Церковь находится среди строений автоприцепного завода, на территории, где до 1921 г. проводилась Ирбитская ярмарка. Пятиглавый храм с шатровой колокольней возвышался над строениями ярмарочной площади и был одной из главных градостроительных доминант. В целом архитектура Сретенской церкви относится к «псевдорусскому» стилю, но в характере объемно-пространственной композиции, частично в фасадных схемах, прослеживаются приемы классицизма. Автор проекта не установлен. Продолжительность строительства церкви, а также характер ее архитектуры, позволяют предположить участие разных архитекторов на каждом строительном этапе. Возведение храма началось в 1832 г. с колокольни. В колокольне придел во имя Великомучеников Флора и Лавра был освящен 24 апреля 1846 г. Сама же церковь заложена 28 июля того же года. Главный храм в честь Сретения Господня освящен 11 июля 1848 г., придел Во Имя Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, освящен 23 ноября 1848 г., придел Во Имя Великомученицы Екатерины освящен 1 февраля 1850 г.. Придел в честь Рождества Святой Богородицы освящен 2 июня 1871 г. С 1923 г. — обновленческой ориентации. С 1930 г. до закрытия в 1932 г. — кафедральный собор Ирбитских обновленческих архиереев. Сергиевской, обновленческой и григорьевской ориентации.
Среди ее настоятелей был протоиерей Павел Николаевич Троицкий. Он родился в 1872 г. в семье диакона. В 1892 г. окончил Тобольскую духовную семинарию, 1 августа рукоположен в сан священника в Тобольской епархии, 24 февраля 1893 г. принят в Екатеринбургскую епархию и назначен к церкви с. Корюковского Шадринского уезда. С 17 сентября 1896 г. — священник Максимовской церкви с. Турьинские рудники, с 19 ноября 1908 г. — ее настоятель. С 28 сентября 1909 г. священник женского Ново-Тихвинского монастыря. В 1917 г. — священник Богоявленского кафедрального собора в Екатеринбурге, с 1918 г. — ключарь собора. В 1920 г. возведен в сан протоиерея. С 1922 г. — в обновленческом расколе и тогда же — временно исполняющий должность настоятеля Екатеринбургского Богоявленского кафедрального собора. С 1927 г. — член УралОМЦУ и заведующий хозяйственной и финансовой частью. После закрытия собора в 1930 г. служил в Сретенской церкви г. Ирбита. В 1932 г. был арестован и скончался в 1937 г. в Тобольске.
Особенности Сретенской церкви в том, что она находится у южных ворот гостиного двора, от которого веером расходятся лучи основных улиц торгового Ирбита. Она является доминантной в планировке — по какой бы из семи улиц не двигался человек к историческому центру города всегда впереди, как маяк, он видел храм и колокольню.
Из сохранившихся исторических документов известно, что строительство храма завершилось в 1871 г., но оформление в «псевдорусском» стиле храм мог получить только после 1870 г., когда в противовес стилизаторству в европейских архитектурных стилях возникли предпосылки обращения к национальному наследию. Возможно в 1880—1890 гг. на здании появились фасадные украшения, сочетающие в себе классические ордерные формы с деталями, заимствованными из убранства церквей XVII в. В 1918 году храм горел, а в 1932 году здание церкви перестроили для котельной. С 2006 г. в храме ведутся ремонтно-восстановительные работы, к сожалению, с искажением исторического облика памятника.
Храм второй половины XIX в. в формах «русского» стиля.
Список литературы:
Аникин В. К. Дома и люди старого Ирбита / В. К. Аникин, В. И. Старков. – Екатеринбург : Банк культурной информации, 2008. — 160 с. — (Каменный пояс: взгляд сквозь тысячелетия). — Из содерж.: [Улица Революции, 27 б]. – С. 108-109.
Голобородский М. В. Муниципальное образование город Ирбит. Территория Автоприцепного завода (Революции ул., 27 б). Сретенская церковь, начало XIX в. / М. В. Голобородский // Свод памятников истории и культуры Свердловской области : в 2-х т. / отв. ред. В. Е. Звагельская. – Екатеринбург, 2007-2008. – Т. 2 : Свердловская область. – С. 307.