Начало дошкольного образования

Многие из нас в свое время посещали детский сад. Каждый представляет, что это за учреждение. А вот как по­явились детские сады, мало кто знает.

Основателем детских садов является немецкий ученый Фридрих Фребель. Первый дет­ский сад был открыт именно им в Тюрингии в 1840 году. Пер­вые детские сады на родине Фребеля не встретили доверия и сочувствия общества и лишь постепенно, благодаря предан­ности этому делу друзей и пос­ледователей Фребеля и его учителя Песталоцци идеи дошкольного воспитания проникли всюду, даже в такие далекие страны, как Австралия и Япо­ния, и в конце XIX века достигли на Западе своего рас­цвета.

В России эта идея привива­лась довольно туго, но с 90-х годов XIX века, благодаря тру­дам Лесгафта, создавшего кур­сы воспитателей, обществен­ное дошкольное воспитание проникло из крупных центров и в провинцию. До нашего же Ирбитского уезда волна эта докатилась только в начале XX века.

Первая попытка организо­вать дошкольное учреждение в нашем городе была сделана летом 1918 года. Подтвержде­нием этому документ, находя­щийся на хранении в государственном учреждении «Государственный архив в г. Ирбите» — «Краткая докладная записка общества «Детский Сад» г. Ирбите», представленная Земскому собранию 18-го августа 1918 года». (Стиль и орфография документа сохранены).

Весной 1918 года в г. Ирбите по инициативе нескольких лиц возникло общество «Детский Сад», поставившее целью способствовать проведению в жизнь основ дошкольного воспитания
вообще и открытию в г. Ирбите Предварительно членам об­щества были прочтены общедоступные, бесплатные лекции:

1) о дошкольном воспитании;

2) о детском саде;

3) о детской площадке.

После лекций была открыта запись в члены общества «Детс­кий Сад» запись детей, желаю­щих посещать «Детскую площад­ку», замечавшую летом детский сад. Записалось детей обоего пола в возрасте от 3-х до 15 лет 300 человек.

2-го июля 1918 года «Детс­кая площадка» открыла занятия с детьми, которые велись двумя руководительницами, получив­шими специальное педагогичес­кое образование, — Е. Т. Рудако­вой и П. М. Мурзиной с двумя по­мощницами — учительницами А. Г. Лупановой и Ф. Ф. Черновой. Занятия начались в 9 часов утра и продолжались до 12 часов дня, затем был перерыв, а с 4 часов занятия возобновлялись и ве­лись до 7 часов вечера. Дети за­няты были подвижными играми (площадка помещалась в саду женской гимназии), пением, иг­рами с игрушками, принесенны­ми из дому, легкой гимнастикой, игрой с песком, лепкой, ручным трудом и т. п.

Нередко дети, начиная с 8 — летнего возраста, ходили с ру­ководительницей в лес, в поле, а младшие оставались с другой руководительницей на площад­ке. На прогулках руководитель­ницей давались объяснения по интересовавшим детей вопросам об увиденном и наблюдаемом.

Посещаемость детской пло­щадки в начале лета выражалась цифрой 100 и больше детей в день, но затем понизилась вследствие неблагоприятных ус­ловий текущего момента.

24-го июля был устроен дет­ский праздник «Весна» при уча­стии детей, посещавших детскую площадку, чистый сбор со спек­такля поступил в пользу детской площадки. В дни террора детс­кая площадка была закрыта на полторы недели.

В настоящее площадка продолжает свою дея­тельность и охотно посещается детьми. На общем собрании чле­нов общества «Детский Сад» за­нятия на площадке решено про­должать до 1-го сентября и за­кончить устройством детского спектакля. Успешная работа детской пло­щадки летом текущего года ука­зывает на необходимость суще­ствования воспитательных учреж­дений для детей дошкольного возраста в г. Ирбите и его уез­де. Необходимо отметить отсут­ствие детских садов в Ирбитском уезде. Общество «Детский Сад”, начавшее свою деятельность без определенных материальных средств, нашло поддержку в лице «Уральского Союза», пожертво­вавшего 1000 рублей, и обще­ства «Экономия», давшего 200 рублей. На эти средства и была открыта детская площадка.

В настоящее время интерес среди населения г. Ирбита к це­лям и задачам общества «Детс­кий Сад» увеличивается (растет число членов общества), а запись детей, желающих посещать осенью и зимой детский сад, ука­зывает на настоятельную и нео­тложную необходимость суще­ствования «Детского Сада” в г. Ирбите. Общество «Детский Сад» озабочено изысканием средств для открытия детского сада осенью (текущего года) в г. Ирбите и обращается к Земско­му Собранию с просьбой оказать материальную поддержку обще­ству в открытии «Детского Сада”.

Средства общества выражают­ся цифрой 1100 рублей (имеет­ся 500 руб., обещано «Народным Домом» 600 руб.), между тем смета расходов на содержание детского сада, рассчитанного ми­нимумом (25 чел.) детей, такова:

СМЕТА:

  1. Оплата труда руководи­тельницы 300 р. х 12 = 3600 р.
  2. Наем помещения 50 р. х 12 = 600 р.
  3. Отопление 70 р. х 12 = 560 р.
  4. Сторож 50 р. х 12 = 600 р.
  5. Учебные пособия и т. д.1000 р.

ВСЕГО: 6360 р.

Если число детей увеличится вдвое, то необходима вторая руководительница, следовательно,
расход увеличится еще минимум на 3600 р., то есть будет = 10 000 руб. в год. Если установить плату в 5 руб. в месяц с каждого ребенка, что составит 250 руб. в месяц, т.е. 3000 руб. в год,
то все же Обществу будет необходимо около 7000-8000 руб.
Надеяться на поддержку и содержание «Детского Сада» исключительно на частные средства
и благотворительность невозможно, а потому Общество просит Земское Собрание не отказать в назначении хотя бы половинной суммы, т. е. 3500 руб. в год на содержание «Детского Сада», при этом прилагается краткий доклад руководительницы Е. Т. Рудаковой о целях и задачах «Детского Сада» вообще.

г. Ирбит. 18 августа 1918 года.

6 июня 1919 года опубликовано постановление Народного Комиссариата Просвещения «Об организации дела дошкольного образования в РСФСР», а уже в сентябре 1919 года в нашем городе были открыты первые детские сады. К концу XX века в городе их насчитывалось более двух десятков, посещало около 3000 ребятишек. Система дошкольного воспитания показала, что детство — самый продуктивный для обучения период жизни человека. Помимо воспитательной функции дошкольные учреждения осуществляют образовательную функцию. В настоящее время выпускники детских образовательных учреждений переходят
на школьную ступень развития с определенными знаниями, всесторонне развитыми и способными к общению в коллективе.

Список литературы:

Субботина, И.  Начало дошкольного образования // Восход. – 2008. – 3 июля. – С. 3.