Наталия Яковлевна Данько родилась в 1892 году в Тифлисе. Интересен такой факт из её биографии… В детстве, Наталия была хорошо знакома с Алексеем Максимовичем Пешковым. Семья Данько тогда жила в Тифлисе, а будущий писатель Максим Горький поселился в их доме.
Здесь, в Тифлисе, Гopький начал писать легенду о Данко – смелом и гордом человеке. Мать Наталии Яковлевны, Ольга Иосифовна, утверждала, что Данко многими чертами напоминал ее мужа – Якова Афанасьевича Данько, революционера по духу и убеждениям.
Еще до революции, в 1915 году, Н. Я. Данько пришла на Петроградский фарфоровый завод. Спустя четыре года она возглавила скульптурную мастерскую предприятия. На первых порах Наталье Яковлевне пришлось почти единолично создавать новые советские миниатюры в фарфоре. Основной темой её творчества стали народ, улица, быт.
Полтора столетия дорогой и нарядный фарфор украшал столовые и буфеты во дворцах, богатых особняках. После революции изделиям из фарфора предстояло войти в жилые комнаты городских окраин, сначала, приобщаясь к духу времени Н.Я. Данько стала лепить кружки, солонки, маслёнки, горчичницы, но её эти изделия не устраивали.
Она сделала чернильницу: молодая крестьянка, в красном сарафане и белой рубахе, притомившись от жатвы, прилегла на снопы… Вскоре Наталия Яковлевна создала скульптурную группу «Рабфаковцы», посвящённую поколению энтузиастов, к которому принадлежала сама. Широкую известность получили фарфоровые скульптуры «Работница, вышивающая знамя», «Матрос со знаменем» и др.
330 месяцев проработала она на заводе и за это время исполнила 311 произведений. Ее герои – простая фабричная работница и прославленная поэтесса, продавец газет и великий режиссер, солдаты революции и студенты рабфака. Данько была талантливым скульптором. Ее работы приносили ей успех, дипломы и медали на многочисленных всесоюзных и зарубежных выставках.
Уникальное явление в мировом искусстве – советский агитационный фарфор. Над его созданием трудились такие художники Государственного фарфорового завода в Петрограде как С. Чехонин, Р. Вильде, и, конечно, Наталия Данько. Агитационный фарфор расписывался вручную и выпускался очень небольшими тиражами. На тарелках и блюдах изображались агитационные лозунги и советские эмблемы, они сочетались с яркой «плакатной» росписью.
В конце 1934 года Наталия Данько увлеклась творчеством А.С. Пушкина. Она создаёт скульптуры «Пушкин на прогулке», «Пушкин за работой». Эти работы приобрёл Всесоюзный Пушкинский музей в Эрмитаже. В этот период художница создаёт свой автопортрет.
Н. Я. Данько писала: «Не знаю, что будет с нами, со мной, но сделанные мной портреты моих современников донесут потомкам образы балерины Фёдоровой – второй, танцора Вацлава Нижинского, поэтессы Анны Ахматовой, артиста цирка Владимира Дурова-Шевченко, режиссера Всеволода Мейерхольда, актёров Зинаиды Райх, Екатерины Корчагиной Александровской, Ирины Гошевой, Елены Юнгер, Ирины Зарубиной, Бориса Тенина и др., пианистки Тамары Салтыковой, первых зимовщиков на Северном полюсе – Ивана Папанина, Эрнста Кренкеля, Евгения Федорова, Петра Ширшова и др…»
Большинство скульптур Наталии Яковлевны неизменно пользовались огромным спросом на зарубежных выставках-аукционах – в Хельсинки и Берлине, в Лондоне и Стокгольме, в Лионе и Париже. В 1925 году, на всемирной выставке в столице Франции, советский фарфор Государственного фарфорового завода вызвал всеобщий восторг и заслужил Большую золотую медаль.
Началась Великая Отечественная война, завод эвакуировали, но Наталия Яковлевна и её младшая сестра, художница Елена Яковлевна, остались в Ленинграде – не могли оставить больную маму. Все ужасы первой блокадной зимы довелось пережить семье Данько. 27 февраля 1942 года они были эвакуированы через Ладогу по Дороге жизни на Большую землю.
Но смерть не желала отдавать намеченные жертвы. Первой умерла мать – Ольга Иосифовна. Её похоронили где-то на маленьком полустанке. Затем умерла Елена Яковлевна. Наталия Яковлевна осталась одна.
В 1941 году Ленинградский Государственный фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова прибыл в Ирбит и был размещен на территории Диатомитового комбината.
Оборудование заводов использовалось для изготовления продукции, необходимой фронту. Завод выпускал также до 400 тысяч штук изделий из фарфора для хозяйственных нужд. В фонде музея хранится такой документ: «Выражаем глубокую благодарность сотрудникам Ирбитского завода и его руководству, бережно хранившим в годы войны коллекцию фарфора музея имени Ломоносова. Большой труд и забота работников Вашего предприятия помогли сохранить ценнейшие произведения русского, советского декоративного искусства, многие из которых являются настоящими шедеврами…»
В один из мартовских дней 1942 года к станции Ирбит подошел поезд. Из вагона вынесли на носилках женщину. В связи с тяжестью состояния прямо с вокзала, на санитарной машине, её отвезли в госпиталь. Это была скульптор Наталия Яковлевна Данько.
Врачи госпиталя делали все, чтобы спасти её. Но тщетно. Страдания блокадной зимы, смерть родных оказались сильнее. 18 марта 1942 года Наталия Яковлевна Данько умерла.
К сожалению, она не увидела своей выставки, открывшейся буквально в день её смерти.
Большая фотография Наталии Яковлевны висела в траурной рамке. Рядом стояли десятки фарфоровых фигурок, сделанных ее руками… На выставку приходили люди. Шли уставшие от напряженной работы, от утомительного стояния в очередях, озабоченные сообщениями с фронта.
Приходили и надолго задерживались в маленьком зале, завороженные открывшимся миром.
Газета «Коммунар» писала: «В конторе Диатомитового комбината открылась выставка части работ скульптора Н. Я. Данько. Здесь имеются работы: «Готовы к обороне СССР», «Папанин с собакой «Весёлым», «Папанинцы», «Шота Руставели», знаменитый чернильный прибор «Обсуждение проекта Сталинской Конституции в Узбекистане». Эта скульптура была на нью-йоркской выставке. За неё тов. Данько присуждена Золотая медаль. Выставка представляет большой интерес».
Прошло несколько десятилетий. Могила её как-то затерялась, никаких сведений не было. Её нашёл краевед Я. Л. Герштейн – встретился с единственной свидетельницей, бывшей ленинградкой З. В. Соловьевой. Она и показала небольшой безымянный холмик у приметных трех берез на Русском кладбище, за которым ухаживала все эти годы.
С сентября 1988 года на могиле Наталии Яковлевны стоял металлический памятник с фотографией и мраморной пластинкой, на которой написано: «Н. Я. Данько (1892—1942) – первому советскому скульптору фарфора от коллектива Ирбитского стекольного завода».
Уже давно на её родном заводе изготовлен памятник-бюст, но слишком хрупок материал – фарфор, чтобы держать его под открытым небом. Да и вывезти его уже много лет не соберутся…
В двухтысячные годы на могиле Наталии Яковлевны был установлен новый мраморный памятник с ее портретом.
Материал подготовлен сотрудниками
Ирбитского историко-этнографического музея.
Ирбитское кладбище 2018 г.
Источники:
1. Герштейн Я. Л. Могила у трех берез // Восход. – 2001. – 6 июня. – С. 4.
2. Выставка фарфоровых скульптур // Коммунар. – 1942. – 22 марта. – С. 1.
3. Овсянников Ю. М. «Если бы Наталия Данько вела дневник». Панорама искусств, № 6 (Альбом «Художественный фарфор Ленинградского завода им. М.В. Ломоносова, 1997 г. Музей АООТ «ИСЗ»/ из фондов ИИЭМ).
4. Овсянников Ю. Скульптор в красном халате / Ю. М. Овсянников. – Москва : Советский художник, 1965. – 103 с.
5. Скрипченко М. «Первому советскому скульптору фарфора…» // Восход. – 1988. – 23 сент. – С. 4.
6. Эннс Е. Н. «Подвиг длиною в четыре года» : история госпиталя № 1715. – Ирбит, 2015.
Это имя дорого ирбитчанам разных поколений! В Ирбите, к примеру, ещё в 1861 году преподаватели и смотрители уездного училища собрали семь рублей на сооружение памятника А.С. Пушкину в Царском Селе.
Выдающийся русский исследователь Сибири XVII века, архитектор и картограф, авторству которого принадлежат подробные атласы и карты региона. На ремезовских картах отмечена и Ирбитская слобода наряду с другими знакомыми топонимами: Белослуцка, Соколова, Рудна, Трубина, Чащина, Ощепкова, Чувашева, Бердюгина.
Отважного землепроходца и мореплавателя XVII века Семена Ивановича Дежнёва у нас в стране знает каждый со школьной скамьи. Жизнь этого замечательного человека – яркая героическая страница в истории русских…
Петр Ильич Чайковский (1840–1893 гг.) – знаменитый русский композитор, дирижер. Один из величайших композиторов мира, автор более 80 музыкальных произведений, среди которых известнейшие балеты «Щелкунчик» и «Лебединое озеро»…
Известный российский писатель Александр Грин подарил читательскому миру множество различных произведений, самые волшебные из них — книги о мечте — «Алые паруса» и «Бегущая по волнам». Писатель создал свой особый мир, который критик Корнелий Зелинский назвал «Гринландией», и населил особыми людьми…
Всматриваясь в старые снимки, невольно представляется образ темной, душной, наполненной химическими запахами комнаты с мерцающим огоньком красного фонаря. В таких фотолабораториях проводили многие часы своей жизни…