История системы образования в Ирбите
До последней четверти XVIII века лица, желавшие и имеющие необходимые средства, традиционно получали начальное образование в домашних условиях, у грамотных соседей, главным образом, духовных лиц. В дошедших до нас документах их деятельность в Ирбитской слободе практически не освещается. Школа, которая стала первым официальным учебным заведением в городе, открыта на средства, выделенные императрицей Екатериной II.
«В именном указе Екатерины II Сенату от 3 февраля 1775 года, которым Ирбитская слобода переименовалась в город за «непоколебимую верность» Её Величеству, проявленную жителями слободы «во время бывших замешательств» (имелось в виду восстание Пугачёва), говорилось также, что новому городу из казны должно быть выделено 300 рублей на заведение городской школы. В ней следовало обучать людей катехезису, чтению, письму, арифметике, держанию купеческих счетов и книг.
Указ императрицы был выполнен. Школа была открыта тобольским губернатором Чичериным 6 июля 1775 года». («Ирбит и ирбитский край: очерки истории и культуры». — Екатеринбург, 2006. С.146-147.)
В 1786 году в соответствии с «Уставом народным училищам в Российской империи» произошло преобразование действующей городской школы в малое народное училище.
В 1804 году создано Министерство народного просвещения, как отдельная отрасль государственного управления. Утверждён «Устав учебных заведений». В городе начали открываться уездные училища и гимназии.
В 1871 году открыта женская гимназия, в 1907 году — мужская. Казалось бы, несколько училищ, две гимназии — это отрадно. Но образование для большинства населения оставалось недоступным.
А вот система образования, управление в сфере образования начинается только после Октябрьской революции 1917 года.
«В сентябре 1919 года в Ирбитском уезде Екатеринбургской губернии для организации и руководства народным образованием был образован отдел народного образования при Исполнительном комитете рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (УОНО)». (Государственный архив в г. Ирбите, ф. 194, оп. 1, д. 778).
Ирбитский отдел народного образования имел подотделы: дошкольный, школьный, внешкольный, охраны детства, организационно-инструкторский, снабжения, жилкома, национальных меньшинств.
В функции отдела народного образования входило:
— проведение мероприятий по введению общего обязательного начального обучения;
— организация библиотек, изб-читален, красных уголков;
— ликвидация безграмотности;
— снабжение учащихся учебными пособиями;
— борьба с детской беспризорностью.
«На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 2 мая 1942 года город Ирбит был выделен в город областного подчинения.
9 мая 1942 года при исполнительном комитете Ирбитского городского Совета депутатов трудящихся был образован городской отдел народного образования (ГОРОНО). (Выписка из протокола № 64 Заседания исполнительного комитета Ирбитского городского Совета депутатов трудящихся от 09.06.1942)». (Государственный архив в г. Ирбите, ф. 423-р, оп. 1, д. 334, л. 341).
В апреле 2009 года Дума Муниципального образования город Ирбит приняла решение учредить отраслевой орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
В сентябре 2019 года орган местного самоуправления — Управление образованием Муниципального образования город Ирбит отметил 100-летие.
Список литературы:
Вехи истории // Ирбитская жизнь. – 2014. – 22 окт. – С. 4.
Гобова, Л. История системы образования в городе Ирбите // Ирбитская жизнь. – 2014. – 1 окт. – С. 4.
Руководители, стоявшие во главе народного образования города Ирбита
Кузнецов Тимофей Семёнович (1938-1942 гг.) — руководил Ирбитским окружным отделом народного образования. В 1942 году был призван на фронт и погиб.
Набоких Пелагея Ивановна (1942-1945 гг.) — была инициатором создания трудовых бригад в помощь фронту. В период её работы произошло открытие четырёх детдомов в городе для детей, эвакуированных из прифронтовых районов, сирот и детей репрессированных родителей.
Почебут Александра Ивановна (1945-1953 гг.) — заведующая гороно в послевоенные годы. С оптимизмом и неиссякаемой энергией, заражая своим примером, она направляла учителей школ и воспитателей детдомов на консультации, курсы, учёбу в педагогические институты.
Лескина Ольга Максимовна (1953-1954 гг.) — много лет работала инспектором гороно, и один год — заведующей. В это время открываются смешанные школы. В школах развивается ученическая самодеятельность. Кипит юннатская работа на пришкольных участках.
Занина Лидия Ивановна (1954-1964 гг.) — всегда занимала активную жизненную позицию. Яркие организаторские способности, высокое чувство ответственности за порученное дело, интеллигентность, образованность, принципиальность помогли ей достигнуть высот профессионального мастерства.
Мурзина Полина Илларионовна (1964-1971 гг.) — уделяла внимание развитию внеклассной, спортивной, туристической, экскурсионной, библиотечной работы, организации отдыха детей на школьных летних площадках, в городских лагерях, проводила в школах смотры методической работы.
Сараева Тамара Александровна (1971-1976 гг.) — была самой молодой заведующей городского отдела народного образования в составе облоно. Именно в это время в школах города начинает развиваться кабинетная система обучения, уделяется большое внимание материально-технической базе школ и внешкольных учреждений.
Мутовкина Ида Ивановна (1976-1981 гг.) — в этот период в школах активно ведётся внешкольная и внеклассная работа, гражданское и патриотическое воспитание, развивается интерес к краеведению и туризму.
Самкова Нонна Петровна (1981-1984 гг.) — огромное внимание уделяла руководству пионерской организацией, работе отрядных вожатых — производственников. Она считала главным — тесно увязать учебную, трудовую и общественную деятельность ребят.
Галан Пётр Дмитриевич (1984-1986 гг.) — всегда тактичный и вежливый, строгий и добрый, в заботах и хлопотах о системе образования. Важнейшей частью воспитания учащихся считал профориентацию, главным элементом в воспитательной работе с детьми — урок.
Силкина Нина Петровна (1986-1991 гг.) — годы работы Силкиной Нины Петровны — это годы поиска новых форм и методов обучения и воспитания. В это время в школах вводится обучение детей с шестилетнего возраста по новой неопробированной программе, создаются условия для образовательного и воспитательного процесса: рядом с классными необходимо было оборудовать игровые комнаты и спальни.
Кайсин Александр Егорович (1991-2006 гг.) — 15 лет работал на посту начальника Управления образованием. Понимал значимость инженерно-технического образования и необходимости ВУЗа для Ирбита. При нём был открыт в 1992 году Ирбитский филиал УГТУ-УПИ.
Карсканов Сергей Геннадьевич (2006-2010 гг.) — Для распространения педагогического и инновационного опыта реализуются проекты «Симфония урока», встреча лидеров образования Свердловской области «Зимняя школа мастеров».
Спиричева Алла Валентиновна (2010-2015 гг.) — под руководством Аллы Валентиновны увеличилась сеть дошкольных образовательных учреждений, внедрены инновационные формы обучения, новые Федеральные государственные образовательные стандарты.
Лыжина Юлия Николаевна (2015-2022 гг.)
Старкова Татьяна Ивановна (2022 г. — по настоящее время)
Сегодня система образования в Ирбите демонстрирует очень достойный результат работы на уровне всей Свердловской области, причем по самым разным показателям, будь то результаты государственной итоговой аттестации или участия в конкурсных мероприятиях. Во многих рейтингах образовательные учреждения Ирбита находятся или в пятерке, или в десятке лидеров. Сохраняя все лучшие традиции ирбитского учительства, система образования нацелена на получение качественного результата.
Список литературы:
Вехи истории // Ирбитская жизнь. – 2014. – 22 окт. – С. 4.
Список литературы по теме: «Управление образованием МО г. Ирбита»
Береснева Ю. Останавливаться на достигнутом мы не намерены // Восход. — Ирбит, 2013. — 21 марта. — С. 2
Григорьева Т. ЕГЭ. Главное соблюдать спокойствие // Ирбитская жизнь. – 2008. – 16 апр.
Гобова Л. История системы образования в городе Ирбите // Ирбитская жизнь. — 2014. — 1 окт. — С. 4.
Добрынин В. В. // Белоусова Зинаида Федоровна // О них будут помнить… / В. В. Добрынин. – Ирбит, 2010. – С. 73.
Дудина А. У истоков Акуловского фестиваля. – 2007. – 1 дек. – С. 1.
Жильникова М. Еге, опять через ЕГЭ!: Единственный государственный экзамен: сроки сдачи, и последние изменения / / Восход. – 2012. – 12 янв. — С. 2.
Карсканов С. Г. Город без детей – разве это город? // Восход. – 2007. – 11 янв. – С. 3.
Карсканов С. Образование для ирбитчан // Ирбит торговый. – 2009. – № 1. – С. 5.
Лыжина Ю. Н. О результатах ЕГЭ 2009 года // Ирбит торговый. – 2010. — № 2. – С. 5.
Молокотин О. К конкуренции готовы? Всегда готовы! // Восход. – 2010. – 2 сент. – С. 2.
Огибенина К. Не ждали наград за дела // Восход. – 1995. – 29 авг.
Первые и в методике и в практике // Восход. – 2007. — 5 июня. – С. 1.
Спиричева А. В. Друзья наши – книги // Восход. – 2010. – 13 февр. – с. 5.