в экспозиции, книг 3,5 тысячи. Штат музея: директор, кассир, уборщица-смотритель и сторож, он же истопник и дворник.
Директор Андрей Прокопьевич Соловьев, помимо экскурсий, успевал готовить материалы для газет и радиопередач. В музее хранится рукопись для печати, в ней дан социально-экономический облик города в 1947 года. Сейчас только старожилы помнят, где были жерновой и мельзаводы, четыре крупных детских дома, школы ФЗО, специализированный госпиталь для инвалидов Великой Отечественной, в каких вновь построенных зданиях открылись средние школы.
В марте 1948 года в музее появляется новый сотрудник Валентин Карлович Зейлерт. Человек не ординарный, с непростой судьбой. Родом из Белоруссии. Мальчишкой посещал занятия в свободной мастерской у Казимира Малевича. В 1928 году закончил Ленинградский художественно-промышленный техникум. В Витебском областном историческом музее с 1935 года руководил художественной мастерской, в 1940 году был назначен директором. Вероятно, он организовывал эвакуацию уникальной коллекции картин в Саратов впервые дни Великой Отечественной. Позднее он напишет две автобиографические книги «Тавдинская повесть» и «Таежная любовь». После амнистии, Валентин Карлович с семьей приезжает в Ирбит.
Политика городского руководства или внутренний конфликт между Соловьевым и Зейлертом приводит к тому, что Андрей Прокопьевич Соловьев в мае 1948 года увольняется и уезжает в Свердловск. Директором назначен В.К. Зейлерт.
Что же успел изменить В.К. Зейлерт? Ему, как художнику, открылось поле для оформления экспозиций, отбора и сокращения выставленных экспонатов. В одной из рукописей обозначено: «Ирбитский музей не претендует на столичный или областной размер. Он не богат (?) экспонатурой. Фактически к экспозиционному плану он имеет 40%, но и в данном виде представляет определенную ценность и может быть широко использован». Эти 40% раритетов наиболее ярко и значимо обыгрывались в новом интерьере. Знаменитый рисунок «Ирбитская слобода в XVII в.», который многие сегодняшние историки и архитекторы принимают как копию с подлинника того далекого века, был введен в оборот краеведом Я.Л. Герштейном без ссылки на источник. Это работа В.К. Зейлерта. Им написана рукопись «История города Ирбита. Краткий очерк» объемом 96 тетрадных листов. Данный рисунок в этой работе был одной из иллюстраций, видения автором начального этапа освоения нашего края.
Одним из направлений его деятельности в музее стала организация походов с учащимися по Ирбитскому краю, в процессе которых были собраны археологические и этнографические материалы для музея. Результаты походов были отражены в трех фотоальбомах и созданном на основании их рукописи путеводителе по Ирбитскому краю.
Путеводитель содержит два десятка маршрутов, схемы и планы значимых объектов профессионально выполнены Зейлертом В.К. Еще одна деталь, впервые появляются фотоснимки части экспозиций музея начала 50-х годов, выполненные сыном директора Юрием, который учился в школе № 12.
В мае 1952 года заслушан отчет нового директора С.Г. Дубицкого и вышел очередной приказ «О работе Ирбитского краеведческого музея». Осенью того же года у музея новый руководитель Михаил Романович Мазай, по совместительству. Человек талантливый, после демобилизации приехав в Ирбит, работал в Доме пионеров постановщиком народных танцев, успешно руководил танцевальным коллективом. Совмещая четыре должности, Михаил Романович, естественно не мог вникнуть во все тонкости работы музея, потому вновь критические публикации в газете «Коммунар» и как финал Решение Исполкома городского Совета в апреле 1954 года «О мерах по улучшению работы музея». Начальнику отдела культуры указано на недостатки в работе по подбору и расстановке кадров. Были и положительные пункты в решении, например, утвердить музею ставку научного сотрудника (впервые за весь период с 1921 года). Происходит очередная смена руководства. И на этом завершается целая эпоха в истории музея. 26 мая 1954 года к исполнению обязанностей директора приступил Леонид Михайлович Захаров.
Будни восьмой пятилетки в краеведческом музее
Закончилась «семилетка» (социально-экономический план развития СССР 1959-1965 г.г.), отправлен в отставку первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев, новое руководство страны отменило многие экономические «эксперименты» предшественников. Коммунизм еще маячил на границе начала 80-х годов и восьмая пятилетка, как считают эксперты, была самой успешной за все годы истории Советского Союза. В идеологическом плане период был полон круглых дат – 50 лет Советской власти, 50 лет комсомолу, 100 лет со дня рождения В.И. Ленина, 25 лет Победы, 50 лет образования СССР – они определяли программу работы всех учреждений культуры.
На этом масштабном фоне в музее все было буднично. С 1966 по 1973 гг. сменилось четыре директора, совершенно разных по образованию, пониманию музейного дела, причин появления в музее.
Преемником Л.М. Захарова стал Моисей Семенович Аксенов, комсорг ЦК ВЛКСМ на стекольном заводе, организатор и пропагандист движения корчагинцев, зав. отделом агитации и пропаганды Белоярского райкома партии, лектор Верхнепышминского ГК партии, завуч в Слободо-Туринской средней школе, директор Ницинской школы, преподаватель истории в Ирбитском медицинском училище, научный сотрудник, директор музея, председатель горкома ДОСААФ, инструктор физкультуры.
Директорская должность состоит из многих функций. Моисей Семенович начал решать проблему отопления. Печи, дрова, истопники ушли в прошлое. От котельной районной больницы пришло постоянное тепло в батареи музея. В кадровой политике в этот период пришли в музей научные сотрудники, которые в дальнейшем составили, целую эпоху в жизни музея: Дарья Степановна Зубарева (Степанова) и Валентина Федоровна Рудакова (Орлова).
Именно тогда, в 1966-67 гг. музеем, на основе собранных материалов, были предоставлены документы на утверждение первых Почетных граждан г. Ирбита советского периода. По итогам редакционной комиссии, при участии сотрудников музея, после проведенного конкурса, был предложен герб города (автор В.Ф. Батечко), как официальный. Кстати, один из альбомов с вариантами символа города сейчас выставлен в экспозиции музея, посвященной истории местного самоуправления. Началась практика проведения массовых мероприятий с участием музея по проведению праздников улиц города, названных в честь революционных событий. Подготовлен справочный материал в сборник «Ирбит за 50 лет».
В связи с продолжительной болезнью М.С. Аксенова, ему более полугода искали замену. 12 декабря 1967 года руководителем был назначен Николай Ананьевич Семиков. Судьба его аналогична судьбе предшественника. Трудное детство, по мере получения общего, профессионального и партийного образования назначался на различные должности. Заместитель председателя Ирбитского райисполкома переходит работать в музей, а по совместительству директор вечернего университета марксизма-ленинизма при Ирбитском городском комитете партии. Структура музея включала в те годы четыре отдела: природа края, досоветский период, социалистическое строительство (половина залов музея), картинная галерея. При богатстве фондов имеющихся площадей было явно недостаточно. При поддержке председателя горисполкома А.А. Серкова была рассчитана смета строительства второго этажа здания. Цена вопроса 39 тыс. рублей из областного бюджета.
При новом директоре Г.Н. Кукушкиной, бывшем инспекторе отдела Управления культуры горисполкома, музей был закрыт на капитальный ремонт. Правда, второй этаж не вырос, но заменены все рамы в окнах, разобраны печи, заложены кирпичом окна и дверь по Садовому переулку, пол застелили плиткой ПХВ, образовавшиеся ниши от печей и окон оборудовали под экспозиции, закуплен пиломатериал для строительства внешнего фондохранилища. Эти преобразования по сей день определяют конфигурацию залов музея.
Работники музея оказали помощь в открытии двух общественных музеев: в г. Артемовский и на стекольном заводе в Ирбите. При активном участии музея в 1968 г. в городе было создано Общество охраны памятников истории и культуры.
В год столетия со дня рождения В.И. Ленина значительно пополнились фонды музея продукцией предприятий, передовиков производства города и района. Так, например, мотоцикл «Урал-2-М-63», изготовленный комсомольцами мотозавода 21 апреля 1970 г., личные вещи почетного гражданина города, заслуженного врача РСФСР Д.И. Мальгина.
Завершает этот период на посту директора Олег Алексеевич Молокотин (12.04.1971-26.08.1973). Большая часть деятельности в это время была связана с обработкой и оформлением накопленного документального фонда. Изданы материалы по гражданской войне: «Колчаковщина», биографические справки расстрелянных, воспоминания участников событий.
Хранящиеся в музее более сотни анкет участников Великой Отечественной войны по сей день — уникальный материал для исследователей. В ходе подготовки и открытия Аллеи Героев Советского Союза — ирбитчан были изданы массовым тиражом их биографии. Составлена картотека награжденных жителей края орденами Ленина, Трудового Красного знамени. Положено начало формированию личных фондов Почетных граждан города.
Несколько смягчился «голод» по экспозиционным площадям после открытия городского выставочного зала. Картинная галерея в музее завершила свою работу.
Будни восьмой пятилетки осуществлялись силами 2 постоянных научных сотрудников Д.С. Степановой и В.Ф. Орловой. Помощью и поддержкой им все эти годы была Парасковья Павловна Брусницина, смотритель, уборщица и кассир.
Средняя посещаемость музея в год 40-45 тыс. человек (!!!). Экскурсионное обслуживание 250-300 групп (6-8 тыс. посетителей) и до 200 справок по различным вопросам по истории края.
В книге отзывов есть строчки: «Всегда преклоняешься перед людьми одержимыми, истинно любящими свой край и все делающими, чтобы сохранить штрихи настоящего. Вот к таким людям относятся и сотрудники очень небольшого, но чрезвычайно ценного музея в г. Ирбите – уникального в своем роде». Группа врачей из Свердловска.
Олега Алексеевича Молокотина сменил на посту директора Иван Яковлевич Антропов. Новый директор был уже не новичок в делах музейных. В начале 60-х годов Иван Яковлевич Антропов работал штатным научным сотрудником музея, тогда и прикипел к истории родного края. Да и возраст Ивана Яковлевича к этому моменту – пора творческой зрелости.
За плечами голодное детство на притоках речки Иленьки в Байкаловском районе, фронтовые дороги юного лейтенанта в годы Великой Отечественной, многолетняя работа и учеба на педагогической стезе, постоянное общение с людьми различных возрастов, профессий, прошлого, как принято говорить – богатый жизненный опыт.
Через пару лет закипело строительство. На смену веранде пришел кирпичный пристрой, слившийся с основным зданием. В нем нашлось место и гардеробу, и фойе, и выставочному залу, и хранилищу фондов, а еще и просторный подвал. За остальные подвальные помещения принялись собственными силами. Печь подправили, побелили стены, соединили с новым подвалом. Сколько носилок земли с сотрудниками директор вынес, ни кто не считал. А в завершение еще летний выставочный павильон во дворе добавился. Теперь было где развернуть экспозиции.
Подвалы стали местом для открытого хранения фондов, то есть появилась у посетителей возможность увидеть экспонаты, не вошедшие в постоянные экспозиции, начиная от предметов крестьянского быта до ярмарочных разновесов, от столов и буфетов из мещанских усадьб до первого советского телевизора КВН. Глаза у экскурсантов разбегаются от обилия предметов. Об иных экспонатах они и представления не имели. К примеру — рубель, да не рубль. Не покупался на ярмарке, но в прежние времена в каждом доме был. Сам хозяин его изготовлял, для удобства в работе, на особинку. Потому они в коллекции все разные.
В прежнее время в подвале музейного здания размещались печи и кухни. Дом был построен на двух хозяев. Затем, не один десяток лет в них жили, работая в музее, сторожа-истопники, уборщицы, дворники. Эти «служебные квартиры» позднее прикрыли, печи разобрали, но не все. Оставшаяся печка приглянулась Ивану Яковлевичу. В музее о ярмарке много рассказов. Торговля торговлей, а купцу приезжему и отобедать надо. Да еще ярмарка на масленичную неделю попадала. И вот подвальная комнатушка с исправной печкой по замыслу директора обрела новую жизнь, превратившись в блинную. Блины в музее, с пылу, с жару за добротными столами, гостю в диковинку, да и в сласть. Не одна сотня посетителей оставили записи признательности за доставленное удовольствие.
А павильон во дворе на время стал ВДНХ — Выставкой достижений народного (местного) хозяйства. Умел Иван Яковлевич Антропов подойти к руководителям предприятий с безотказной просьбой. В итоге – продукция заводов, фабрик, организаций города была представлена населению и гостям города во всей красе.
Во дворе музея проводились фольклорные праздники , а музей с 1979 года обрел статус – историко-этнографического. Да сам Иван Яковлевич под кронами деревьев в летний полдень с верными помощницами Дарьей Степановной и Валентиной Федоровной не раз проводил производственные совещания.
Антропов «болел» городом, не случайно, еще до директорства, возглавил общественную организацию ВООПИК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры). Сохранить старинный облик Ирбита, задача не чисто музейная, но через музей, силами его работников кое-что можно сделать. При Иване Яковлевиче была проведена паспортизация старинных зданий города, памятников и обелисков, их фотофиксация. Проведен учет памятных знаков на зданиях. Переписка с родственниками, паспортными столами и ЗАГСами позволила сформировать список ирбитчан, расстрелянных в 1919 г. белогвардейцами. Их фамилии на памятнике, что у стены Русского кладбища. Жаль, что в то время нельзя было рядом поставить обелиск ирбитчанам, расстрелянным в 1918 году по приказу комиссара Ершова, да и сейчас его нет.
Позднее результаты работы по учету архитектурного наследия города были использованы при создании проекта «Ирбит – город исторический», должного стать обоснованием одноименного областного закона.
По воспоминаниям Дарьи Степановны, старейшего сотрудника музея, этот период был наполнен постоянным участием в областных семинарах, поездками по обмену опытом в музеи Урала, Сибири, центра России, командировками в архивы. Активно велась переписка с уроженцами Ирбита, проживавшими в различных уголках страны, с целью сбора воспоминаний по истории города, ярмарки, достижений земляков.
В составе объединения краеведческих музеев области, ИГКМ (Ирбитский городской краеведческий музей) под руководством И.Я. Антропова шаг за шагом завоевывал признание и уважение, благодаря результатам деятельности. Подтверждением этого «Диплом учреждения культуры отличной работы» за 1979 и 1983 годы, от Управления культуры Свердловского облисполкома, знаки отличия сотрудникам Д.С. Степановой и В.Ф. Орловой, присвоение звания «Заслуженный работник культуры РСФСР» Ивану Яковлевичу.
Подводит черту под этим этапом деятельности И.Я. Антропова реализация его проекта «День рождения музея». Дата, которой мы привычно оперируем сегодня, официальное звучание получила 5 марта 1983 года в решении Исполкома Горсовета № 63 за подписями председателя В.Б. Меньшикова и секретаря В.А. Бирюкова.
Понятно, что предварительно Иван Яковлевич проработал Журналы Ирбитского земства, публикации о музее на страницах «Ирбитского ярмарочного листка», подготовил солидное обоснование своей задумке и предложил план мероприятий по подготовке к празднованию.
Комиссия по подготовке празднования включала 15 человек, которые были распределены по секциям: экспозиционная, массовая, по сбору материалов, пропагандистская, хозяйственная. 17-18 ноября 1983 года отметили юбилей. Прошло заседание ученого совета Свердловского государственного объединенного историко-революционного музея, посвященного 100–летию музейного дела в г. Ирбите, отзвучали здравицы и праздничный концерт в клубе автоприцепного завода, вручены Дипломы от покровителя торговли Меркурия.
Второе столетие музея началось в преддверии перестройки. И здесь Иван Яковлевич умело использовал открывшиеся возможности.
Личный вклад Ивана Яковлевича, как директора, можно обозначить двумя факторами: собирательство, то есть пополнение фондов уникальными экспонатами, и тематическая презентация документов по истории края.
Иван Яковлевич проявил себя славным продолжателем дела Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), издав книгу «Были Ирбита». А за ней более сотни встреч с жителями города и района, кипы черновых листов записей их воспоминаний в фондах музея. Авторская переработка информации о жизни различных социальных групп в период Ирбитской ярмарки. Живая речь книги, где байки сливаются с реальными фактами, рисует прошлое емко и доступно. «Легенды» о Зязине, ирбитском купце первой гильдии, как он жениться собирался, как обсчитывал на копеечку, как за минимальный процент ссуду давал… Или кураж купцов приезжих московского Мамонтова и кяхтинского Колокольникова о том, кому из них в Пассаже оркестр слушать. И о случайном «фарте» извозчика, и реальном доходе от ярмарки мещан ирбитских узнать можно.
Помимо этнографического материала И.Я. Антропов уделял большое внимание собиранию и публикации документов по истории края, как прошлого, так и хроники текущих событий.
Сборник «История края в документах XV-XX века», изданный в 1971 г. тиражом 200 экземпляров – сегодня библиографическая редкость. Но его составитель, тогда еще директор школы в д. Дубской И.Я. Антропов, определил путь своих изысканий.
Следующий сборник документов «Слободу учредить городом» стал важной вехой в издании книг по истории Ирбита. По авторскому замыслу копии документов позволяют представить сложный, но интересный период превращения Ирбитской слободы в город.
Музей в «новой» России (1993-2003)
Директор музея Валентин Александрович Живулин вносит свое видение в развитие музея в это непростое время.
Валентин Александрович, как человек открытый на общение, возродил встречи за круглым столом в музее поэтов, художников, ветеранов Андреевского клуба, ветеранов Афганистана, ликвидаторов Чернобыля, Почетных граждан Ирбита, настоятелей Свято-Троицкого храма.
Научные сотрудники, при поддержке директора, более энергично стали публиковать краеведческие заметки. В частности Д.С. Степанова выпустила серию статей по истории ирбитского тюремного замка, а итогом стало открытие в цокольном этаже музея экспозиции «История СИЗО», подготовленной совместно со структурами ОВД г. Ирбита.
Не обходили вниманием музей и высокие гости. Многочисленная делегация ЮНЕСКО, прибывшая в Ирбит на конференцию «Культура и предпринимательство» во главе с Ю. С. Борисихиным в 1995 г. была приятно удивлена богатством и уникальностью экспонатов в залах.
Свой автограф в музее (август 1997 г.) оставил глава правительства Свердловской области А.П. Воробьев: «… Восхищен вашим подвижничеством в сохранении культуры. Спасибо!». Вероятно, это посещение, с учетом всех остальных факторов, способствовало в дальнейшем принятию решения о возрождении Ирбитской ярмарки.
Основной фонд музея вырос на тысячу предметов. Документы участников Афганской войны, семейные альбомы, предметы быта горожан. Мастер Александр Рычихин в коллекцию самоваров внес свою лепту, подарив музею из дерева полномасштабную резную копию самовара.
В мае 1998 года В.А. Живулина избирают главным редактором газеты «Восход», а директором музея назначена Елена Ивановна Сорчик.
Осенью 2001 года исполняющую обязанности директора О.Б. Ордину сменил Александр Ильич Буланов. Коллекционер, краевед, признанный специалист по истории мотоциклов, мотоспорта. Началось поэтапное восстановление музея. И, прежде всего — главной миссии — сохранения культурно-исторического наследия края. А далее просветительская деятельность среди учащейся молодежи. Экспозиция, посвященная животному миру края в прошлом и настоящем, всегда вызывающая интерес у детей, вернулась в залы. Выставки стали сменять друг друга: «Газетное дело в Ирбите», «Гиннес в Ирбите», «Деревенские находки».
Открылась перспектива в создании музея «Ирбитская ярмарка» в здании на Кирова, 76. А.И. Буланов с присущей ему энергией принялся за проектирование экспозиций, согласование проектов по теплу, свету и прочее. Первый миллион начал осваиваться по областной программе сохранения культурно-исторического наследия.
У самого Александра Ильича появилась возможность создания муниципального музея мотоциклов. То, о чем он мечтал многие годы, стало прорисовываться. Но это история другого музея, а историко-этнографический подошел к 120-летию.
Не громко, по-домашнему в октябре 2003 года прошло это событие. Был дан старт очередному десятилетию.
В 2006 году директором историко-этнографического музея становится Василий Константинович Сухих. За его плечами более двадцати пяти лет преподавательской деятельности. По специальности – историк, окончил истфак УрГУ. Преподавал в Пионерской, 13-й и 12-й школах. В последней еще и директорствовал.
Растет посещаемость музея, увеличивается количество туристов, приезжающих как группами, так и отдельными семьями. В год в музее, кроме постоянной экспозиции, проводится до 16 выставок: выездных, приглашенных и из своих фондов. Практикуются пешие и автобусные экскурсии по городу. Василий Константинович считает, что для привлечения туристов необходимо развивать так называемое гостевое направление, чтобы кроме ознакомления с историческими экспонатами, человек мог погрузиться в атмосферу старины. То есть попробовать пожить в тех условиях, ближе познакомиться с бытом.
Но основную ставку музей делает на работу со школами города и района. Активно дружит музей и с детским садом № 13, педагоги которого активно внедряют краеведение в программу. Ирбитский историко-этнографический консультирует специалистов школьных музеев, проводит смотры конкурсы музейных экскурсоводов.
В.К. Сухих находит время работать в архивах и фондах музея, просматривать различные источники, что позволяет ему готовить аргументированные публикации. Им опубликованы статьи «Три штриха к истории Ирбитской ярмарки», «Советская ярмарка (взгляд краеведа)», «Ирбит на Великом чайном пути», «Первенец индустриализации в Ирбите (к рождению АПЗ)». Василием Константиновичем подготовлены материалы к двум путеводителям по музею и путеводитель «Пять прогулок по Ирбиту», издан первый музейный сборник «Цибик чая». Консультации и информационная поддержка в написании статей, творческих проектов, курсовых работ школьниками, студентами, любителями.
В 2009 году открылось второе здание музея по ул. Кирова, д. 74. Стараниями коллектива музея здание стало одной из достопримечательностей города.
В настоящее время музеем руководит молодой, энергичный директор – Юлия Вячеславовна Коновалова.
Основной фонд музея на 16.11.2021 — 14 781 ед. хранения, научно — вспомогательный — 9340 ед. хранения.
В музее функционирует 20 тематических залов, открытое хранение фондов, научно-краеведческая библиотека.
Список литературы:
Коротко за неделю // Коммунар. – 1943. – 15 июля. – С. 2.
Сухих В.К. Дорога длиною в 130 лет : Глава 1. Эпоха великих реформ // Ирбитская жизнь. – 2012. – 17 окт. – С. 11.
Сухих В.К. Дорога длиною в 130 лет : Глава 2. Возрождение музея в 20-40 годах ХХ века // Ирбитская жизнь. – 2012. – 21 нояб. – С. 7.
Сухих В.К. Дорога длиною в 130 лет : Глава 3. Музей в период индустриального рывка // Ирбитская жизнь. – 2012. – 19 дек. – С. 7.
Сухих В. К. Дорога длиною в 130 лет : Глава 4. Музей в годы Великой Отечественной войны // Ирбитская жизнь. – 2013. – 30 янв. – С. 7.
Сухих В. К. Дорога длиною в 130 лет : Глава 5. Финал эпохи. Музей 1946-1954 гг. // Ирбитская жизнь. – 2013. – 27 февр. – С. 7.
Сухих В. К. Дорога длиною в 130 лет : Глава 6. «Оттепель» в музее (1954-1965 гг.) // Ирбитская жизнь. – 2013. – 27 марта. – С. 7.
Сухих В. К. Дорога длиною в 130 лет : Глава 7. «Будни восьмой пятилетки в краеведческом музее» // Ирбитская жизнь. – 2013. – 24 апр. – С. 7.
Сухих В. К. Дорога длиною в 130 лет : Глава 8. Эпоха Ивана Антропова // Ирбитская жизнь. – 2013. – 29 мая. – С. 7.
Сухих В. К. Дорога длиною в 130 лет : Глава 8. Эпоха Ивана Антропова. Часть 2 (1984-1994 гг.) // Ирбитская жизнь. – 2013. – 26 июня. – С. 7.
Сухих В. К. Дорога длиною в 130 лет : Глава 9. Музей в «новой» России (1993-2003 гг.) // Ирбитская жизнь. – 2013. – 31 июля. – С. 4.
Уралова С. Открытие каждый день // Ирбитская жизнь. – 2008. – 26 нояб. – С. 3.