Бондаренко Петр Алексеевич

Актер Ирбитского драматического театра им. А.Н. Островского. Из автобиографии: «Все началось с самоде­ятельности. В 1958 году я учился в 7-м классе. С моим другом-одноклассником мы читали со сцены сатиричес­кие стихи. Это не было под­ражанием Тарапуньке и Штепселю — с их творче­ством мы не были знакомы, ведь телевидение было до­ступно в ту пору лишь сто­личному зрителю. А я жил в селе на Украине.

А еще у меня была тяга к музыке. Когда дома собиралась компания, я, дошколь­ник, брал в руки кухонную терку и аккомпанировал по­ющим. Очень хорошо пела моя мама. Она была участ­ницей самодеятельных му­зыкальных спектаклей, таких, как «Наталка Полтавка». Я обычно сидел в первом ряду, смотрел, как мама играет, и даже плакал от из­бытка чувств.

Когда мне было 7-8 лет, мама купила губную гармош­ку, а в седьмом классе я по­просил баян и самостоя­тельно овладел игрой на этом инструменте. Парал­лельно занимался в духовом оркестре. Хотел поступать в Киевскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского, откуда получил условия приема. Узнал, что надо сдавать сольфеджио. Я даже не представлял, что означает это иностранное слово. И никто в деревне не смог мне объяснить… Поняв, что для учебы в консерва­тории нужна специальная подготовка, которой, живя в деревне, я не мог получить, решил поступать в театраль­ное учебное заведение.

Сначала попытался по­пасть в цирковую студию на отделение разговорного жанра. Но трудно было со­ревноваться со столичными абитуриентами, хватка у них иная … Нас же, сельских ребят, родители учили скромности, послушанию.

Первый выход на теат­ральную сцену у меня состо­ялся, как ни странно, в Кие­ве. Я сдал первый тур экза­менов в студию при театре музыкальной комедии. В то время в Киев на гастроли приехал из Азербайджана драматический театр име­ни С. Вургуна. В «Третьей патетической» мы и участво­вали в «массовке». Первый раз увидел артиста, загри­мированного на роль Лени­на. Это было удивительно, потрясающе!..

После службы в армии я окончил Свердловское учи­лище культуры и с 1974 года работаю в Ирбитском драмтеатре.

Тогда в труппе был ста­бильный, талантливый кос­тяк. «Погоду» в театре дела­ли актеры Анатолий Дмит­риевич Шайдров, Николай Владимирович Удинцев, Людмила Тимофеевна Франжоли, Радик Василье­вич Бушманов, Анна Васи­льевна Гончарова, Алек­сандр Петрович Александ­ров, Надежда Семеновна Холмецкая … В то время было наставничество. Меня «прикрепили» к Александру Петровичу Александрову. Не только он, но и другие опыт­ные актеры помогали, у них было хорошее качество — они умели быть партнерами на сцене. Это была большая по­мощь в творчестве, отлич­ная школа.

Но были и моменты, ско­вывающие творчество. Бди­тельная цензура со стороны горкома партии не позволя­ла включать в репертуар спектакли, которые в то вре­мя были очень острыми, — «Остановить Ломакина», «За­седание парткома», «Трево­га» … Эти и подобные им спектакли ставили перед зрителем вопрос: кто вино­ват? Задевали интересы вы­шестоящих сфер власти. Одним словом, спектакли в нашем театре на просмотре не закрывали, ибо «подры­вающих устои» попросту не было.

Но наш репертуар отли­чался тогда большим разно­образием: и русская, зару­бежная классика, и водеви­ли, и комедии. Жаль, что сейчас в нашем театре нет легкого жанра …

Зато с внучкой-дошколь­ницей играем «Трех поро­сят». Кто знает, кем станет Катюша, когда вырастет … Профессия актера очень трудная. Раньше в нее шли по зову сердца, несмотря на маленькую зарплату. И все же не хотелось бы говорить о нашем театре только в про­шедшем времени.

Список литературы:

Королева, Т.  Театр – судьба // Восход. – 2003. – 25 июня. – С. 3.