Главные и малые народные училища XVIII века
В 1786 году Екатерина II утвердила «Устав народным училищам в Российской империи», в соответствии с которым в стране стали открываться главные и малые народные училища. Тогда же в г. Перми было открыто главное народное училище.
В октябре 1789 года Пермский приказ общественного призрения получил распоряжение вновь назначенного Пермского и Тобольского генерал-губернатора А. А. Волкова. Тот предписал открыть малые народные училища в «областном» городе и в шести уездных городах, поместив их — на первый случай — в обывательских домах.
Содержание училищ возложили на городские думы, которые должны «пещись более о доставлении детям доброго воспитания». Приказ общественного призрения обязан был обеспечить училища книгами и определить в каждое училище по одному учителю из семинаристов. Смотрителями училищ определили градоначальников.
24 ноября 1789 года малые народные училища были открыты в Екатеринбурге, Верхотурье, Кунгуре, Соликамске, Чердыни, Шадринске и, разумеется, в Ирбите.
На содержание малого народного училища в Ирбите деньги собирались с купцов и мещан города по раскладке. Эта сумма каждый год менялась и была недостаточной для покрытия всех училищных расходов. Особенно страдало училище от отсутствия хорошего помещения. Пожар, бывший в городе в 1790 году, уничтожил здание, в котором было открыто училище. И в последующие годы училище размещалось то в комнате мещанского дома, за стеной которой находилось городническое правление, то при городской церкви, то в доме по найму и, наконец, в доме, принадлежащем городской думе.
В малом народном училище обучались дети разных сословий: купцов, мещан, военнослужащих, «господских людей», то есть крепостных. Например, в 1797 году обучалось 26 учеников, в том числе двенадцать детей мещан, девять — солдат, двое — купцов, двое — «господских людей», одного — приказных. Дети принимались в училище разных возрастов. В первые годы работы училища среди его учеников встречались даже четырех- и пятилетние дети. Численность учеников ежегодно менялась. Обучались мальчики. Девочки в училище встречаются редко. Так, в 1808 году училась только одна девочка.
Учебный план малых народных училищ составляли следующие предметы: чтение, письмо, чистописание, арифметика, первые правила грамматики, рисование, чтение «Книги о должностях человека и гражданина», сокращенный катехизис, изучение «Правил для учащихся».
Уездные училища в начале XIX века
В 1804 году император Александр I утвердил «Устав учебных заведений, подведомых университетам», в соответствии с которым в стране должны были открываться приходские и уездные училища и гимназии. Малые народные училища преобразовывались в уездные.
Уездные училища финансировались государством, но, как было записано в Уставе, «с дополнением от общества». На практике это означало, что на уездное училище по его открытии выделялись деньги, положенные ему по штату. На каждое уездное училище Пермской губернии полагалось 1600 рублей в год. Но прежде чем ходатайствовать о выдаче государственных средств на уездное училище, и, стало быть, на его открытие, на местах требовалось заручиться обещанием городских обществ или городских дум в том, что они будут оказывать материальную помощь уездному училищу: ведь на них должны отпускаться деньги в таком же размере, как раньше отпускались на малые народные училища. Кроме того, для уездного училища требовалось подготовить «приличное» помещение, то есть достаточное для проведения учебных занятий, хранения учебных пособий, жилья для учителей. Требовалось также обеспечить училище классной мебелью и всем необходимым для организации учебного процесса, в том числе укомплектовать штат учителей.
В 1816 году директор училищ Пермской губернии Н.С. Попов писал пермскому гражданскому губернатору Б.А. Гермесу о том, что малое народное училище в городе Ирбите было назначено к преобразованию его в уездное училище, но для уездного училища нет дома. Он просил губернатора воздействовать на городскую думу, чтобы она построила для училища дом и дала в письменном виде согласие на то, что при открытии уездного училища она должна выделять на него такую же сумму денег, какую выделяла на малое народное училище. По данному ходатайству губернатор «склонил» Ирбитскую городскую думу к постройке дома для уездного училища. Ирбитская городская дума выделила на постройку дома 11 580 рублей. Как писал попечитель Казанского учебного округа Магницкий в Министерство духовных дел и народного просвещения, «весьма много содействовал пожертвованию сему убеждением к тому сограждан своих» ирбитский городской голова мещанин И. Дерин, «по крайней мере, без его соучастия едва ли бы оно последовало». За сие содействие И. Дерин был награжден золотой медалью на аннинской ленте.
Строительство дома началось в 1820 году. Открытие же уездного училища состоялось 22 июля 1820 года. При открытии училища в нем было 60 учеников, в том числе 37 — в первом и подготовительном классах, 23 — во втором. Открытие уездного училища было событием в жизни города. На открытие приезжал уже не раз названный Н.С. Попов. В «Казанских известиях» была опубликована статья «Об открытии уездного училища в г. Ирбити».
Уездное училище считалось двухклассным учебным заведением с приготовительным классом, последний заменял собой приходское училище.
Городская дума с трудом согласилась отпускать на уездное училище 600 рублей ассигнациями в год. Но в действительности она отпускала только 470 рублей ассигнациями на содержание приготовительного класса. Уездное училище и приготовительный класс размещались до 1829 года в домах по найму.
В уездном училище обучалось больше учеников, чем в бывшем малом народном училище. Например, в 1824 году обучалось 37 человек, в 1825-м — 48, в 1829-м — 63, в 1831-м — 79.
В нем работало несколько учителей. К открытию училища его учителями были определены: учителем первого класса — бывший священник Матвей Иванович Топорков, учителем второго класса — бывший учитель малого народного училища С. Карпинский, учителем закона божьего и рисования священник Севериан Ляпустин. В приготовительном классе учительствовал воспитанник Ирбитского уездного училища Илья Семериков.
Уездное училище испытывало те же трудности, что и предыдущее малое народное училище: недостаток денежных средств, учебных пособий и учебников, учителей и, как следствие этого, низкая успеваемость учеников. Обо всем этом писали ревизоры, посещавшие Ирбитское уездное училище.
Дважды ревизовал это училище визитатор Казанского университета П.А. Словцов. Первый раз в конце 1820-го и второй — в июне 1828 года. И оба раза он остался недовольным состоянием дел в училище.
Приведем некоторые сведения из обозрения П.А. Словцова за 1828 г. В приготовительном классе обучалось 40 учеников. Из них 12 учеников читали «худо», несмотря на то, что обучались уже два года. Писать умели только 8 учеников и то «худо». Причину этого визитатор усматривал в методике работы с детьми. Применялась «изустная выучка учебных книг», то есть зубрежка. Он отмечал плохие знания учеников первого и второго классов фактически по всем предметам. По арифметике ученики первого класса научились сложению, вычитанию, умножению чисел, но делали это «как спящие». Во втором классе обучалось 7 учеников, и только один из них понимал, что такое именованные числа. Ученики не имели знаний по истории и географии, не могли показать на карте границы ни одного государства, в том числе и России. «Худо» велось обучение чистописанию, так как в училище не было хороших прописей. Многие предметы, которые было положено преподавать в уездных училищах, вовсе не преподавались, это — латинский и немецкий языки, начала геометрии, физики; математическая география, всеобщая география, рисование и славянский язык.
Первые учителя народных училищ в конце XVIII – в начале XIX века
Первым учителем был Василий Алексеевич Дьяконов. Он — уроженец Тобольского наместничества, получил образование в Тобольской духовной семинарии. Некоторое время обучался арифметике и учебному способу, то есть методике преподавания, в Пермском главном народном училище. Здесь же прошел испытание. Приказом общественного призрения был направлен в городе Ирбит. Он получал жалованье в размере 270 рублей ассигнациями в год — из тех денег, что выделялись на училище, и до приобретения им собственного дома, — деньги на квартиру, приобретение дров и свечей. В.А. Дьяконов преподавал с 1789-го по 1811 год. После его увольнения учителем был воспитанник Пермской духовной семинарии Соломон Алексеевич Карпинский.
Смотрителями училища были городничие — артиллерии майор Хвощинский, после него Лев Иванович Черкасов, участник русско-турецкой войны 1768-1774 годов. С 1811 года — уездный судья Иван Наумович Дьяконов, получивший образование в Оренбургской гарнизонной школе. Он принял на себя должность смотрителя училища добровольно, по собственному желанию и исполнял ее бесплатно до утверждения его в должности штатным смотрителем в 1819-м.
В народном училище, как полагалось по Уставу 1786 года, проходили частные и публичные испытания учеников. На публичные испытания приезжал директор училищ Пермской губернии Н.С. Попов, присутствовала городская администрация, лица, приглашенные из числа местных жителей. Во время испытаний проверялись знания, приобретенные учениками. А они были не всегда утешительными по разным причинам.
Для успешной работы училища не хватало учебных пособий и учебников. В. Иконников в своей книге привел рапорт И.Н. Дьяконова, в котором приведены цифровые сведения о том, какие книги хранились в училище, сколько книг ветхих, по которым уже нельзя было учиться, и сколько имелось книг, по которым дети учились. Оказалось, что последних-то было менее всего: букварей — 5 экземпляров, «Книга о должностях человека и гражданина» — 8, Пространный катехизис — 7, священная история — два, и семь листов — прописей для письма.
Учителя преподавали не все предметы. Например, В. А. Дьяконов вовсе не преподавал грамматику, а учитель Карпинский преподавал, но сокращенно. Ученики часто пропускали занятия и т.д. Большинство детей обучалось в первом классе и немногие — во втором. По итогам публичных испытаний осуществлялся перевод учеников из первого класса во второй. В 1790 году из первого класса во второй перевели только трех учеников. Дети часто уходили из училища, не пройдя полного курса обучения. Например, в 1803 году перестало обучаться пять учеников, в том числе трое из них окончили учение, а двое — не окончили. В 1805-м перестали учиться десять человек, в том числе шестеро из них окончили учение «с похвалою», а четверо — не окончили вовсе.
При училище создавалась библиотека. Денег на покупку книг, как правило, не было. Библиотека в основном создавалась из книг, жертвуемых населением.
Учителя приходских училищ
В целом во второй четверти XIX века в г. Ирбите в развитии школьного образования имели место положительные перемены. За училища отвечали штатные смотрители, имевшие гимназическое образование. С 1842 года штатным смотрителем Ирбитского уездного училища был Н.Е. Тихонов. Это был умный, деятельный и добрый человек. При нем обновился состав преподавателей училища. В училище пришли молодые, даровитые учителя, окончившие курс наук в средних учебных заведениях. Одним из них был учитель арифметики и геометрии Михаил Васильевич Васильев — добросовестный и знающий педагог. Он «при основательном знании своего дела, при постоянном усердии и особенной заботливости к улучшению успехов учащихся» в «короткое время успел заохотить учеников к занятию означенными предметами…».
В 1840 году в Ирбитском уездном училище появился первый учитель рисования — Николай Петрович Иванов. Он был уроженец Пермской губернии, из вольноотпущенных, воспитанник Академии художеств, талантливый художник.
В приходском училище с 1843-го по 1854 год работал очень «трудолюбивый и с благородным характером» преподаватель Никандр Александрович Бирюков. Он отличался всегда особенным усердием к службе, «своим прекрасным обращением с учащимися». Н.А. Бирюков, кроме того, был хорошим певцом и артистом. Он занимался обучением учеников пению и сам пел с ними на торжественных актах, бывших в училище, и в церкви.
Училища г. Ирбита являлись очагами просвещения. В них получали знания не только дети. Учителя являлись пропагандистами знаний и среди взрослого населения. Они выступали с речами на исторические, географические, педагогические и другие темы перед жителями города, которые были приглашаемы на публичные испытания учащихся или торжественные акты, проводимые по случаю окончания учебного года. Учителя и штатные смотрители занимались изучением истории, географии, этнографии, фольклора Пермского края. Так, учитель малого народного училища В.А. Дьяконов в начале XIX века составил описание г. Ирбита и Ирбитского уезда. Этот материал был использован при написании «Хозяйственного описания Пермской губернии» Н.С. Поповым. Учитель Ирбитского приходского училища Савинов в начале 30-х годов XIX века написал историческую записку по истории образования г. Ирбита. Она была использована В. Иконниковым. В 1832 году Савинов написал статью об Ирбитской ярмарке. Она была опубликована в «Прибавлениях к Казанскому вестнику» под названием «Описание дня торжественного открытия Ирбитской ярмарки, бывающей каждогодно Пермской губернии в уездном городе Ирбити, которая начинается с 15-го февраля и продолжается до 15-го марта». Штатный смотритель Н.Е. Тихонов в 1846 году сделал описание Ирбитского уезда в историческом, географическом и статистическом отношениях и краткое описание местного чудского городища. Он и учитель приходского училища Н.А. Бирюков занимались изучением загадок, сказок, пословиц, поговорок для Русского географического общества и Академии наук.
Штатный смотритель Ирбитского уездного училища Н.Е. Эйгер в 1859 году опубликовал в «Пермском сборнике» статью «Сведения об учреждении Ирбитской ярмарки».
Школьная реформа 1828 года
С 1828 года в стране проводилась новая школьная реформа. Уездные училища преобразовывались в трехклассные учебные заведения.
Уездное училище в г. Ирбите официально было преобразовано в трехклассное уездное училище 31 октября 1835 года. Но некоторое время оно продолжало работать по-прежнему, то есть как двухклассное. Одна из причин — не было учителей. В 1835 году, в год преобразования училища, в нем обучали детей учитель Казаринов — истории, географии и чистописанию, и штатный смотритель — русскому языку и чистописанию.
Трехклассное уездное училище было открыто в доме бывшего уездного училища. Строительство этого дома, начатое в 1820 году, было закончено в 1829 году. Деревянный дом был построен плохо и вскоре оказался непригодным для использования.
Итак, положение было такое, что в училищном доме нельзя было ни учиться, ни жить. Стали искать дом среди жителей города, чтобы нанять его для училища. Но, как писал В.И. Антропов, директор пермских училищ, несмотря на все старания штатного смотрителя, учителей, полиции, в городе не нашлось ни одного жителя, который хотел бы сдать дом для училища. Все свободные дома сдавали иногородним купцам. Наконец согласилась сдать дом мещанка Вершинина за 400 рублей в год. По ходатайству губернской училищной администрации попечитель Казанского учебного округа разрешил уплатить указанную сумму денег за наем дома из средств, принадлежавших училищу, но только на один год. А за этот год директор пермских училищ должен был «согласить» Ирбитскую городскую думу, чтобы она отремонтировала училищный дом или подыскала новый удобный дом за умеренную плату. Думе предлагали и другие способы решения проблемы: построить новый дом или отдать для училища деньги, затраченные ею в свое время на строительство, как оказалось, плохого дома. Но Ирбитская городская дума решила избавить себя от каких-либо денежных затрат на просвещение. В 1837 году она перевела училище в каменный общественный дом, то есть дом, являвшийся собственностью городского общества или городской думы. А между тем дело по Ирбитскому уездному училищу дошло до Сената. В 1839 году Сенат принял решение: дом Ирбитского уездного училища должен быть продан и вместо него должен быть построен новый дом. В Ирбите попытались это сделать, однако продать дом не удавалось.
В 1846 году новый директор учебных заведений Пермской губернии И.Ф. Грацинский убеждал Ирбитское городское общество, что дом, в котором находилось училище, надо передать в собственность училища, с тем, чтобы оно могло им свободно распоряжаться. Ему удалось это сделать. В том же году Ирбитское городское общество составило «приговор», то есть приняло решение о передаче дома в собственность училища.
В трехклассном уездном училище обучалось больше учеников, чем в двухклассном. Например, в 1853 году насчитывалось 70 учеников, в том числе детей разночинцев и крестьян — 63, дворян и чиновников — 6, приказных — 1.
В 1837 году (10 марта) в городе было открыто приходское училище. Оно было преобразовано из приготовительного класса бывшего уездного училища. Приходское училище находилось на содержании городского общества. В 1837 году в нем насчитывалось 50 учеников. В том числе детей купцов и мещан — 31, крестьян — 15, дворян и чиновников — 4.
Начало женского образования в 50-х гг. XIX века
В 50-е годы XIX века было положено начало женскому образованию. При Ирбитском приходском училище был открыт класс для обучения девочек. Класс назывался отделением. Девочек разрешалось обучать в свободное время после обеда. В январе 1851 года обучалось 22 ученицы. Девочки поступали в этот класс ежемесячно. В декабре того же года их было уже 35. В 1859 году (17 сентября) было открыто самостоятельное женское приходское училище. Оно было открыто в доме чиновницы Ивановой. Девочек после предварительного испытания распределили на два класса. Всего к началу работы училища поступило 40 учениц. С 18 сентября того года началось их обучение. Содержание училища (оплата квартиры, отопление, освещение, классная мебель и т.д.) взяло на себя городское общество. Девочек обучали закону божьему, чтению, письму, грамматике (практические упражнения), арифметике (до дробей), русской истории (в форме рассказов учителя), географии (кратко), рисованию, чистописанию и рукоделию. Преподавали учителя Ирбитского уездного училища, чистописание и рукоделие вела надзирательница, за что ей было положено жалованье в размере 100 рублей в год.
Распространение грамотности в сельской местности Ирбитского уезда
В сельской местности Ирбитского уезда большинство населения составляли государственные крестьяне. Распространением грамотности среди них занималось духовенство. Силами местного духовенства обучение детей грамоте было начато в Байкаловской волости в 1837 году, Ницинской — в 1840-м, Белослудской и Покровской — в 1843-м. С созданием министерства государственных имуществ в1837 г. в государственной деревне страны стали открываться приходские училища. Они содержались за счет крестьян. Наставниками, то есть учителями, были священники и члены местного церковного причта.
В 1846 году в Ирбитском уезде было шесть приходских училищ: в волостях: Байкаловской, Ницинской, Белослудской, Покровской, Невьянской, Чубаровской. В первой половине того года в них обучалось 325 учеников.
В 1846 году Пермскую губернию ревизовал действительный статский советник Арцимович. В отчете по итогам ревизии он записал, что в Белослудском училище Ирбитского уезда обучалось 40 мальчиков, в отдельной комнате — 10 девочек. Крестьяне жаловались, что учение детей шло тихо. Они изучали азбуку в течение нескольких лет.
В Невьянском училище насчитывалось 59 мальчиков и 7 девочек. Училище не имело своего помещения, располагалось в доме по найму. Это помещение «невыгодно и нанималось очень дорого». В Невьянской волости крестьяне тоже жаловались, что учение шло очень тихо. Наставники приходили в училище очень редко. С детьми занимались очень мало, предоставляя надзор за учениками старшим ученикам. Вместо учебы дети проводили время в шалостях, поэтому крестьянки перестали отпускать в училище своих дочерей. Арцимович обратил внимание и на то, что крестьянам по их «бедному состоянию затруднительно отдавать своих детей в школу на свое содержание». Общий вывод, который сделал Арцимович по училищам всей губернии, был такой: «Приходские училища не соответствуют попечениям правительства, обучающиеся в оных мальчики в весьма малом количестве, не оказывают должных успехов от слабого за ними наблюдения».
Приходские училища в государственной деревне посещали штатные смотрители Ирбитского уездного училища. Училище, бывшее в Чубаровской волости, в 1849 году посетил штатный смотритель Н.Е. Тихонов. По итогам своей ревизии он написал отчет, в котором указано, что дом Чубаровского училища и классная мебель в нем были в хорошем состоянии. В училище обучалось 55 детей, в том числе 42 мальчика и 13 девочек. Предметы обучения в училище были следующие: священная история, краткий катехизис, чтение гражданской и церковной печати, письмо, чистописание, арифметика (первые четыре действия). Наставником училища был священник Ипполит Попов. Штатный смотритель записал о нем, что И. Попов «очень хороший преподаватель». Он относился к учительской работе «с особенной заботливостью и любовью».
В 1859 году было закрыто училище в Невьянской волости и открыто в Шогринской. В 1860 году — открыто училище в Костинской волости.
Накануне отмены крепостного права в Ирбитском уезде для государственных крестьян было семь приходских училищ, в них 316 учеников, в том числе 16 девочек. Но все эти училища выглядели не лучшим образом. Управляющий Пермской палатой государственных имуществ признавал, что большинство помещений сельских училищ были «крайне безобразными» и совершенно не пригодными для занятий.
Сельские приходские училища ведомства министерства государственных имуществ назывались штатными приходскими училищами.
В конце 50-х годов XIX века в селах и деревнях стали появляться безмездные училища. Они находились в ведении духовного ведомства. Детей в этих училищах обучали грамоте тоже священники, диаконы, дьячки, девочек — их жены и родственницы.
Список литературы:
Герштейн, Я. Л. Ирбитские Макаренки // Восход. – 1988. – 23 дек.
Герштейн, Я. Л. «Красные учителя» // Восход. – 1988. – 16 дек. – С. 4.
Гузненко, З. И. Школы Ирбитского района в годы Великой Отечественной войны // Ирбитский край в истории России. – Екатеринбург, 2000. – С. 171 – 176.
Еремин, А. С. Земская школа ирбитского уезда // Ирбитский край в истории России. – Екатеринбург, 2000. – С. 161 – 170.
Калинина, Т. «…Пещись о детях» (первые шаги образования в Ирбите) / / Ирбит и Ирбитский край: очерки истории и культуры / сост. Е. П. Пирогова. – Екатеринбург, 2006. – С. 147 – 161.
Субботина, И. В. История в протоколах // Восход. – 2007. – 27 сент. – С. 5.
Субботина, И. В. Начало дошкольного образования в г. Ирбите // Восход. – 2008. — 3 июля. – С. 3.
Субботина, И. В. Под знаменем истины и добра // Сретенский вестник. – 2011. – Вып. 9. – С. 7 – 8.
Черноухов, Э. А. Народное образование в Ирбитском уезде в доземский период // Ирбитский край в истории России. – Екатеринбург, 2000. – С. 155 – 159.