Изгоев (Арон) Александр Соломонович

Российский публицист, философ, общественный деятель 

Александр (Арон) Изгоев связан с Ирби­том только детскими годами. По одним сведениям, он родился в нашем городе в семье фармацевта Арона Ланде в далеком от нас 1872 году. По другим — родился он в Вильно, где отец его был учителем местного раввинского училища…

В1889 году молодой Ланде окон­чил Минскую гимназию, затем по­ступил учиться на медицинский фа­культет Томского университета. Окончил ли он его — мы не знаем. Вместо медицины Александр Соло­монович сильно увлекся марксиз­мом, даже на два года уезжал за гра­ницу, чтобы еще ближе познако­миться с этим учением.

С 1896 года он жил в Одессе, заканчил юридический факуль­тет Новороссийского университета, расположенного в этом городе.

Активно сотрудничал в маркси­стских журналах «Жизнь», «Новое слово», «Образование», является членом редакции газеты «Южное обозрение».

С 1905 года он был руководите­лем одесской группы «Союза осво­бождения», редактировал ежене­дельник «Южные записки». После еврейских погромов 1905 года и зак­рытия «Записок» переехал в Санкт- Петербург.

Тесно сотрудничал в журналах и газетах, которые издавал и редак­тировал Петр Бернгардович Стру­ве, — «Полярная звезда», «Свобода и культура», «Без заглавия», «Русская мысль», «Речь»…

От марксизма (как и Струве) ос­новательно отошел, стал членом ЦК партии народной свободы (она же — конституционных демократов).

Причем был на правом фланге партии кадетов.

В 1909 году Александр Соломо­нович стал одним из авторов широ­ко известной книги «Вехи» (подза­головок «Сборник статей о русской интеллигенции»).

Предполагаем, что на ирбитской земле данную коллективную рабо­ту мало кто читал.

Поэтому несколько слов об этом сборнике. Авторы «Вех» сильно рас­критиковали тогдашнюю российс­кую интеллигенцию, обвинив ее в «отчуждении от народа, от жизни, от истории».

Именно это отчуждение приво­дит к тому, что интеллигенция «тво­рит историю по своему плану… рас­сматривая существующее как мате­риал или пассивный объект для воз­действия». «Веховцы» же считали, что от истории, от прошлого отка­зываться нельзя. Они предлагали заменить тотальное отрицание су­ществующего государства прагма­тическим подходом к реальности (в смысле можно что-то отвергнуть, но что-то и оставить, лишь частично модернизировав).

Среди тех, кто особенно уничи­жительно отозвался о тогдашней ин­теллигенции, был Александр Соло­монович. Изгоев написал следую­щее: «Средний массовый интелли­гент в России большею частью не любит своего дела и не знает его.

Он — плохой учитель, плохой инже­нер, плохой журналист, непрактич­ный техник и проч., и проч. Его про­фессия представляет для него нечто случайное, побочное, не заслужива­ющее уважения. Если он увлечется своей профессией, всецело отдастся ей, его ждут самые жестокие сарказмы со стороны товарищей…

Но приобрести серьезное влия­ние среди населения, получить в со­временной жизни большой удель­ный вес можно только обладая со­лидными, действительными специ­альными знаниями…».

Серьезный резонанс вызвал в среде образованных людей и дру­гой сборник, где А. С. Изгоев при­нял активное участие, — «Из глуби­ны» (1918 год).

В статье «Социализм, культура и большевизм» Изгоев вновь не потра­фил интеллигенции, написав: «По­няла ли русская интеллигенция весь грозный смысл переживаемых со­бытий? Извлекла ли она необходи­мые уроки?..

Основная причина нынешнего нашего беспримерного государ­ственного разгрома в том, что ин­теллигенция совершенно не пони­мала ни природы человека и силы движущих им мотивов, ни природы общества и условий, необходимых для их упражнения и развития. О человеке, об обществе и государстве наша интеллигенция составила себе фантастические, лживые и ложные представления…».

По мнению многих историков первой половины XX века, Изгоев являлся в названное время одним из самых плодовитых авторов в жанре публицистики. Он один из первых биографов П. А. Столыпина, а так­же издал работы по праву, истории русской революции (точнее — рево­люций), тщательно проанализиро­вал политический пасьянс России периода 1905-1918 годов…

Не будем утаивать — к больше­викам относился враждебно, сразу после Октябрьской революции вме­сте с А. В. Тырковой организовал выпуск нескольких номеров газеты «Борьба», призывавшей к воору­женным выступлениям против Со­ветской власти.

Эта позиция не могла быть неза­меченной — с ноября 1918-го по ян­варь 1919 года Изгоев был в ссылке в Вологде. В начале 1921 года он со­держался в Ивановском концлагере. В августе 1922 года был вновь арес­тован, а осенью этого же года выс­лан в Германию (не один — с большой группой философов, писателей, ученых).

Сотрудничал в эмигрантских из­даниях «Русская мысль» и «Возрожде­ние», потом в латвийских русскоязыч­ных газетах «Руль» и «Сегодня» …

В 1935 году А. С. Изгоева не ста­ло. Но в отечественной (а значит, и в ирбитской) истории имя его сохра­няется.

Список литературы:

Живулин, В.  Одна из вех его жизни – «Вехи» // Восход. – 2011. – 6 окт. – С. 5.