Актер Ирбитского драматического театра им. А.Н. Островского. Александр Петрович родился в Ирбите 20 октября 1915 года. С детских лет он мечтал стать актером, и в 1932 году эта мечта наконец-то сбылась — он был принят в Ирбитский драматический театр, проработав там впоследствии около пятидесяти лет.
По воспоминаниям самого Александрова, в детстве он был отчаянным мальчишкой, жил по законам улицы, дрался со сверстниками и слыл дворовым хулиганом, а потому вполне мог «загреметь» в беспризорники. Однако судьба оказалась к нему благосклонна. Будучи еще учеником начальных классов, он по совету своей учительницы, записался в драмкружок. Первой его ролью стал Ежик из русской народной сказки «Теремок». Затем были и другие персонажи. За артистичность и трудолюбие Сашу выбрали старостой кружка, коим он оставался несколько лет.
Любовь к театру крепла с каждым днем. В конце двадцатых и начале тридцатых годов Саша не пропускал ни одного спектакля. Тем более, что его тетя и дядя — супруги Скворцовы, у которых он позднее стал жить, были актерами. Маленький Саша, нередко тайком пробираясь в зал, прятался за какие-нибудь декорации или в зрительном зале под стулья и наблюдал оттуда за тем, что происходит на сцене. Иногда его обнаруживали, и тогда приходилось покидать уютное место. Но долго оно не пустовало. Спустя день или два Саша вновь находил укромный уголок. А иногда ему позволяли посидеть за кулисами даже легально, угощая при этом чем-нибудь вкусненьким. Поводом для такого мирного сосуществования была дружеская помощь со стороны подростка. Он частенько оказывал артистам услуги: переносил какие-нибудь вещи с одной квартиры на другую или складывал в поленницу дрова. Платой за проделанную работу служил проход в театр. На репетициях строгие режиссеры редко шли на такие уступки. Чаще приходилось все-таки прятаться. Вот два случая из тех лет, которые впоследствии актер вспоминал с нескрываемой улыбкой, хотя в тот момент, как он говорил, было совсем не до смеха. Одноклассники и друзья по драмкружку нередко просили Сашу провести их незаметно за кулисы и дать возможность понаблюдать за артистами. Однажды, продумав все до мелочей, чтобы не попасть на глаза строгому вахтеру или, не дай бог, режиссеру, трое друзей пробрались под сцену, чтобы выйти незаметно в зрительный зал, но минутой раньше их все-таки заметил рабочий сцены. Он тут же бросился догонять беглецов, а мальчишки, разумеется, стали от него убегать. «Я, — вспоминал Александр Петрович, — увидев среди декораций гроб, который стоял под сценой, тут же в него и нырнул.
Остальных вскоре обнаружили и выволокли на свет божий. А я еще долго лежал в этом деревянном ящике, боясь из него вылезти и тем самым навсегда потерять возможность бывать в театре. К счастью, все обошлось благополучно». А в другой раз репетиция, которую Саша наблюдал, спрятавшись за пыльными декорациями, продолжалась намного дольше обычного, и он не заметил, как заснул. Проснулся, когда никого на сцене уже не было. Благо, что квартира Скворцовых находилась недалеко от театра. Придя домой, он увидел расстроенных родственников. Сначала они обрадовались, а потом отчитали мальчика по всем статьям, взяв с него слово больше никогда не прятаться от них и от режиссера. А с разрешения режиссера он с этого момента будет тихо сидеть за кулисами и смотреть репетицию. Это для Саши Александрова было самым большим, не только желанием, но и наградой. Надо сказать, что М. С. Скворцова, тетя Александра Петровича, стала впоследствии известной киноартисткой, снимавшейся во многих фильмах. Один из них — «Калина красная» В. М. Шукшина, где она исполняла роль матери главной героини.
Игра профессиональных артистов все больше и больше захватывала воображение юноши. В 1931 году театру потребовался ученик электрика. Саша тут же обратился к директору и предложил свою кандидатуру. Приходилось работать не только за электрика, но и за грузчика, и за суфлера.
Какое-то время Саша был счастлив и горд тем, что принимает участие в создании спектаклей, но долго это его не могло устраивать. Постепенно он стал учить все роли, которые принадлежали мужской половине актерского состава. Сидя под сценой и видя, как актеры иногда забывают нужный текст, он нетерпеливо и громко выкрикивал оттуда реплики, за что не раз получал выговор. И вот, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Актер, играющий слугу Ивана в спектакле Островского «Без вины виноватые», вдруг не явился на спектакль. Саша тут же постарался попасть на глаза режиссеру и как бы случайно произнес: «Я знаю всю роль». Режиссер Любарский посмотрел на юношу и недоверчиво спросил: «Неужели так и всю?». Получив утвердительный ответ, он предложил прорепетировать данную сцену. До спектакля оставалось всего тридцать минут.
Просмотрев импровизированную репетицию, режиссер остался доволен новоиспеченным артистом и разрешил одеваться в костюм. Похвалил Сашу и будущий партнер. «Как я репетировал, как играл, этого уже не помню, — писал в своих воспоминаниях Александр Петрович, — только помню, что дрожал как осиновый лист и даже голоса своего не слышал. Когда закончился спектакль и вместе с ним моя роль, я понял одно: в артисты мне дорога заказана».
Но судьбе все-таки было угодно, чтобы Александров стал актером. «Назавтра меня вызвал в кабинет режиссер и сказал: «Вот что, Шурик, переходи-ка ты из электроцеха во вспомогательный состав артистом». Я тогда ушам своим не поверил, но именно с этого дня и началась моя актерская жизнь».
За сорок восемь лет работы в Ирбитском театре сыграна не одна сотня ролей. Творческий диапазон актера был богат разными оттенками. Обо всех работах не расскажешь. Но, как и у каждого актера, у А. П. Александрова в ролевом списке были свои точки опоры. К таким работам Александр Петрович причислял участие в двадцати двух пьесах А. Н. Островского. «Каждая роль в этих спектаклях — это подарок судьбы». — говорил он. Вслед за Иваном, упомянутым выше, в этом же спектакле чуть позднее Александр Петрович сыграл и знаменитого Незнамова. Затем были Карандышев в «Бесприданнице», Грознов в «Правде хорошо, а счастье лучше», Нил в «Мещанах» Горького, Монтанелли в «Оводе» Войнович, Олег Кошевой в «Молодой гвардии» Фадеева. Словом, Александров мог быть и влюбленным Дон-Жуаном, и яростным мятежником, и вместе с тем несравненным исследователем бездны человеческих характеров: Звездич из лермонтовского «Маскарада», Король шотландский из «Макбета».
Артист играл во многих спектаклях на современную тему. В первые годы творческого становления над молодым артистом шефствовали актеры старшего поколения, как и было принято в театрах. Среди наставников Саши был известный в городе артист А. Е. Иконников. Его Александр Петрович уважал и боготворил.
«Нередко Анатолий Евгеньевич говаривал мне, — вспоминал актер, — «У тебя, Шура, есть глаза, но ты ими не видишь, у тебя есть уши, но ты глух к партнеру, у тебя есть тело, но оно не может выражать происходящее на сцене».
Он учил меня постоянно развивать в себе добрые, душевные качества, ежедневно обогащать свой внутренний мир».
В годы войны в театре была создана и успешно работала фронтовая концертная бригада, в которую входил и А. П. Александров. Выступали в госпиталях Ирбита, обслуживали Свердловский военный округ и части действующей армии на фронте. Дисциплина в театре была очень жесткой. Приходилось не только играть спектакли, но и выезжать на заготовку дров в лес или ловить топляки в ледяной воде. Голод, свирепствовавший в первые два года, унес немало жизней. Прямо на рабочем месте, по воспоминаниям Александра Петровича, в театре умер парикмахер. Но война закончилась и началась новая жизнь. Новые спектакли, новые роли, в которых Александр Петрович был неподражаем. Сколько их было в разные годы — сосчитать невозможно. Но вот одну роль — Деда Мороза он играл на протяжении трех с половиной десятков лет! Сколько Снегурочек он сменил за это время! Ведь Дед Мороз не стареет, а Снегурочка всегда должна быть молодой. Дебютировала в этой роли с ним замечательная артистка Нина Карякина. Ее дело продолжили еще около десятка Снегурочек.
Сцену, на которой Александр Петрович проработал почти пять десятков лет, он иногда называл «прекрасной дамой», говоря при этом: «У меня с ней сложились такие же отношения, как у жениха, который выбрал себе невесту раз и навсегда, считая, что она самая подходящая. И вот, когда уже жизнь почти прожита, я могу сказать: не знаю, была ли эта дама-сцена счастлива со мной, но я с ней был счастлив». С Вассой Михайловной Александр Петрович прожил до конца своей жизни. Умер он 2 сентября 1994 года, не дожив до своего восьмидесятилетия полтора месяца. Васса Михайловна пережила его на десяток лет. Похоронен актёр на Ирбитском кладбище вместе с женой.
Список литературы:
Вялкова, С. Сцена, как прекрасная дама // Розы и слезы: Ирбитский театр: история в судьбах. – Ирбит, 2008. – С. 7- 12.
Вялкова, С. Сцена, как прекрасная дама // Восход. – 30 мая. – С. 3.