Бушманов Радик Васильевич

Актер Ирбитского драматического театра им. А. Н. Островского, участник Великой Отечественной войны. Родился Радик Васильевич 19 мая 1925 года в селе Ольховка Челябинской области (ныне Курганской). В детстве мальчик был развит не по годам. Самостоятельно выучился игре на многих музыкальных инструментах, лихо отплясывал «русского». А в школьной самодеятельности был «первый парень на деревне».

Его отец, Василий Капи­тонович, вышел из батра­ков. В 1919 году, когда ему минуло шестнадцать, ушел добровольцем в Красную армию сражаться за землю и волю. К этому времени Вася уже умел обихаживать коней, крепко держался в седле, наизусть знал трех­линейную винтовку. Толь­ко не умел орудовать шаш­кой.

«Это дело поправимое, научишься», — сказал ему краском, когда тот явился в кавалерийский штаб пол­ка. Впоследствии путь ка­валериста во время Великой Отечественной войны по­вторит его сын Радик.

После демобилизации Василий Капитонович был направлен на комсомольс­кую работу, а с 1925 года — на партийную. Был пер­вым секретарем несколь­ких райкомов в Пермской области, а также секрета­рем Коми-Пермяцкого ок­ружкома партии.

В семье Бушмановых было пятеро детей. Как го­ворится, мал мала меньше. Перед войной все жили в небольшом городе Нытве Пермской области. Трид­цатые годы для их семьи были очень тяжелыми: го­лод, болезни… Рано умерла старшая сестра Марина, затем ушла из жизни мать, оставив на попечение отца четверых детей.

И все-таки в конце тридцатых годов жизнь по­тихоньку начинала налажи­ваться, народ воспрял ду­хом.

Однако беда еще пострашнее пришла — началась война. Она внесла свои коррективы в биографию будущего артиста. Радику едва исполнилось шестнадцать. Спустя всего лишь три дня после начала войны новоиспеченный десятиклассник, только что мечтавший о выборе профессии, связанной с искусством, отправился в военкомат проситься на фронт. Узнав об этом, отец, работавший тогда секретарем Нытвенского райкома партии, был очень удивлен, но удерживать сына не стал. Позднее в своей книге «Испытание временем» Василий Капитонович так опишет этот эпизод: «Звонит райвоенком:

  • Василий Капитонович! Сын твой тут за горло бе­рет: утверждает, что ему 18 и что паспорт он потерял.

Парню моему шестнад­цать. Но как я вел себя в его годы?

  • Говорит человек — ве­рить надо. Призывной воз­раст у сына».

Так и попал Радик на фронт, в разведэскадрон. И в этом не было времен­ного порыва, а была со­вершенно сознательная потребность участвовать в борьбе с фашизмом, защи­щать свою страну.

Боевое крещение он принял на Ленинградском фронте. Участвовал в про­рыве блокады. Дальше был Северо-Западный фронт. Так прошли пер­вые два года для молодо­го солдата-кавалериста. После тяжелой контузии и осколочного ранения по­пал в госпиталь. Подле­чившись, он окончил крат­ковременные курсы Омс­кого гвардейского мино­метно-артиллерийского училища и вновь вернул­ся в действующую армию. В должности помощника командира батальона мо­лодой боец воевал на Втором Прибалтийском и Белорусских фронтах. Не­редко ему приходилось выполнять обязанности замполита. Словом и де­лом воодушевлял он сол­дат на борьбу с врагом. День Победы юноша встретил в Берлине. Но о возвращении домой было рано думать. Как и многие его товарищи, он продол­жил воинскую службу на Дальнем Востоке. Прини­мал участие в боях с Япо­нией. Война для него за­кончилась только в 1947 году.

Множество ранений, контузии, потеря закадычных друзей — комсомольцев-десятиклассников тя­желым эхом отзывались в сердце бывшего фронтови­ка. А потому Радик Васи­льевич не очень любил вспоминать военные годы.

Ведь сколько бы лет ни прошло, не переставали болеть его фронтовые сса­дины, оставшиеся на теле и в душе.

Однажды в празднич­ный день — Девятого мая мы сидели с артистом в уют­ной комнате и тихо бесе­довали. По телевизору пе­редавали военные песни. Вдруг голос моего собе­седника дрогнул, он от­вернулся в сторону, тороп­ливо вытащил из кармана платок, но так и не донес до навернувшейся на гла­за слезы. Скомкал его нео­жиданно в кулаке и тяже­ло опустил руки на стол. Потом как-то виновато по­смотрел на меня и улыб­нулся. После чего голос его стал намного глуше и отрывистее. В последую­щие годы, зная его реак­цию на слово «война», я ста­ралась как можно реже ка­саться этой темы, а уж тем более расспрашивать его о боевых действиях.

Вернувшись в родные края, в город Молотов (теперь Пермь), гвардии лейтенант запаса устроился художественным руководителем в Дом культуры лесной промышленности. Одновременно учился в Москве на заочных курсах эстрадного искусства, постигая азы актерского мастерства. Но доучиться не дали раны. Часто беспокоило подорванное на фронте здоровье. Институт пришлось оставить. Но все имеющиеся у него знания и умения он вкладывал в участников художественной самодеятельности. Работа в клубе явилась для него первым общественным университетом. Сводный хор, которым руководил Радик Васильевич, достигал иной раз пятисот человек. Он сам ставил и оформлял спектакли, играл в них различные роли. В областных фестивалях и конкурсах его коллективы часто занимали призовые места. Набравшись опыта в самодеятельности, Радик Васильевич перешел работать артистом в Пермский театр перетты.

В пятьдесят третьем году в его жизни произош­ло знаменательное собы­тие. В Юрлинсксм доме культуры, куда пригласили артиста поработать, он по­знакомился с Раисой Мат­веевной, своей будущей и единственной женой. Она занимала там должность инструктора Дома культу­ры и была активной участ­ницей художественной самодеятельности. Девушка очень хорошо пела и даже мечтала поступить рабо­тать в Кудымкарский про­фессиональный хор. Но ро­дители не поддержали дочь в этом стремлении. И вот встреча с артистом, ко­торый прекрасно играл на баяне и балалайке, читал стихи, ставил спектакли, к тому же был предельно внимателен и добр по от­ношению к окружающим. Немало молодых и краси­вых девушек заглядыва­лось на такого галантного кавалера. Вскоре и он стал оказывать знаки внимания одной из них.

Вспоминает Раиса Мат­веевна: «Мне Радик очень нравился. Но жили мы очень бедно, и я его поче­му-то стеснялась. Через полгода настойчивых уха­живаний я познакомила его со своими родителями. Маме он очень понравил­ся. Еще через некоторое время мы решили поже­ниться. Я пообещала вый­ти за него замуж, а потом вдруг передумала. Он, ко­нечно, обиделся и больше месяца со мной не разго­варивал. Моя мама в тот момент полностью пере­шла на его сторону. В результате все закончилось благополучно. Мы помири­лись. И свадьба вскоре со­стоялась. На ней присут­ствовала вся наша юрлов­ская самодеятельность».

Через год у молодых супругов появился перве­нец. Назвали Рюриком в честь киевского князя.

В 1956-м родился вто­рой сын — Радик. Радости у молодого отца не было предела. Но бытовые усло­вия складывались неважно. Чтобы как-то прокормить семью, артист вынужден был перейти на работу в Пермский театр драмы, за­тем в Кудымкарский, в то время как Раиса Матвеев­на с детьми проживала в другом городе. В 1964 году Радик Васильевич по­ехал в Москву на актерс­кую биржу (место, где ле­том собираются артисты, режиссеры и директора те­атров для решения своих внутренних проблем). Там он и встретился с предста­вителями Ирбитского драм- театра: директором 3. А. Чертковой и режиссером А. П. Белолипецким. Они пригласили артиста в наш театр. Но, отработав не­сколько лет и не получив обещанной квартиры, Буш­мановы вновь вынуждены были покинуть наш город. Надо сказать, что многие артисты народ привычный: годами, а порой десятиле­тиями, живут они в обще­житиях. Иногда и вовсе в небольших гримерках. Так было и в семье Бушмановых. И все это ради люби­мого искусства, название которому — театр. Несколь­ко лет проработали они в Волгоградском передвиж­ном театре, затем в Шадринском и Урюпинском. Последний вскоре после их переезда был закрыт навсегда.

В 1969 году П. Н. Розанов, будучи главным режиссером нашего театра, увидел на бирже Радика Васильевича, о котором ему рассказал директор В. И. Гуляев, пригласил его к нам в город, твердо пообещав жилье. Слово сдержал — семье сразу была предоставлена двухкомнатная квартира. Дети учились в 12-й школе, папа играл на сцене, а мама работала билетным кассиром.

Светлана Вялкова вспоминает: «Однажды Раиса Матве­евна приметив, что я по­чти не расстаюсь с фото­аппаратом, попросила сняь ее сыновей. Вскоре я оказалась у них в гостях. Там и познакомилась с Ра­диком Васильевичем. Впооледствии он стал для мена самым большим дру­гом советчиком по всем творческим и жизненным вопросам. Я не боялась высказать ему свои мысли вслух, ожидая при этом дельного совета, реальной помощи или просто жела­ния быть услышанной. Он был натурой очень богатой и сложной. Характер у него, вспоминают его быв­шие партнеры, был дале­ко не ангельский. Радика Васильевича можно было увидеть разным: с одной стороны, это был веселый и жизнерадостный чело­век, а с другой — угрюмый и даже иногда вскипающий и впадающий в гнев. Но за этими, казалось бы, отри­цательными качествами крылась непримиримость ко лжи, лицемерию, заз­найству, подлости и необя­зательности. Он мог эксп­ромтом в поезде, пока ехал на гастроли, или между репетициями сочинять сти­хи. В каждом общении с ним я открывала для себя что-то новое. Празднич­ный стол никогда не обхо­дился без вкусных пирож­ков или блинов, испечен­ных Радиком Васильеви­чем. Я нередко пользова­лась его советами по при­готовлению того или ино­го блюда. Его руки пре­красно знали швейную ма­шинку. Он был удивитель­ным отцом. Учил сыновей, а вместе с ними и меня всматриваться в лица лю­дей, в их поступки, учил презирать суету и сам не любил ее».

Значительное место занимало еще одно увлечение — рисование. Актер по профессии и художник по призванию, он свой путь в искусстве начинал именно с живописи, оформляя различные спектакли. Дома, на репетиции, в поезде с ним всегда был набор цветных авторучек и фломастеров. Выполненные им рисунки на открытках и по сей день хранятся у многих работников театра.  Не любил Радик Васильевич поздравлять своих друзей штампованными открытками. Каждому делал, как бы сегодня сказали, эксклюзивный подарок. Артист считал, что это увлечение помогает ему рас­ширить актерское видение. За свою жизнь он создал не одну тысячу рисунков. Не раз принимал участие в ху­дожественных выставках. Однажды из зала, где были выставлены его работы, ис­чез целый стенд с рисун­ками. Искали долго, но так и не нашли. Видимо, кому- то они очень приглянулись.

Как дань прошлому и в память о своих погибших то­варищах бывший фронтовик всю жизнь создавал цикл ри­сунков на военно-патриоти­ческую тему «Вечно живые».

Итогом всех фронтовых воспоминаний Радика Васильевича стала уже упоми­навшаяся выше его повесть «Иваны”, основанная на автоби­ографическом материале. Вес­ной 1984 года Радик Василье­вич пригласил меня в гости и по секрету сказал, что написал кни­гу, но она пока в рукописи. Но вскоре Ра­дик Васильевич заболел. И я смогла дочитать его творение только после его смерти. Се­годня Раиса Матвеевна бережно хранит эту повесть, как память о человеке, с которым ей посчас­тливилось прожить 35 лет. Чи­тая рукопись, я живо представ­ляла героев произведения. А в молодом кавалеристе Аркашке Буланове старалась найти схо­жие черты с автором, увы, не ус­певшей выйти в свет книги – вспоминает С. Вялкова.

Более ста ролей сыграно Радиком Васильевичем на ирбитской сцене. Ему были близки персонажи из русского классического репертуара: пьес Островского, Достоевского, Мамина-Сибиряка. К детским спектаклям он относился с особым трепетом. Кого только не приходилось изображать: собак, медведей, злых разбойников и даже Бабу-ягу. Истинное наслаждение испытывали зрители и от его ролей комедийного характера. Роль швейцара Симона из спектакля “Парижский жених” была одной из последних в творчестве Радика Васильевича. Но сколько он в мои множил фантазии, задора, ж нромш пости! Когда шел этот июкткль на сцене родного те­три или на выезде, артисты, ниходиишиеся за кулисами, выглядывали из ник, чтобы в очеред­ной раз увидеть дуэт талантли­вых актеров Н. С. Холмецкой и Р. В. Бушманова, которые мастерски исполняли сцены. Не чуж­ды артисту были и драматичес­кие роли. Среди них, конечно, немало военных всех рангов и чинов. Играя в спектаклях на во­енную тематику, Радик Василье­вич не пытался растрогать кого-то или, наоборот, вызвать нена­висть к своему герою. Он просто рассказывал о себе, о своих товарищах, о том, что пережил, понял и прочувствовал. Ведь ма­териал его жизни становился фактом искусства, представляю­щим интерес для многих зрителей.

buhmanov_rol

Бывший актер нашего театра, партнер по сцене и долгие годы сосед по дому А. Д. Шайдров так вспоминал о Радике Васильевиче: «Мне нередко приходилось играть с ним в одних спектаклях. И всякий раз я испытывал подлинное наслаждение от общения не просто с замечательным мастером своего дела, а истинным артистом с неисчерпаемым внутренним темпераментом. Я, прошедший неплохую театральную школу, нередко советовался с ним по созданию своего образа».

П. А. Бондаренко, актер наше­го  театра, много лет сидел с Р. В. Бушмановым в одной гримерке: «Помню, что он почти никогда не встревал в ре­пертуарный процесс, но ухо дер­жал всегда востро. Если что-то ему не нравилось, смело высказывал свои мысли на совещании. Мог запросто, прямо в глаза хоть ре­жиссеру, хоть директору, словом, кому угодно, сказать: «Это вра­нье». Нередко его можно было видеть молчаливым и сосредото­ченным. Даже сидя за репетици­онным столом, когда читалась не его сцена, он не расставался с ручкой и цветными фломастера­ми, поочередно их меняя. В эти минуты, по его словам, он обду­мывал характер своего героя».

За свою многолетнюю трудо­вую деятельность Радик Василье­вич заслужил десятки почетных грамот, благодарностей, других поощрений, но главными награда­ми для него до конца жизни оста­вались те, что получены во время Великой Отечественной войны: ордена Красного Знамежи, Крас­ной Звезды и Отечествежной вой­ны первой степени, а такоке пять медалей: «За оборону Ленингра­да» , «За взятие Варшавы»,, «За взя­тие Берлина», «За победу над Гер­манией», «За победу над Япони­ей». Очень редко актер надевал свой пиджак с этими наградами, стесняясь выставлять их напоказ.

Стремление посвятить жизнь Родине Радик Васильевич передал своим сыновьям. Окончив школу и отслужив в армии, оба поступили в военные училища. Один стал офицером сухопутных войск, другой — морских. Но судьба военного — быть на страже своего Отечества и в мирные дни. Морская болезнь, а затем перевод в Чернобыль навсегда прервали офицерскую карьеру Рюри-
ка. В 2005 году трагически закончился жизненный путь Радика.

Раиса Матвеевна всегда с по­ниманием относилась к трудной и ответственной профессии во­енного. Но сама она всю созна­тельную жизнь посвятила так же, как и муж, служению театру. Больше тридцати лет прорабо­тала в должности кассира, адми­нистратора, заместителя дирек­тора. Сегодня Раиса Матвеевна на заслуженном отдыхе. И толь­ко множество фотографий в ком­нате напоминают ей о той пре­красной поре, когда вся ее се­мья собиралась в комнате за ста­ринным круглым столом и с лю­бовью в сердце произносились дорогие для нее слова «мама», «папа».

Радик Васильевич принадлежал к тем немногим художникам, у которых за блистательным мастерством пульсировало живое, неустающее чувство, заинтересованное отношение к жизни, к миру. Его персонажи не были героичны. Они были заземлены конкретной повседневностью, но в них была привлекательность самой жизни. И в этом — их непреходящая ценность.

Последний спектакль Радик Васильевич сыграл в июле 1984 года, будучи на гастролях в Зла­тоусте Челябинской области. На десятый день пребывания в чу­жом городе во время представ­ления «Парижский жених» у ар­тиста потерялась речь. Превоз­могая боль, он все-таки доиграл спектакль и упал без сознания. Врач скорой помощи констатиро­вал последнюю стадию инсуль­та. Актера отвезли в больницу, но назавтра, чуть оклемавшись, он ушел оттуда, так как считал, что не имеет права подводить коллектив. С большим трудом Раисе Матвеевне и актерам уда­лось уговорить Радика Василье­вича поехать домой в Ирбит. Еще до отъезда на летние га­строли артист обратился в город­скую поликлинику с жалобой на очень плохое состояние, но в стационаре фронтовику было от­казано. Местные «светила» при­знали у него бронхит, который можно лечить и в домашних ус­ловиях. Только по возвращении из Златоуста врач ЦГБ А. А. Удинцев, обследовав больного, сделал все возможное, чтобы продлить жизнь артиста. Четыре года боролся со своим недугом Радик Васильевич. Но смерть все-таки настигла фронтовика. Умер он 21 мая 1988 года. Похо­ронен на ирбитском кладбище, рядом с братскими могилами.

Список литературы:

Вялкова, С.  Ушел на фронт, прибавив себе годы // Восход. – 2006. – 3 авг. – С. 3.

Вялкова, С.  Ушел на фронт, прибавив себе годы // Восход. – 2006. – 5 авг. – С. 5.