Уральский писатель
Владислав Петрович Крапивин родился 14 октября 1938 года в городе Тюмени, в семье педагогов Петра Федоровича и Ольги Петровны Крапивиных.
Ему было три года, когда началась война. Теперь он вспоминает:
— Дети обычно хотят скорее стать взрослыми, а мне, наоборот, хотелось, чтобы подольше было детство… Не хватило собственного детства из-за войны, наверное, потому и стал писать о ребятах и для ребят.
Владислав Петрович очень любил книги — читать он научился еще до школы. У соседа-мальчишки была отцовская библиотека — в старом шкафу, на котором стоял граммофон (он гудел, когда из шкафа вытаскивали книги). Любимым чтением стали романы Марка Твена, Жюля Верна, морские приключения. В школьной библиотеке маленький Слава перечитал все книги — скоро нечего стало брать.
В первом классе он начал сочинять сам. Писал на газетах — бумаги тогда, после войны, не было. Кто-то из взрослых послал стихи Славы в «Пионерскую правду» — их напечатали. Друзья-мальчишки встретили его успех шумным восторгом, и автор ходил «именинником» две недели, пока «литературная слава» не потускнела перед волнениями весенней навигации, которую открыли кораблики. Конечно, как многие мальчишки, Слава Крапивин мечтал быть капитаном дальнего плавания.
А после школы в 1956 году поступил на факультет журналистики Уральского университета имени Горького, отлично сдал вступительные экзамены. Работал в редакции газеты «Вечерний Свердловск», потом — в журнале «Уральский следопыт», где были напечатаны его первые сочинения. Вскоре и собственная книжка появилась — сборник рассказов «Рейс Ориона» (1962), за ней вторая, третья — все о ребятах и для ребят. И вот уже Владислав Крапивин — профессиональный писатель, один из самых способных и многообещающих, с которым сотрудничает даже столичный журнал «Пионер».
Кроме того, надо учесть, что первые книги В. Крапивина вышли из печати, когда их автору не было еще и 25 лет (по нынешним временам это очень молодой возраст для литератора). Однако было в первых крапивинских вещах и что-то свое, и оно говорило, что писатель пришел в литературу не только книжным путем.
Жил Владислав Крапивин в Свердловске, на Уктусе. Там он подружился с мальчишками — хозяевами Уктусских гор. Было это осенью 1962 года. Приехал к Владиславу брат, оба они увлеклись фехтованием, устраивали бои, собирая толпу болельщиков. Ребята тоже захотели научиться фехтовать, и вообще у них со Славой нашлось много общих интересов…
Однажды журнал «Пионер» объявил конкурс на детский рисунок, тема — «Дома будущего». Ребята попробовали пофантазировать, послали рисунки в редакцию — их опубликовали. Так родилась группа «Ветер» — коллективный корреспондент журнала «Пионер» на Уктусе.
В 1964 году Владислава Крапивина приняли в Союз писателей. Он переехал в новую удобную квартиру с телефоном. Но встречи с уктусскими мальчишками не стали от этого реже. Они ездили к нему чуть не каждый день. Слава приезжал к ним…
И все-таки от того, что они жили теперь далеко друг от друга,— было плохо: и времени надо много на дорогу, и не соберешь ребят так быстро, как раньше, когда есть срочное дело, да и вообще плохо, когда не рядом… Крапивин отказался от квартиры в центре и вернулся на Уктус.
Уктусские мальчишки (в группе их было уже сорок пять человек) не только выполняют задания журнала «Пионер» — они осваивают фотографию и морское дело, ходят в походы, выпускают стенгазету «Тигренок Санька» (она завоевала первое место на всесоюзном конкурсе). А еще увлеклись киносъемками — сами снимают художественные фильмы, сами — артисты, сами — операторы. Уже вышли на экран собственные «Три мушкетера», «Три страницы из жизни Незнайки» и «Вождь краснокожих».
Ребята из группы «Ветер» во главе с командором — Славой Крапивиным — побывали на Черном море, в пионерском лагере «Орленок». Самое памятное из впечатлений — барк «Крузенштерн», настоящий четырехмачтовый парусник, на борту которого настоящие кинооператоры вели съемки фильма о юности Александра Грина — автора «Алых парусов».
В 1961 году Владислав Крапивин организовал по просьбе журнала «Пионер» пионерский отряд «Каравелла» и руководил им более тридцати лет. Отряд регулярно выполнял задания журнала «Пионер» и других органов пионерской и комсомольской печати, коллективно написал три книги о пионерской жизни, выпущенные в Москве и Свердловске, создал парусную флотилию, стал участником соревнований и походов на яхтах.
Долгие годы писатель был его Командором: учил ребят мастерить модели кораблей, делать воздушных змеев, фехтовать, писать заметки в детские журналы. «Каравелловцы» строили яхты, ходили в походы, снимали фильмы на киностудии «ФИГА» (фильмы исторические, гениальные, артистические), выпустили несколько книг. У них был свой флаг, форма, звания и программа. Рассказывают, что желающему вступить в отряд новичку следовало в торжественной обстановке, при зажжённых свечах произнести клятву, принять законы отряда и обещать быть надёжным и верным «Каравелле».
В последние годы отрядом руководит сноха писателя Лариса Крапивина – педагог, член Союза журналистов России, кандидат наук.
Моря в окрестностях Тюмени, как ни старайся, не сыщешь. Нет его и в Екатеринбурге, бывшем Свердловске, где много лет жил Владислав Крапивин. В то же время, трудно представить себе человека, столь же влюблённого в море, как он. Достаточно вспомнить, сколько у него повестей и рассказов с морскими названиями: «Красный кливер», «Капитаны не смотрят назад», «В ночь большого прилива», «Баркентина с именем звезды», «Тень Каравеллы», «Возвращение клипера «Кречет», «Острова и капитаны», «Выстрел с монитора», «Лоцман»…
Морем Крапивин заболел ещё в детстве — мечтал о морских путешествиях, хотел поступать в мореходное училище. Да и взяться за перо его заставила самая что ни на есть морская книга — «Остров сокровищ» Р. Л. Стивенсона. В феврале сорок пятого года Владик нашёл среди старых бумаг «лохматую книжку без корочек» и «утонул в ней с головой». Вполне естественно, что первый рассказ Крапивина был… о пиратах на необитаемом острове. Рукопись ждала печальная участь: с приходом весны Владик понаделал из неё парусов для самодельных корабликов, которые пускал в лужах.
В мореходку он не поступил. Так же как и в педагогический, хотя у него были все шансы пойти по стопам родителей (оба — педагоги). Ещё во время учебы бросил писать стихи и начал — рассказы, но «не о пиратах и кораблекрушениях, а о друзьях своего детства. Жизнь мальчишек и девчонок казалась теперь не менее интересной, чем поиски кладов на острове». Кстати, одна из глав крапивинской дипломной работы называлась «Друзья мои — мальчишки».
Неудивительно, что его книги заметили — они здорово выделялись на фоне тогдашней литературы для детей, хотя порой у читателей слегка закладывало уши от грохота барабанов и звука пионерских горнов, к которым имели странную склонность крапивинские герои. Многим, однако, пришлось по душе другое: своеобразный романтический взгляд писателя на мир и его искренняя озабоченность ребячьими проблемами. Это ведь редкость, когда взрослый твёрдо знает, что, у «каждого десятилетнего человека могут быть и большие несчастья, и большие тревоги. И трудов ему хватает, и забот. И всякая боль ещё сильнее, чем у взрослого».
Писал Крапивин всё больше о мальчишках — наивных мечтателях, прямодушных, искренних, умеющих дружить, любящих море и звёзды.
Такие мальчишки живут в книгах писателя Владислава Крапивина. Их зовут: Генка (в повести «Та сторона, где ветер»), Славка («Звезды под дождем»), Кашка («Оруженосец Кашка») — всех не перечислить, так как Крапивин написал уже много повестей и рассказов.
У Кашки, которого зовут Оруженосцем, есть свои тайны. «Самая большая тайна — Кашкина Страна. Никакого названия Страна не имела, Кашка его не придумал. Страна — вот и все. В Стране жили челотяпики.
Слово «челотяпики» Кашка выдумал сам. Оно означало то же, что «человечки», но было интереснее и смешнее.
Кашка путешествует по своей Стране, делая открытия, а Славка — тот задумал изобретение — сделать из старого зонта планетарий: надо только в куполе проколоть иголкой дырки — и можно днем, даже под дождем, узнавать, где какие звезды.
Взрослые не всегда понимают важность таких открытий. Для Славкиной тетки созвездие Большой Медведицы на зонте — просто дыры! Кашка тоже в обиде на бабушку, которая его несправедливо наказала. Да, он, действительно, по совету старших мальчишек попытался продавать ягоды на станции (деньги нужны на кораблик)… Но потом он открыл, что гораздо интереснее, просто дарить ягоды веселым и добрым пассажирам, что есть радость посильнее кораблика — дальние поезда, люди и песни…
Хорошо, когда в жизни встречается человек, которому тоже нужны звезды. Но не всегда взрослые понимают поступки и чувства таких ребят, как Славка. Наверное, Славкина тетка и Володькин дядя Витя (из рассказа «Путешественники не плачут»), который считает, что если у человека есть собака, то от нее «должна быть польза»,— наверно, они не умели мечтать и дружить, когда были маленькими.
А когда у человека есть своя Страна и свои Паруса, он хорошо понимает других таких же людей и умеет радоваться их открытиям, быть верным Мечте и Дружбе. Писатель Владислав Крапивин — сам такой человек.
Общаясь с ребятами, Крапивин не забывал и писать книги. Казалось даже, что пишет он всё больше и больше. Не потеряв своего лица, он чаще стал обращаться к фантастике, точнее, к той ее разновидности, которую принято называть «фэнтези» (его фантастическая повесть «Дети синего фламинго» получила в 1983 году премию «Аэлита»).
Писатель попробовал свои силы в жанре исторической прозы (трилогия «Острова и капитаны»), пишет сказки, не забывает фантастику (особую популярность приобрели роман «Голубятня на жёлтой поляне» и цикл «В глубине Великого Кристалла»).
Есть у Владислава Крапивина и его счастливый талисман – тряпичный заяц Митя. Этот заяц был героем одной из повестей писателя.
В 2006 году появилась Международная детская литературная премия имени писателя Владислава Петровича Крапивина, которая вручается в день рождения писателя, 14 октября. Инициаторами премии выступила Ассоциация писателей Урала. В 2009-м премия им. В. П. Крапивина прекратила своё существование. В 2010 году Содружество детских писателей объявило новую — Международную детскую литературную премию им. В. П. Крапивина, стараясь сохранить традиции, связанные с именем писателя, в частности — медаль, эскиз которой нарисовал Владислав Петрович. В числе лауреатов прошлых лет — уральские писатели А. Папченко, 0. Раин (Андрей Щупов), а также художники Е. Пинаев (п. Калиново Свердловской обл.) и Е. Стерлигова (Екатеринбург) — за иллюстрации к детским книгам.
Среди лауреатов премии Владислава Крапивина большинство — его верные поклонники, выращенные и воспитанные на его книгах. Став писателями, они обозначили новую линию в литературе — крапивинскую.
За литературную и общественную деятельность Владислав Петрович награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, медалью «За доблестный труд», знаком ЦК ВЛКСМ имени А. Гайдара.
Почетный гражданин города Екатеринбурга, в котором жил и работал более сорока лет. В настоящее время писатель проживает в городе Екатеринбурге.
В интернете можно найти официальную страницу автора http://www.rusf.ru/vk/
В заключение, хотелось бы сказать, по-прежнему сильна в нём «память детства». Он верен своим словам, сказанным давно: «Детство — это как сказка, которую каждый раз можно рассказывать по-новому. Главное в нём всё равно всегда остаётся: радость открытия мира, радость ребячьей дружбы и ощущение свежести и синевы».
Пребывание В. П. Крапивина в Ирбите
Четырнадцатого сентября 2007 года в нашем городе открылась выставка картин екатеринбургского художника Евгения Ивановича Пинаева, друга детского писателя Владислава Крапивина. Этот человек не только художник- маринист, но и моряк, и писатель. Неудивительно, что судьба свела его с Владиславом Петровичем, в произведениях которого морская тема проходит красной нитью.
На выставке был и портрет Владислава Петровича, изображенного в своем рабочем кабинете на фоне книжных полок. Сам писатель не мог не приехать на эту выставку и не поддержать своего друга.
«Владислав Петрович выглядит человеком простым и веселым. Он высокого роста и крепкого телосложения. Лицо у него добродушное и открытое, с высоким лбом и красивыми глазами, он — как герои его произведений, только ставший взрослым и состоявшимся человеком. Общается свободно и полно, интересно отвечает на вопросы» – так описал писателя Павел Силкин, ученик школы № 9, лично общавшийся с В. Крапивиным, а на вопрос понравился ли Вам наш город? Писатель ответил: «Сейчас скажу не из лести и не из правил этикета, а потому что так чувствую: как только я заехал в Ирбит, он мне сразу же понравился. Я давно хотел здесь побывать, здесь живет несколько моих друзей, которые меня не раз приглашали в гости. Я родился и вырос в Тюмени и когда ездил по Ирбиту, мне показалось, что я очутился в своем детстве. Тюмень с Ирбитом похожи: оба старинные купеческие города с похожей архитектурой, но ваш город даже более старинный. Такие сокровища, как Ирбит, надо беречь».
Список литературы:
Бояршинова, Э. Предисловие // Валькины друзья и паруса: повести / В. Крапивин. – Свердловск: Средне – Уральское книжное издательство,1969. – 166 с.
Дубских, Е. А знаешь, что «звезды пахнут полынью»? // Восход. – 2005. – 26 дек.
Задорина, Е. Экскурсия в Каравеллу // Уральский следопыт. – 2011. — № 12. – С. 10-11.
Крапивин Владислав Петрович // Писатели Среднего Урала: библиографический указатель. – Свердловск: Средне — Уральское книжное издательство, 1986. – С. 100-114.
Лебедева, С. Писатель и командор // На смену. – 2008. – 10 окт. – С. 7.
Минакова, Е. Премия Командора… Курс на Тюмень: имена первых лауреатов Международной литературной премии Владислава Крапивина // Уральский следопыт. – 2006. – № 11. – С. 2.
Силин, П. Владислав Крапивин: «Ирбит надо беречь!» // Восход. – 2007. – 27 сент. – С. 1.
Официальная страница В. П. Крапивина http://www.rusf.ru/vk/