Бердюгина Людмила Андреевна

Школа №13 города Ирбита имеет особое значение в судьбе Бердюгиной Людмилы Андреевны. Родилась и выросла она в потомственной учительской семье. Её родители были педагогами: отец был директором ФЗУ, а мама – учителем русского языка и литературы и директором начальной школы № 13, которая была расположена на территории посёлка Ирбитского стекольного завода. Людмила Андреевна училась в  школе № 13, закончила её в 1964 году, еще ученицей старших классов начала работать старшей пионерской вожатой.

Активная, боевая и энергичная, она всегда располагала к себе, ей доверяли дети и учителя.

В 1967 году Людмила Андреевна возглавляла работу старших пионерских вожатых при Доме пионеров г. Ирбита.

Еженедельно она проводила методический день для старших вожатых школ города, старалась разнообразить занятия, оказывала хорошую помощь начинающим вожатым. В школе № 13 она преподавала историю.

В 1968 году Людмила Андреевна стала студенткой Нижнетагильского государственного педагогического института.

Её всегда отличала активная жизненная позиция. В институте она была старостой группы, выступала в студенческих конкурсах. Как писала институтская газета «Учитель», прекрасно читала стихи — в этом ей не было равных. Преподавателей и однокурсников студентка Людмила Бердюгина поражала начитанностью и эрудицией, она была знакома с творчеством Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Михаила Булгакова и многих других писателей, с которыми другим студентам только ещё предстояло встретиться.

После окончания Нижнетагильского государственного педагогического института Людмила Андреевна стала учителем русского языка и литературы и организатором внеклассной и внешкольной работы школы №13 г. Ирбита. Комсомольские собрания, пионерские сборы, праздники и дискотеки, смотры и соревнования – каждое событие школьной жизни проходило при непосредственном участии молодого педагога и оставляло глубокий след в детских душах.

Директором школы №13 Людмила Андреевна была назначена в 1990 году. Она вернулась в школу с богатым опытом, так как в её послужном списке были должности директора Ирбитской восьмилетней школы №17, директора Ирбитского драматического театра, заведующей районным отделом образования Ирбитского района.

Как директора школы Людмилу Андреевну отличало стремление к организованности, порядку, демократическое отношение с учащимися, педагогами и родителями. Она каждое утро с улыбкой приветствовала всех учеников при входе в школу, заряжала всех оптимизмом на предстоящий школьный день. Не боялась трудностей, была организатором школьных праздников, ходила с детьми в походы. Особо школьникам запомнились походы в деревню Знаменку и деревню Речкалову.

Период директорства Людмилы Андреевны Бердюгиной совпал с введением в массовую школу Свердловской области идеи регионализации, главный смысл которой был сформулирован как «поворот всей системы образования лицом к конкретным и реальным носителям образовательных потребностей, целей и ценностей образования» — то есть лицом к детям, к ученикам. Главным ориентиром в образовательном процессе было признано качество предоставляемых школьникам образовательных услуг, которые являются основным условием успешной самореализации школьников.

Выполнение этой задачи стало основным смыслом школьной жизни, тем более что в школе был накоплен для этого богатый педагогический опыт. Под руководством Людмилы Андреевны были организованы специализированные классы для одарённых детей, классы педагогической поддержки для детей с проблемами в развитии и общеобразовательные классы. В начальной школе появились музыкальные и хореографические классы, классы народной культуры. В учебный план школьников были введены вариативные курсы, направленные на развитие личности ребёнка, его мотивов и склонностей: философия для малышей, познай себя, психология, народоведение, художественная культура Урала, народные ремесла, второй иностранный язык, экология, русский национальный костюм, Серебряный век, пути природного оздоровления человека и т.д.

В старшем звене в зависимости от жизненных устремлений ученики имели право выбрать математический, гуманитарный или общеобразовательный класс. Это были годы истинного подвижничества педагогов, так как наметилась явная тенденция выпускников 11 классов на поступление в вузы, и работа в специализированных классах требовала от учителей больших интеллектуальных и психологических затрат. Учителя математики Л.Г. Галан, Н.И. Вялкова, Т.С. Зверева, О.А. Финодеева, Л.А. Крутикова осваивали содержание и методики расширенного изучения математики. Учителя гуманитарных классов Н.П. Шахова, Л.А. Устинова, И.Н. Чулкова, Е.М. Британова, О.В. Стецюк, Е.А. Миронова — содержание и методики расширенного изучения предметов гуманитарного цикла. Результаты не замедлили сказаться. Качество образовательных услуг заметно выросло, повысился имидж школы среди родителей и школ города, возросла конкурентоспособность выпускников при поступлении в высшие учебные заведения.

Опытом педагогической деятельности школа активно делилась с педагогами города на городских методических семинарах – «Духовность в условиях современной школы», «Создание условий для самореализации учителя и ученика», «Индивидуализация образовательного процесса». Уделялось большое внимание здоровью, культуре, экологическим проблемам. Актуальной в эти годы стала такая форма совместной деятельности педагогов и учащихся, как интегрированные уроки и интегрированные дни, когда педагоги разных предметов, а нередко и разных параллелей, разрабатывали одну тему – «Нить Ариадны» (культура Древней Греции), «Богатырская застава», «Здоровье нации», «Культура Ирбита», «В Царскосельском лицее», «День России». Педагогический коллектив всегда был в курсе инновационных технологий.

Людмила Андреевна пользовалась большим уважением среди педагогов города. Она сама давала открытые уроки, оказывала помощь и поддержку молодым педагогам. На учительских конференциях зал затихал, когда на трибуну поднималась Людмила Андреевна. Выучились в нашей школе и её дети: дочь Ирина и сын Вениамин. Сегодня Людмила Андреевна находится на заслуженном отдыхе, но всё также полна сил и продолжает придерживаться активной жизненной позиции.

 

Список литературы:

Дмитриева Л. Ф. «Если я гореть не буду…» // Ирбитская жизнь. – 2016. – 2 нояб. – С. 5.