Актер Ирбитского драматического театра им. А. Н. Островского, участник Великой Отечественной войны. Родился Радик Васильевич 19 мая 1925 года в селе Ольховка Челябинской области (ныне Курганской). В детстве мальчик был развит не по годам. Самостоятельно выучился игре на многих музыкальных инструментах, лихо отплясывал «русского». А в школьной самодеятельности был «первый парень на деревне».
Его отец, Василий Капитонович, вышел из батраков. В 1919 году, когда ему минуло шестнадцать, ушел добровольцем в Красную армию сражаться за землю и волю. К этому времени Вася уже умел обихаживать коней, крепко держался в седле, наизусть знал трехлинейную винтовку. Только не умел орудовать шашкой.
«Это дело поправимое, научишься», — сказал ему краском, когда тот явился в кавалерийский штаб полка. Впоследствии путь кавалериста во время Великой Отечественной войны повторит его сын Радик.
После демобилизации Василий Капитонович был направлен на комсомольскую работу, а с 1925 года — на партийную. Был первым секретарем нескольких райкомов в Пермской области, а также секретарем Коми-Пермяцкого окружкома партии.
В семье Бушмановых было пятеро детей. Как говорится, мал мала меньше. Перед войной все жили в небольшом городе Нытве Пермской области. Тридцатые годы для их семьи были очень тяжелыми: голод, болезни… Рано умерла старшая сестра Марина, затем ушла из жизни мать, оставив на попечение отца четверых детей.
И все-таки в конце тридцатых годов жизнь потихоньку начинала налаживаться, народ воспрял духом.
Однако беда еще пострашнее пришла — началась война. Она внесла свои коррективы в биографию будущего артиста. Радику едва исполнилось шестнадцать. Спустя всего лишь три дня после начала войны новоиспеченный десятиклассник, только что мечтавший о выборе профессии, связанной с искусством, отправился в военкомат проситься на фронт. Узнав об этом, отец, работавший тогда секретарем Нытвенского райкома партии, был очень удивлен, но удерживать сына не стал. Позднее в своей книге «Испытание временем» Василий Капитонович так опишет этот эпизод: «Звонит райвоенком:
Парню моему шестнадцать. Но как я вел себя в его годы?
Так и попал Радик на фронт, в разведэскадрон. И в этом не было временного порыва, а была совершенно сознательная потребность участвовать в борьбе с фашизмом, защищать свою страну.
Боевое крещение он принял на Ленинградском фронте. Участвовал в прорыве блокады. Дальше был Северо-Западный фронт. Так прошли первые два года для молодого солдата-кавалериста. После тяжелой контузии и осколочного ранения попал в госпиталь. Подлечившись, он окончил кратковременные курсы Омского гвардейского минометно-артиллерийского училища и вновь вернулся в действующую армию. В должности помощника командира батальона молодой боец воевал на Втором Прибалтийском и Белорусских фронтах. Нередко ему приходилось выполнять обязанности замполита. Словом и делом воодушевлял он солдат на борьбу с врагом. День Победы юноша встретил в Берлине. Но о возвращении домой было рано думать. Как и многие его товарищи, он продолжил воинскую службу на Дальнем Востоке. Принимал участие в боях с Японией. Война для него закончилась только в 1947 году.
Множество ранений, контузии, потеря закадычных друзей — комсомольцев-десятиклассников тяжелым эхом отзывались в сердце бывшего фронтовика. А потому Радик Васильевич не очень любил вспоминать военные годы.
Ведь сколько бы лет ни прошло, не переставали болеть его фронтовые ссадины, оставшиеся на теле и в душе.
Однажды в праздничный день — Девятого мая мы сидели с артистом в уютной комнате и тихо беседовали. По телевизору передавали военные песни. Вдруг голос моего собеседника дрогнул, он отвернулся в сторону, торопливо вытащил из кармана платок, но так и не донес до навернувшейся на глаза слезы. Скомкал его неожиданно в кулаке и тяжело опустил руки на стол. Потом как-то виновато посмотрел на меня и улыбнулся. После чего голос его стал намного глуше и отрывистее. В последующие годы, зная его реакцию на слово «война», я старалась как можно реже касаться этой темы, а уж тем более расспрашивать его о боевых действиях.
Вернувшись в родные края, в город Молотов (теперь Пермь), гвардии лейтенант запаса устроился художественным руководителем в Дом культуры лесной промышленности. Одновременно учился в Москве на заочных курсах эстрадного искусства, постигая азы актерского мастерства. Но доучиться не дали раны. Часто беспокоило подорванное на фронте здоровье. Институт пришлось оставить. Но все имеющиеся у него знания и умения он вкладывал в участников художественной самодеятельности. Работа в клубе явилась для него первым общественным университетом. Сводный хор, которым руководил Радик Васильевич, достигал иной раз пятисот человек. Он сам ставил и оформлял спектакли, играл в них различные роли. В областных фестивалях и конкурсах его коллективы часто занимали призовые места. Набравшись опыта в самодеятельности, Радик Васильевич перешел работать артистом в Пермский театр перетты.
В пятьдесят третьем году в его жизни произошло знаменательное событие. В Юрлинсксм доме культуры, куда пригласили артиста поработать, он познакомился с Раисой Матвеевной, своей будущей и единственной женой. Она занимала там должность инструктора Дома культуры и была активной участницей художественной самодеятельности. Девушка очень хорошо пела и даже мечтала поступить работать в Кудымкарский профессиональный хор. Но родители не поддержали дочь в этом стремлении. И вот встреча с артистом, который прекрасно играл на баяне и балалайке, читал стихи, ставил спектакли, к тому же был предельно внимателен и добр по отношению к окружающим. Немало молодых и красивых девушек заглядывалось на такого галантного кавалера. Вскоре и он стал оказывать знаки внимания одной из них.
Вспоминает Раиса Матвеевна: «Мне Радик очень нравился. Но жили мы очень бедно, и я его почему-то стеснялась. Через полгода настойчивых ухаживаний я познакомила его со своими родителями. Маме он очень понравился. Еще через некоторое время мы решили пожениться. Я пообещала выйти за него замуж, а потом вдруг передумала. Он, конечно, обиделся и больше месяца со мной не разговаривал. Моя мама в тот момент полностью перешла на его сторону. В результате все закончилось благополучно. Мы помирились. И свадьба вскоре состоялась. На ней присутствовала вся наша юрловская самодеятельность».
Через год у молодых супругов появился первенец. Назвали Рюриком в честь киевского князя.
В 1956-м родился второй сын — Радик. Радости у молодого отца не было предела. Но бытовые условия складывались неважно. Чтобы как-то прокормить семью, артист вынужден был перейти на работу в Пермский театр драмы, затем в Кудымкарский, в то время как Раиса Матвеевна с детьми проживала в другом городе. В 1964 году Радик Васильевич поехал в Москву на актерскую биржу (место, где летом собираются артисты, режиссеры и директора театров для решения своих внутренних проблем). Там он и встретился с представителями Ирбитского драм- театра: директором 3. А. Чертковой и режиссером А. П. Белолипецким. Они пригласили артиста в наш театр. Но, отработав несколько лет и не получив обещанной квартиры, Бушмановы вновь вынуждены были покинуть наш город. Надо сказать, что многие артисты народ привычный: годами, а порой десятилетиями, живут они в общежитиях. Иногда и вовсе в небольших гримерках. Так было и в семье Бушмановых. И все это ради любимого искусства, название которому — театр. Несколько лет проработали они в Волгоградском передвижном театре, затем в Шадринском и Урюпинском. Последний вскоре после их переезда был закрыт навсегда.
В 1969 году П. Н. Розанов, будучи главным режиссером нашего театра, увидел на бирже Радика Васильевича, о котором ему рассказал директор В. И. Гуляев, пригласил его к нам в город, твердо пообещав жилье. Слово сдержал — семье сразу была предоставлена двухкомнатная квартира. Дети учились в 12-й школе, папа играл на сцене, а мама работала билетным кассиром.
Светлана Вялкова вспоминает: «Однажды Раиса Матвеевна приметив, что я почти не расстаюсь с фотоаппаратом, попросила сняь ее сыновей. Вскоре я оказалась у них в гостях. Там и познакомилась с Радиком Васильевичем. Впооледствии он стал для мена самым большим другом советчиком по всем творческим и жизненным вопросам. Я не боялась высказать ему свои мысли вслух, ожидая при этом дельного совета, реальной помощи или просто желания быть услышанной. Он был натурой очень богатой и сложной. Характер у него, вспоминают его бывшие партнеры, был далеко не ангельский. Радика Васильевича можно было увидеть разным: с одной стороны, это был веселый и жизнерадостный человек, а с другой — угрюмый и даже иногда вскипающий и впадающий в гнев. Но за этими, казалось бы, отрицательными качествами крылась непримиримость ко лжи, лицемерию, зазнайству, подлости и необязательности. Он мог экспромтом в поезде, пока ехал на гастроли, или между репетициями сочинять стихи. В каждом общении с ним я открывала для себя что-то новое. Праздничный стол никогда не обходился без вкусных пирожков или блинов, испеченных Радиком Васильевичем. Я нередко пользовалась его советами по приготовлению того или иного блюда. Его руки прекрасно знали швейную машинку. Он был удивительным отцом. Учил сыновей, а вместе с ними и меня всматриваться в лица людей, в их поступки, учил презирать суету и сам не любил ее».
Значительное место занимало еще одно увлечение — рисование. Актер по профессии и художник по призванию, он свой путь в искусстве начинал именно с живописи, оформляя различные спектакли. Дома, на репетиции, в поезде с ним всегда был набор цветных авторучек и фломастеров. Выполненные им рисунки на открытках и по сей день хранятся у многих работников театра. Не любил Радик Васильевич поздравлять своих друзей штампованными открытками. Каждому делал, как бы сегодня сказали, эксклюзивный подарок. Артист считал, что это увлечение помогает ему расширить актерское видение. За свою жизнь он создал не одну тысячу рисунков. Не раз принимал участие в художественных выставках. Однажды из зала, где были выставлены его работы, исчез целый стенд с рисунками. Искали долго, но так и не нашли. Видимо, кому- то они очень приглянулись.
Как дань прошлому и в память о своих погибших товарищах бывший фронтовик всю жизнь создавал цикл рисунков на военно-патриотическую тему «Вечно живые».
Итогом всех фронтовых воспоминаний Радика Васильевича стала уже упоминавшаяся выше его повесть «Иваны”, основанная на автобиографическом материале. Весной 1984 года Радик Васильевич пригласил меня в гости и по секрету сказал, что написал книгу, но она пока в рукописи. Но вскоре Радик Васильевич заболел. И я смогла дочитать его творение только после его смерти. Сегодня Раиса Матвеевна бережно хранит эту повесть, как память о человеке, с которым ей посчастливилось прожить 35 лет. Читая рукопись, я живо представляла героев произведения. А в молодом кавалеристе Аркашке Буланове старалась найти схожие черты с автором, увы, не успевшей выйти в свет книги – вспоминает С. Вялкова.
Более ста ролей сыграно Радиком Васильевичем на ирбитской сцене. Ему были близки персонажи из русского классического репертуара: пьес Островского, Достоевского, Мамина-Сибиряка. К детским спектаклям он относился с особым трепетом. Кого только не приходилось изображать: собак, медведей, злых разбойников и даже Бабу-ягу. Истинное наслаждение испытывали зрители и от его ролей комедийного характера. Роль швейцара Симона из спектакля “Парижский жених” была одной из последних в творчестве Радика Васильевича. Но сколько он в мои множил фантазии, задора, ж нромш пости! Когда шел этот июкткль на сцене родного тетри или на выезде, артисты, ниходиишиеся за кулисами, выглядывали из ник, чтобы в очередной раз увидеть дуэт талантливых актеров Н. С. Холмецкой и Р. В. Бушманова, которые мастерски исполняли сцены. Не чужды артисту были и драматические роли. Среди них, конечно, немало военных всех рангов и чинов. Играя в спектаклях на военную тематику, Радик Васильевич не пытался растрогать кого-то или, наоборот, вызвать ненависть к своему герою. Он просто рассказывал о себе, о своих товарищах, о том, что пережил, понял и прочувствовал. Ведь материал его жизни становился фактом искусства, представляющим интерес для многих зрителей.
Бывший актер нашего театра, партнер по сцене и долгие годы сосед по дому А. Д. Шайдров так вспоминал о Радике Васильевиче: «Мне нередко приходилось играть с ним в одних спектаклях. И всякий раз я испытывал подлинное наслаждение от общения не просто с замечательным мастером своего дела, а истинным артистом с неисчерпаемым внутренним темпераментом. Я, прошедший неплохую театральную школу, нередко советовался с ним по созданию своего образа».
П. А. Бондаренко, актер нашего театра, много лет сидел с Р. В. Бушмановым в одной гримерке: «Помню, что он почти никогда не встревал в репертуарный процесс, но ухо держал всегда востро. Если что-то ему не нравилось, смело высказывал свои мысли на совещании. Мог запросто, прямо в глаза хоть режиссеру, хоть директору, словом, кому угодно, сказать: «Это вранье». Нередко его можно было видеть молчаливым и сосредоточенным. Даже сидя за репетиционным столом, когда читалась не его сцена, он не расставался с ручкой и цветными фломастерами, поочередно их меняя. В эти минуты, по его словам, он обдумывал характер своего героя».
За свою многолетнюю трудовую деятельность Радик Васильевич заслужил десятки почетных грамот, благодарностей, других поощрений, но главными наградами для него до конца жизни оставались те, что получены во время Великой Отечественной войны: ордена Красного Знамежи, Красной Звезды и Отечествежной войны первой степени, а такоке пять медалей: «За оборону Ленинграда» , «За взятие Варшавы»,, «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «За победу над Японией». Очень редко актер надевал свой пиджак с этими наградами, стесняясь выставлять их напоказ.
Стремление посвятить жизнь Родине Радик Васильевич передал своим сыновьям. Окончив школу и отслужив в армии, оба поступили в военные училища. Один стал офицером сухопутных войск, другой — морских. Но судьба военного — быть на страже своего Отечества и в мирные дни. Морская болезнь, а затем перевод в Чернобыль навсегда прервали офицерскую карьеру Рюри-
ка. В 2005 году трагически закончился жизненный путь Радика.
Раиса Матвеевна всегда с пониманием относилась к трудной и ответственной профессии военного. Но сама она всю сознательную жизнь посвятила так же, как и муж, служению театру. Больше тридцати лет проработала в должности кассира, администратора, заместителя директора. Сегодня Раиса Матвеевна на заслуженном отдыхе. И только множество фотографий в комнате напоминают ей о той прекрасной поре, когда вся ее семья собиралась в комнате за старинным круглым столом и с любовью в сердце произносились дорогие для нее слова «мама», «папа».
Радик Васильевич принадлежал к тем немногим художникам, у которых за блистательным мастерством пульсировало живое, неустающее чувство, заинтересованное отношение к жизни, к миру. Его персонажи не были героичны. Они были заземлены конкретной повседневностью, но в них была привлекательность самой жизни. И в этом — их непреходящая ценность.
Последний спектакль Радик Васильевич сыграл в июле 1984 года, будучи на гастролях в Златоусте Челябинской области. На десятый день пребывания в чужом городе во время представления «Парижский жених» у артиста потерялась речь. Превозмогая боль, он все-таки доиграл спектакль и упал без сознания. Врач скорой помощи констатировал последнюю стадию инсульта. Актера отвезли в больницу, но назавтра, чуть оклемавшись, он ушел оттуда, так как считал, что не имеет права подводить коллектив. С большим трудом Раисе Матвеевне и актерам удалось уговорить Радика Васильевича поехать домой в Ирбит. Еще до отъезда на летние гастроли артист обратился в городскую поликлинику с жалобой на очень плохое состояние, но в стационаре фронтовику было отказано. Местные «светила» признали у него бронхит, который можно лечить и в домашних условиях. Только по возвращении из Златоуста врач ЦГБ А. А. Удинцев, обследовав больного, сделал все возможное, чтобы продлить жизнь артиста. Четыре года боролся со своим недугом Радик Васильевич. Но смерть все-таки настигла фронтовика. Умер он 21 мая 1988 года. Похоронен на ирбитском кладбище, рядом с братскими могилами.
Список литературы:
Вялкова, С. Ушел на фронт, прибавив себе годы // Восход. – 2006. – 3 авг. – С. 3.
Вялкова, С. Ушел на фронт, прибавив себе годы // Восход. – 2006. – 5 авг. – С. 5.