В Государственном архиве в Ирбите хранится интересный документ — рукопись очерка кандидата филологических наук доцента Уральского государственного университета М. Г. Китайника, написанная в 1945 году, в которой автор собрал имевшиеся скудные сведения по истории театра в Ирбите. Источники, положенные в основу очерка, состоят из архивных документов, художественно-мемуарной литературы, программ и рецензий, напечатанных в периодических изданиях Урала XIX и начала XX века.
Первый ирбитский театр был построен весной 1845 года. Но в этом году организованных театральных представлений еще не было, что неудивительно. Театр неразрывно связан с Ирбитской ярмаркой. К ярмарочному сезону в Ирбит ежегодно съезжалось до 100 тысяч человек, что побудило городскую управу и население приступить к строительству жилых домов, гостиного двора и театра.
Первый театр был деревянным. Он состоял из лож, кресел, за которыми располагались партер, амфитеатр и галерея.
Начало профессионального театра в Ирбите относится к февралю 1846 года, когда в город прибыла труппа Петра Алексеевича Соколова и открыла первый сезон постановкой «Ревизора» Гоголя («Екатеринбургская неделя», 1879 г., № 14).
Ирбитский зритель не был однороден по своему социальному составу и эстетическим запросам. Ложи, кресла и партер обычно заполнялись приезжим купечеством и немногочисленными состоятельными людьми города. В амфитеатре, галерее и закутках театра — рабочий и служилый люд, интеллигенция и учащиеся Ирбита.
С первых лет существования театр создавал спектакли, которые послужили в дальнейшем основой прочных традиции сценического реализма больших социально-этических тем.
Недаром в годы реакции после революции 1905 года, когда на ирбитскую сцену проникли декадентские пьесы Леонида Андреева («Анфиса», «Анатэма»), либерально настроенные рецензенты «Ирбитской жизни» и «Уральского края» с сожалением вспоминали о «былых временах» Соколова, Клепинина и Медведевых, познакомивших ирбитского зрителя с Шекспиром и Пушкиным, Мольером и Гоголем, Островским и Чеховым.
В 1884 году, когда после блестящей антрепризы П. М. Медведева мелкий омский антрепренер Надлер пытался превратить ирбитский театр в эстраду кривляк, анонимный автор в «заметках праздношатающегося» возмущенно писал: «…ирбитский театр в силу своей, так сказать, пионерской роли для великой Сибири (Ирбит тогда по административному делению относился к Сибири) обязан высоко держать знамя искусства, не допуская ни на минуту из вида высоких воспитательных целей. По многолетнему опыту я убедился, что Сибирь ищет в театре нашем не канканов, фарсов и т. п. современной ерунды, а нечто более высокое.
Я живо помню, как несколько лет тому назад, кажется, при антрепренере Завадском, ставили водевили с участием балетной танцовщицы Е. И. Половина публики, преимущественно сибиряки, оставили театр, несмотря на то, что впереди обещался дивертисмент с фокус-покусами гжи Е. …» («Ирбитский ярмарочный листок», 1884 г., № 9).
Профессиональный театр в Ирбите до Октябрьской революции существовал в форме театральной антрепризы. Антрепренеры привозили свои труппы на один месяц в ярмарочный сезон, который был необычайно интенсивным и насыщенным разнообразными театральными представлениями.
Антрепренеры старались развернуть перед ирбитским зрителем репертуар, рассчитанный в обычных условиях на полный театральный год. Поэтому одни и те же пьесы редко дублировались. В подавляющем большинстве случаев антрепренеры не только не потворствовали вкусам и требованиям консервативного купечества, но демократизировали театр, сделав его революционизировавшим фактором воздействия на зрителя.
Театральная антреприза знакомила зрителя с богатым и разнообразным репертуаром, а также связывала театральную культуру Ирбита с театрами других городов и столиц.
Первый антрепренер и основатель профессионального театра в Ирбите Петр Алексеевич Соколов держал ирбитскую сцену около десяти лет и оказал большое влияние на всю последующую историю театра. Соколов был характерным драматическим актером и, по отзывам современников, успешно дебютировал в «Недоросле» (Скотинин), «Горе от ума» (Скалозуб) и «Ревизоре» (Городничий).
Соколов, сформировал труппу и антрепренерствовал в Воронеже, Тамбове, Саратове, Симбирске, девять лет в Казани (1831-1842) и в 1843 году переехал в Екатеринбург. Здесь при непосредственной поддержке и содействии Главного начальника Уральских заводов В. А. Глинки Соколов открыл первый театр. А 1 (13) февраля 1946 года Соколовская труппа дебютировала на ирбитской сцене с «Ревизором» Гоголя.
К сожалению, документов относительно этого знаменательного спектакля не сохранилось. Поэтому вопрос о распределении ролей, характере исполнения бессмертной комедии Гоголя и восприятии ее ирбитским зрителем, скорее всего, навсегда останется открытым.
* * *
Другая сторона театральной жизни Ирбита — любительские труппы. Кружки любителей отмечены историками народного образования еще в 80-е годы XVIII века. На протяжении второй половины XIX века они существовали наряду с антрепризой и, когда последняя пришла в упадок, созрели до такой степени, что фактически способны были заменить антрепризу.
«Ирбитский ярмарочный листок» в первый же год своего выхода (1863) посвящает несколько статей оценке любительских представлений и приходит к выводу о высоком артистическом уровне этих постановок. Отмечены любители сценического искусства: Пономарев, Луканин, Образцов, Тугаринов, чета Никоновых, Валентетти.
«Общество любителей сценического искусства» — так оно именовало себя до 90-х годов XIX века, обслуживало ирбитчан 11 внеярмарочных месяцев. Некоторые любители привлекались антрепренерами для участия в работе профессиональных трупп. Среди крупных деятелей — местных любителей нужно особенно отметить замечательных актеров-организаторов театрального дела В. В. Ловцова и А. Е. Иконникова.
В. В. Ловцов — присяжный поверенный в Ирбите, сын ирбитского купца, с ранних лет полюбил театр и, будучи студентом Казанского университета, поступил в труппу казанского антрепренера. Но из этой труппы его насильно увез отец, считавший актерство позорным занятием. С 1890 по 1915 год В. В. Ловцов возглавлял ирбитский драматический кружок, работал в нем режиссером и ведущим актером. Он ставит и играет в пьесах «Горькая судьба» (Анавий), «Ревизор» (Хлестаков), «Лес» (Несчастливцев), «Власть тьмы» (Никита), «На дне» (Сатин), «Свадьба Кречинского» (Кречинский) и других.
Ловцов предъявлял театру большие воспитательные и образовательные требования. На чрезвычайном собрании городской думы в 1909 году он подверг резкой критике направление репертуара антрепризы Матусина и призвал к искоренению упаднической драматургии Арцибашева.
Ловцов был еще и драматургом. В 1909 г. он издал в Ирбите книгу под заглавием «Люди прошлого столетия». Главное место в ней занимает трагедия в 4-х действиях «Лебединое озеро». Сюжет для трагедии взят автором из жизни провинциальных актеров, она написана с большой экспрессией, под влиянием рассказа А. П. Чехова «Лебединая песня». Основная тема трагедии — несовместимость истинного сценического труда с мещанским благополучием семейной жизни. Трагедия Ловцова вошла в репертуар драматического кружка и приезжей антрепризы 1912 года.
После смерти Ловцова его заменил Анатолий Евгеньевич Иконников. Он приехал в Ирбит после окончания театрального училища и, будучи профессиональным антрепренером, руководил театральной жизнью не только Ирбита, но и всего уезда.
С первого года Советской власти Ирбитский отдел народного образования поручил ему сформировать постоянную профессиональную труппу для городского театра. Трудами и усилиями А. Е. Иконникова и был создан постоянный профессиональный театр в Ирбите, который работает и по сей день.
Список литературы:
Герштейн, Я. Л. «Театр уж полон» // Ирбит / Я. Л. Герштейн, А. И. Смирных. – Свердловск 1981. – 192 с. – Из содерж.: [Улица Орджоникидзе, 51]. – С. 33-34.
На ирбитских подмостках. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2011. – 112 с. – («Национальное достояние России»).
Михайлова Л. Г. Муниципальное образование город Ирбит. Орджоникидзе ул., 51. Здание Ирбитского драматического театра им. А. Н. Островского, 1908 г. / Л. Г. Михайлова // Свод памятников истории и культуры Свердловской области : в 2-х т. / отв. ред. В. Е. Звагельская. – Екатеринбург, 2007-2008. – Т. 2 : Свердловская область. – С. 294-295.
Субботина И. Ирбитский театр: от Соколова до Иконникова // Восход. – 2006. – 27 февр. — С. 2.