конец XIX – начало XX века

Система начального образования в начале XX века состояла из низших учебных заведений — начальных народных училищ и церковно-приходских школ. В Ирбите из начальных учебных заведений были следующие:

—  Ирбитское городское 3-х классное училище, открытое в 1886 году;

—  Екатерининское женское епархиальное училище;

—  Церковно-приходская школа.

Продолжительность начального обучения составля­ла от 3 до 6 лет. Количество и объем предметов, препо­даваемых в низших учебных заведениях, определялся уставом и правилами.

Средства на выписку необходимых пособий в город­ских начальных училищах выделяла городская управа, в сельских — земство. Методической литературы биб­лиотеки обычно не содержали, поэтому многие учителя сельских школ не имели возможности самостоятельно повышать свой профессиональный уровень. Для жела­ющих повысить образовательный уровень в Ирбите был открыт учительский институт.

Среднее образование получали в гимназиях — сред­них общеобразовательных учебных заведениях с кур­сом обучения 7 лет. В Ирбите было две гимназии — жен­ская, открытая в 1871 году и мужская, открытая в 1907 году.

Содержанию гимназий, в отличие от народных учи­лищ, государство уделяло значительно больше внима­ния. Кроме финансирования от правительства в содер­жании гимназий принимали участие уездное земство, городское общество, частные лица. Так Ирбитская муж­ская гимназия в год ее открытия (1907) получила:

—  от Ирбитского городского самоуправления — 2770 руб.

— от Ирбитского уездного Земства на оборудование гимназии — 2000 руб. и на содержание в 1907-1908 учебном году — 2358 руб. всего — 4358 руб.

—  от Пермского губернского земства —  3000 руб.

—  плата за учение — 1256 руб.

В 1909 году преподаватель природоведения и гео­графии Ф.И. Маврицкий пожертвовал гимназии 16 чу­чел животных, смотритель Бобровских каменноуголь­ных копей господин Шамарин — минералогическую кол­лекцию из 250 предметов.

Заполняемость гимназий, особенно в начале XX века, была велика. После открытия Ирбитской мужской гим­назии в 1907 году принято в 1 класс 46 человек, при норме в 40.

Прием в 1 класс проходил на основе приемных экза­менов за курс начального народного училища: закон божий, арифметика и русский язык.

От начальных учебных заведений гимназии отлича­лись лучшим составом педагогических кадров. Уровень подготовки преподавателей гимназий был достаточно высок. Все они имели университетское образование. Об уровне их подготовки говорит тот факт, что они при­влекались к преподавательской деятельности в Ирбитском учительском институте.

Стоимость обучения в гимназиях составляла 25 руб­лей в год. Малоимущие учащиеся освобождались от оплаты полностью или частично. Кроме того, в городе существовала стипендия имени ирбитского купца А.С. Стихина, которая предназначалась для помощи нужда­ющимся ученикам.

В учебном плане всех гимназий предметы делились на обязательные и необязательные. Обязательные пред­меты: Закон Божий, русский язык, чистописание ариф­метика, физика, всеобщая и русская география и исто­рия. Также в число обязательных входили дополни­тельные предметы, в женских гимназиях — сведения по домоводству и гигиене, различные виды рукоделия, гимнастика, в мужских — латинский язык, тригонометрия, астрономия, законоведение. Необязательные предметы — рисование, музыка, пение, танцы, иностранные языки. С письменного заявления родителей учащиеся могли освобождаться от изучения каких-либо необязательных предметов.

Большое внимание уделялось достаточному и сво­евременному питанию учащихся. Для этого в мужс­кой гимназии уже в первый год её существования, было введено общее для всех учащихся чаепитие в 12 часов дня. Благодаря щедрым пожертвованиям местных купцов на 1908 учебный год гимназия имела в запасе 20 фунтов чая и около пуда сахара. С декабря 1909 года в гимназии введена большая пе­ремена продолжительностью в 1 час, для того, чтобы учащиеся могли в середине дня освежиться прогул­кой и подкрепиться дома горячим обедом. А также проводились занятия гимнастикой и катание на конь­ках.

В гимназиях существовала 5-бальная или 12-бальная система оценок, в каждом учебном заведении систе­ма оценок устанавливалась на усмотрение учредителей.

По окончании учебных заведений учащимся выда­вались документы: удостоверение, свидетельство, аттес­тат с изображением портретов представителей царской династии или эпизодов важнейших событий того времени.

Школьная жизнь досоветского периода не на много отличалась от современной. Школьники также учились, ходили на экскурсии, получали оценки, шалили на пе­ременах. И всегда рядом с ними были опытные настав­ники. Современная система образования унаследовала от прошлого все то лучшее, что было накоплено педаго­гикой прошлых столетий.

Список литературы:

Субботина, И. В.  Под знаменем истины и добра // Сретенский вестник. – 2011. – Вып. 9. – С. 7 – 8.