Актер Ирбитского драматического театра им. А.Н. Островского. Из автобиографии: «Все началось с самодеятельности. В 1958 году я учился в 7-м классе. С моим другом-одноклассником мы читали со сцены сатирические стихи. Это не было подражанием Тарапуньке и Штепселю — с их творчеством мы не были знакомы, ведь телевидение было доступно в ту пору лишь столичному зрителю. А я жил в селе на Украине.
А еще у меня была тяга к музыке. Когда дома собиралась компания, я, дошкольник, брал в руки кухонную терку и аккомпанировал поющим. Очень хорошо пела моя мама. Она была участницей самодеятельных музыкальных спектаклей, таких, как «Наталка Полтавка». Я обычно сидел в первом ряду, смотрел, как мама играет, и даже плакал от избытка чувств.
Когда мне было 7-8 лет, мама купила губную гармошку, а в седьмом классе я попросил баян и самостоятельно овладел игрой на этом инструменте. Параллельно занимался в духовом оркестре. Хотел поступать в Киевскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского, откуда получил условия приема. Узнал, что надо сдавать сольфеджио. Я даже не представлял, что означает это иностранное слово. И никто в деревне не смог мне объяснить… Поняв, что для учебы в консерватории нужна специальная подготовка, которой, живя в деревне, я не мог получить, решил поступать в театральное учебное заведение.
Сначала попытался попасть в цирковую студию на отделение разговорного жанра. Но трудно было соревноваться со столичными абитуриентами, хватка у них иная … Нас же, сельских ребят, родители учили скромности, послушанию.
Первый выход на театральную сцену у меня состоялся, как ни странно, в Киеве. Я сдал первый тур экзаменов в студию при театре музыкальной комедии. В то время в Киев на гастроли приехал из Азербайджана драматический театр имени С. Вургуна. В «Третьей патетической» мы и участвовали в «массовке». Первый раз увидел артиста, загримированного на роль Ленина. Это было удивительно, потрясающе!..
После службы в армии я окончил Свердловское училище культуры и с 1974 года работаю в Ирбитском драмтеатре.
Тогда в труппе был стабильный, талантливый костяк. «Погоду» в театре делали актеры Анатолий Дмитриевич Шайдров, Николай Владимирович Удинцев, Людмила Тимофеевна Франжоли, Радик Васильевич Бушманов, Анна Васильевна Гончарова, Александр Петрович Александров, Надежда Семеновна Холмецкая … В то время было наставничество. Меня «прикрепили» к Александру Петровичу Александрову. Не только он, но и другие опытные актеры помогали, у них было хорошее качество — они умели быть партнерами на сцене. Это была большая помощь в творчестве, отличная школа.
Но были и моменты, сковывающие творчество. Бдительная цензура со стороны горкома партии не позволяла включать в репертуар спектакли, которые в то время были очень острыми, — «Остановить Ломакина», «Заседание парткома», «Тревога» … Эти и подобные им спектакли ставили перед зрителем вопрос: кто виноват? Задевали интересы вышестоящих сфер власти. Одним словом, спектакли в нашем театре на просмотре не закрывали, ибо «подрывающих устои» попросту не было.
Но наш репертуар отличался тогда большим разнообразием: и русская, зарубежная классика, и водевили, и комедии. Жаль, что сейчас в нашем театре нет легкого жанра …
Зато с внучкой-дошкольницей играем «Трех поросят». Кто знает, кем станет Катюша, когда вырастет … Профессия актера очень трудная. Раньше в нее шли по зову сердца, несмотря на маленькую зарплату. И все же не хотелось бы говорить о нашем театре только в прошедшем времени.
Список литературы:
Королева, Т. Театр – судьба // Восход. – 2003. – 25 июня. – С. 3.