Российский публицист, философ, общественный деятель
Александр (Арон) Изгоев связан с Ирбитом только детскими годами. По одним сведениям, он родился в нашем городе в семье фармацевта Арона Ланде в далеком от нас 1872 году. По другим — родился он в Вильно, где отец его был учителем местного раввинского училища…
В1889 году молодой Ланде окончил Минскую гимназию, затем поступил учиться на медицинский факультет Томского университета. Окончил ли он его — мы не знаем. Вместо медицины Александр Соломонович сильно увлекся марксизмом, даже на два года уезжал за границу, чтобы еще ближе познакомиться с этим учением.
С 1896 года он жил в Одессе, заканчил юридический факультет Новороссийского университета, расположенного в этом городе.
Активно сотрудничал в марксистских журналах «Жизнь», «Новое слово», «Образование», является членом редакции газеты «Южное обозрение».
С 1905 года он был руководителем одесской группы «Союза освобождения», редактировал еженедельник «Южные записки». После еврейских погромов 1905 года и закрытия «Записок» переехал в Санкт- Петербург.
Тесно сотрудничал в журналах и газетах, которые издавал и редактировал Петр Бернгардович Струве, — «Полярная звезда», «Свобода и культура», «Без заглавия», «Русская мысль», «Речь»…
От марксизма (как и Струве) основательно отошел, стал членом ЦК партии народной свободы (она же — конституционных демократов).
Причем был на правом фланге партии кадетов.
В 1909 году Александр Соломонович стал одним из авторов широко известной книги «Вехи» (подзаголовок «Сборник статей о русской интеллигенции»).
Предполагаем, что на ирбитской земле данную коллективную работу мало кто читал.
Поэтому несколько слов об этом сборнике. Авторы «Вех» сильно раскритиковали тогдашнюю российскую интеллигенцию, обвинив ее в «отчуждении от народа, от жизни, от истории».
Именно это отчуждение приводит к тому, что интеллигенция «творит историю по своему плану… рассматривая существующее как материал или пассивный объект для воздействия». «Веховцы» же считали, что от истории, от прошлого отказываться нельзя. Они предлагали заменить тотальное отрицание существующего государства прагматическим подходом к реальности (в смысле можно что-то отвергнуть, но что-то и оставить, лишь частично модернизировав).
Среди тех, кто особенно уничижительно отозвался о тогдашней интеллигенции, был Александр Соломонович. Изгоев написал следующее: «Средний массовый интеллигент в России большею частью не любит своего дела и не знает его.
Он — плохой учитель, плохой инженер, плохой журналист, непрактичный техник и проч., и проч. Его профессия представляет для него нечто случайное, побочное, не заслуживающее уважения. Если он увлечется своей профессией, всецело отдастся ей, его ждут самые жестокие сарказмы со стороны товарищей…
Но приобрести серьезное влияние среди населения, получить в современной жизни большой удельный вес можно только обладая солидными, действительными специальными знаниями…».
Серьезный резонанс вызвал в среде образованных людей и другой сборник, где А. С. Изгоев принял активное участие, — «Из глубины» (1918 год).
В статье «Социализм, культура и большевизм» Изгоев вновь не потрафил интеллигенции, написав: «Поняла ли русская интеллигенция весь грозный смысл переживаемых событий? Извлекла ли она необходимые уроки?..
Основная причина нынешнего нашего беспримерного государственного разгрома в том, что интеллигенция совершенно не понимала ни природы человека и силы движущих им мотивов, ни природы общества и условий, необходимых для их упражнения и развития. О человеке, об обществе и государстве наша интеллигенция составила себе фантастические, лживые и ложные представления…».
По мнению многих историков первой половины XX века, Изгоев являлся в названное время одним из самых плодовитых авторов в жанре публицистики. Он один из первых биографов П. А. Столыпина, а также издал работы по праву, истории русской революции (точнее — революций), тщательно проанализировал политический пасьянс России периода 1905-1918 годов…
Не будем утаивать — к большевикам относился враждебно, сразу после Октябрьской революции вместе с А. В. Тырковой организовал выпуск нескольких номеров газеты «Борьба», призывавшей к вооруженным выступлениям против Советской власти.
Эта позиция не могла быть незамеченной — с ноября 1918-го по январь 1919 года Изгоев был в ссылке в Вологде. В начале 1921 года он содержался в Ивановском концлагере. В августе 1922 года был вновь арестован, а осенью этого же года выслан в Германию (не один — с большой группой философов, писателей, ученых).
Сотрудничал в эмигрантских изданиях «Русская мысль» и «Возрождение», потом в латвийских русскоязычных газетах «Руль» и «Сегодня» …
В 1935 году А. С. Изгоева не стало. Но в отечественной (а значит, и в ирбитской) истории имя его сохраняется.
Список литературы:
Живулин, В. Одна из вех его жизни – «Вехи» // Восход. – 2011. – 6 окт. – С. 5.