Свято-Троицкая церковь, ул. Орджоникидзе, 100

Свято-Троицкая кладбищенская церковь была заложена в 1835 г., на основе чертежей из альбома «образцовых» проектов церквей, составленных архитекторами И. И. Шарлеманем и А. А. Михайловым.

Первый  придел церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы освящен в 1838 г. Главный храм в честь Святой Живоначальной Тро­ицы был освящен в 1842 г., левый при­дел Во Имя Архангела Михаила освя­щен в 1846 г.

Некоторое время спустя после собы­тий октября 1917 г., а именно в 1923 г., храм был передан священнослужителям обновленческой ориентации и сохранял этот статус до 1945 г., причем в 1932— 1944 г. он являлся кафедральным со­бором Ирбитских обновленческих архи­ереев.

Обновленцы — собирательное назва­ние сторонников течения внутри Рус­ской Православной Церкви, сложившегося после Октябрьского переворота. Они принадлежали к той части духо­венства, которая враждебно отнеслась к нему, однако впоследствии поставила перед собой задачу церковного «обнов­ления», т.е. приспособления своей дея­тельности к изменившейся политиче­ской обстановке. Выступая за лояльное отношение к новой власти, обновлен­цы, естественно, вступили в противоре­чие с Патриаршей Церковью. Необхо­димо отметить, что обновленчество не было однородным течением. Из обра­зовавшейся в 1922 г. группы «Живая церковь» тогда же выделились «Цер­ковное возрождение», «Союз общин древлеапостольской церкви» и ряд дру­гих, отличавшиеся друг от друга намеченными церковными преобразования­ми.

В своей программе обновленцы пре­дусматривали проведение ряда новшеств, не затрагивавших основ вероучения и обрядов, а касавшихся, главным обра­зом, порядка церковного управления и вопросов быта духовенства.

В связи с изменением отношения к Советской власти Патриаршей церкви об­новленческое духовенство стало возвра­щаться в ее лоно и окончательно ликви­дировалось в 1946 г. со смертью наиболее видного его деятеля А. И. Введенско­го.

Что же касается настоятелей храма, то история сохранила нам следующие имена. Аммосов Александр Иванович, про­тоиерей. Он родился 16 августа 1883 г. в Вятской губернии в семье священни­ка, окончил несколько классов Вятской духовной семинарии, 6 декабря 1904 г. рукоположен в сан диакона, а 25 марта 1911 г. — в сан священника. Некоторое время служил в Вятской епархии, в 1923 г. примкнул к обновленческому расколу. В 1932   г. возведен в сан протоиерея. С 1933  г. — в Уральской обновленческой митрополии. Служил в приходах сел Савино, Нердвы, Обвинска, Всеволодо-Вильмы, Серебрянки. С 19 октября 1937 г. — настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора г. Ирбита, с 24 февраля 1943 г. — благочинный обновленческих церквей Ирбитского района.

3 апреля 1943 г. возведен в сан прото­пресвитера, 11 января 1945 г. принес по­каяние Патриарху Сергию, оставлен на прежнем месте в сане протоиерея с пра­вом ношения митры. С 1955 г. — за шта­том. Скончался в 1959 г. и погребен воз­ле Свято-Троицкой церкви.

Богачев Василий Федорович, прото­иерей. Родился 23 июля 1888 г. в селе Макарино Псковской губернии в се­мье крестьянина. 24 июня 1922 г. руко­положен в сан диакона. С 1927 г. — в обновленческом расколе. 4 марта 1929 г. рукоположен в сан священника. Слу­жил в Богословском и Нижнетуринском заводах. Возведен в сан протоиерея. С 26 октября 1935 г. — настоятель Иннокентиевской церкви города Красноуфимска. С 21 марта

1937 г. — священник Пантелеймоновской церкви г. Ирбита, с 1 ав­густа того же года — ее настоятель. 28 декабря 1944 г. принес покаяние Патри­арху Сергию. 31 марта 1945 г. перерукоположен в сан священника, возведен в сан протоиерея. С 1 апреля 1945 г. — настоятель Всехсвятской церкви Михайловского кладбища в городе Свердловске. С 16 июня 1958 г. — настоятель Свято-Тро­ицкой церкви города Ирбита, а с 20 июня 1960 г. — вновь настоятель Пантелеймоновской церкви. С 1962 г. — за штатом. Скончался в 1966 г. и был погребен воз­ле Свято-Троицкой церкви.

Церковь находится на возвышенности в зелени городского кладбища и имеет форму плана в виде равноконечного креста. Храм наделен ясным и выра­зительным силуэтом: его основной кубический объем (четверик) увенчан декоративным полусферическим купо­лом без барабана, прямоугольные вет­ви креста (боковые приделы, алтарь и притвор) покрыты двускатной кровлей с треугольными фронтонами на фаса­дах, над притвором установлена четы­рехгранная двухъярусная колокольня со шпилем. Фасадный декор очень сдержан: окна, двери и ниши обрамле­ны тягами простого профиля, карнизы храмового четверика поддерживают модульоны, западный вход и верхний ярус колокольни украшают пилястры.

Организацию внутреннего простран­ства определяет характерная для позднего классицизма центрическая двухосная композиция плана церкви. Перекрытия во всех помещениях пло­ские, стены покрыты орнаментальной живописью, на потолке изображен небесный свод. Хорошо сохранились иконостасы второй половины XIX в. Центральный иконостас состоит из высоких арочных киотов и сеней на вычурных по форме колонках. Иконо­стасы приделов меньше насыщенны ажурными деталями и орнаментом.

Внутри храм прекрасно расписан. Церковь действующая.

Список литературы:

Аникин В. К. Дома и люди старого Ирбита / В. К. Аникин, В. И. Старков. – Екатеринбург : Банк культурной информации, 2008. — 160 с. — (Каменный пояс: взгляд сквозь тысячелетия). — Из содерж.: [Улица Орджоникидзе, 100]. – С. 106-108.

Голобородский М. В. Муниципальное образование город Ирбит. Городское кладбище. Орджоникидзе ул., 100. Церковь, конец XIX в. / М. В. Голобородский, А. Ю. Каптиков // Свод памятников истории и культуры Свердловской области : в 2-х т. / отв. ред. В. Е. Звагельская. – Екатеринбург, 2007-2008. – Т. 2 : Свердловская область. – С. 296-297.