Образование

История системы образования в Ирбите

До последней четверти XVIII века лица, желавшие и имеющие необхо­димые средства, традиционно полу­чали начальное образование в до­машних условиях, у грамотных со­седей, главным образом, духовных лиц. В дошедших до нас докумен­тах их деятельность в Ирбитской слободе практически не освещает­ся. Школа, которая стала первым официальным учебным заведением в городе, открыта на средства, выделен­ные императрицей Екатериной II.

«В именном указе Екатерины II Сенату от 3 февраля 1775 года, ко­торым Ирбитская слобода переиме­новалась в город за «непоколеби­мую верность» Её Величеству, про­явленную жителями слободы «во время бывших замешательств» (име­лось в виду восстание Пугачёва), говорилось также, что новому горо­ду из казны должно быть выделено 300 рублей на заведение городской школы. В ней следовало обучать людей катехезису, чтению, письму, арифметике, держанию купеческих счетов и книг.

Указ императрицы был выполнен. Школа была открыта тобольским губернатором Чичериным 6 июля 1775 года». («Ирбит и ирбитский край: очерки истории и культуры». — Екатеринбург, 2006. С.146-147.)

В 1786 году в соответствии с «Ус­тавом народным училищам в Российс­кой империи» произошло преобразо­вание действующей городской школы в малое народное училище.

В 1804 году создано Министерство народного просвещения, как отдельная отрасль государственного управления. Утверждён «Устав учебных заведе­ний». В городе начали открываться уез­дные училища и гимназии.

В 1871 году открыта женская гим­назия, в 1907 году — мужская. Казалось бы, несколько училищ, две гимназии — это отрадно. Но образование для боль­шинства населения  оставалось недо­ступным.

А вот система образования, управ­ление в сфере образования начи­нается только после Октябрьской революции 1917 года.

«В сентябре 1919 года в Ирбитском уезде Екатеринбургской губер­нии для организации и руководства народным образованием был образо­ван отдел народного образования при Исполнительном комитете рабо­чих, крестьянских и красноармейс­ких депутатов (УОНО)». (Государ­ственный архив в г. Ирбите, ф. 194, оп. 1, д. 778).

Ирбитский отдел народного обра­зования имел подотделы: дошколь­ный, школьный, внешкольный, охра­ны детства, организационно-инструк­торский, снабжения, жилкома, наци­ональных меньшинств.

В функции отдела народного об­разования входило:

— проведение мероприятий по вве­дению общего обязательного на­чального обучения;

—  организация библиотек, изб-чи­тален, красных уголков;

— ликвидация безграмотности;

—  снабжение учащихся учебными пособиями;

— борьба с детской беспризорностью.

«На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 2 мая 1942 года город Ирбит был выделен в город областного подчинения.

9 мая 1942 года при исполнитель­ном комитете Ирбитского городско­го Совета депутатов трудящихся был образован городской отдел на­родного образования (ГОРОНО). (Выписка из протокола № 64 Засе­дания исполнительного комитета Ирбитского городского Совета депу­татов трудящихся от 09.06.1942)». (Государственный архив в г. Ирбите, ф. 423-р, оп. 1, д. 334, л. 341).

В апреле 2009 года Дума Муни­ципального образования город Ир­бит приняла решение учредить от­раслевой орган местного самоуправ­ления, осуществляющий управление в сфере образования.

В сентябре 2019 года орган мест­ного самоуправления — Управление образованием Муниципального об­разования город Ирбит отметил 100-летие.

Список литературы:

Вехи истории // Ирбитская жизнь. – 2014. – 22 окт. – С. 4.

Гобова, Л.  История системы образования в городе Ирбите // Ирбитская жизнь. – 2014. – 1 окт. – С. 4.

Руководители, стоявшие во главе народного образования города Ирбита

Кузнецов Тимофей Семёнович (1938-1942 гг.) — руководил Ирбитским окружным отделом народного об­разования. В 1942 году был призван на фронт и погиб.

Набоких Пелагея Ивановна (1942-1945 гг.) — была инициатором создания трудовых бригад в помощь фронту. В период её работы произошло откры­тие четырёх детдомов в городе для детей, эвакуированных из прифронто­вых районов, сирот и детей репресси­рованных родителей.

Почебут Александра Ивановна (1945-1953 гг.) — заведующая гороно в послевоенные годы. С оптимизмом и неиссякаемой энергией, заражая сво­им примером, она направляла учителей школ и воспитателей детдомов на консультации, курсы, учёбу в педаго­гические институты.

Лескина Ольга Максимовна (1953-1954 гг.) — много лет работала инс­пектором гороно, и один год — заведу­ющей. В это время открываются сме­шанные школы. В школах развивает­ся ученическая самодеятельность. Кипит юннатская работа на пришколь­ных участках.

Занина Лидия Ивановна (1954-1964 гг.) — всегда занимала активную жиз­ненную позицию. Яркие организатор­ские способности, высокое чувство ответственности за порученное дело, интеллигентность, образованность, принципиальность помогли ей достиг­нуть высот профессионального мас­терства.

Мурзина Полина Илларионовна (1964-1971 гг.) — уделяла внимание развитию внеклассной, спортивной, туристической, экскурсионной, библио­течной работы, организации отдыха детей на школьных летних площадках, в городских лагерях, проводила в школах смотры методической работы.

Сараева Тамара Александровна (1971-1976 гг.) — была самой моло­дой заведующей городского отдела народного образования в составе облоно. Именно в это время в шко­лах города начинает развиваться ка­бинетная система обучения, уделяет­ся большое внимание материально-технической базе школ и внешколь­ных учреждений.

Мутовкина Ида Ивановна (1976-1981 гг.) — в этот период в школах активно ведётся внешкольная и вне­классная работа, гражданское и пат­риотическое воспитание, развивается интерес к краеведению и туризму.

Самкова Нонна Петровна (1981-1984 гг.) — огромное внимание уде­ляла руководству пионерской орга­низацией, работе отрядных вожатых — производственников. Она считала главным — тесно увязать учебную, тру­довую и общественную деятельность ребят.

Галан Пётр Дмитриевич (1984-1986 гг.) — всегда тактичный и вежливый, строгий и добрый, в заботах и хлопо­тах о системе образования. Важней­шей частью воспитания учащихся счи­тал профориентацию, главным элемен­том в воспитательной работе с деть­ми — урок.

Силкина Нина Петровна (1986-1991 гг.) — годы работы Силкиной Нины Петровны — это годы поиска новых форм и методов обучения и воспита­ния. В это время в школах вводится обучение детей с шестилетнего воз­раста по новой неопробированной про­грамме, создаются условия для образо­вательного и воспитательного процес­са: рядом с классными необходимо было оборудовать игровые комнаты и спальни.

Кайсин Александр Егорович (1991-2006 гг.) — 15 лет работал на посту начальника Управления образованием. Понимал значимость инженерно-тех­нического образования и необходимо­сти ВУЗа для Ирбита. При нём был открыт в 1992 году Ирбитский фили­ал УГТУ-УПИ.

Карсканов Сергей Геннадьевич (2006-2010 гг.) —  Для распространения педаго­гического и инновационного опыта реализуются  проекты «Симфо­ния урока», встреча лидеров обра­зования Свердловской области «Зим­няя школа мастеров».

Спиричева Алла Валентиновна (2010-2015 гг.) — под руководством Аллы Валентиновны увеличилась сеть дошкольных образовательных учреждений, внедрены инновационные формы обучения, новые Фе­деральные государственные образо­вательные стандарты.

Лыжина Юлия Николаевна (2015-2022 гг.) 

Старкова Татьяна Ивановна (2022 г. — по настоящее время)

Сегодня система образования в Ирбите демонстрирует очень достойный результат работы на уровне всей Свердловской области, причем по самым разным показателям, будь то результаты государственной итоговой аттестации или участия в конкурсных мероприятиях. Во многих рейтингах образовательные учреждения Ирбита находятся или в пятерке, или в десятке лидеров. Сохраняя все лучшие традиции ирбитского учительства, система образования нацелена на получение качественного результата.

Список литературы:

Вехи истории // Ирбитская жизнь. – 2014. – 22 окт. – С. 4.

Список литературы по теме: «Управление образованием МО г. Ирбита»

Береснева  Ю.  Останавливаться на достигнутом мы не намерены // Восход. — Ирбит, 2013. — 21 марта. — С. 2

Григорьева Т.  ЕГЭ. Главное соблюдать спокойствие // Ирбитская жизнь. – 2008. – 16 апр.

Гобова Л.  История системы образования в городе Ирбите // Ирбитская жизнь. — 2014. — 1 окт. — С. 4.

Добрынин В. В. // Белоусова Зинаида Федоровна // О них будут помнить… / В. В. Добрынин. – Ирбит, 2010. – С. 73.

Дудина А.  У истоков Акуловского фестиваля. – 2007. – 1 дек. – С. 1.

Жильникова М.  Еге, опять через ЕГЭ!: Единственный государственный экзамен: сроки сдачи, и последние изменения / / Восход. – 2012. – 12 янв. — С. 2.

Карсканов С. Г. Город без детей – разве это город? // Восход. – 2007. – 11 янв. – С. 3.

Карсканов С.  Образование для ирбитчан // Ирбит торговый. – 2009. – № 1. – С. 5.

Лыжина Ю. Н.  О результатах ЕГЭ 2009 года // Ирбит торговый. – 2010. — № 2. – С. 5.

Молокотин О.   К конкуренции готовы? Всегда готовы! // Восход. – 2010. – 2 сент. – С. 2.

Огибенина К. Не ждали наград за дела // Восход. – 1995. – 29 авг.

Первые и в методике и в практике // Восход. – 2007. — 5 июня. – С. 1.

Спиричева А. В.  Друзья наши – книги // Восход. – 2010. – 13 февр. – с. 5.