Черкасская Мария Михайловна

Артистическое поприще Мария Михайловна начала в городе Но­вочеркасске, куда приехала по­сле окончания одной из петер­бургских гимназий. На мизерное жалованье, отрывая от него для обязательного в то время собст­венного театрального гардероба, она учится тонкому и сложному искусству непосредственно на сцене, на своих успехах и не­удачах, на опыте старших това­рищей, а главное, у великой ху­дожницы—жизни. Трудной бы­ла работа актера дореволюцион­ного периода, но, несмотря на это, М. Черкасская упорно добивается цели, формируется как профессиональная актриса.

Великая Октябрьская социали­стическая революция застает мо­лодую Черкасскую в Вятке. Пе­ред артисткой, как и вообще пе­ред новым советским театром, открывается широкий путь роста сил и совершенствования мастер­ства. Работа над самыми раз­личными ролями в театрах Кур­ска, Вологды, Воронежа, Мариу­поля, Одессы и других городов, творческие встречи с некоторы­ми мастерами русской сцены, как Давыдов, Петипа, Инсарова, обо­гащают и определяют ее творче­скую индивидуальность. Все резче обозначается круг ролей — образов большой внутренней си­лы и смелого яркого внешнего воплощения. Все более опреде­ляются любимые драматурги, и среди них на первом месте — великий реалист А. М. Горький. Выступления с 1932 года в уральских театрах — в Н. Та­гиле, Н. Салде, Березниках, Алапаевске, Ирбите — показали разностороннее дарование актри­сы. Одинаково убедительна и интересна она как в драматиче­ских,    так и в комедийных ролях. Достаточно вспомнить всё напряжение в спектакле «Васса Железнова», когда Васса-Черкасская предлагает мужу покон­чить жизнь самоубийством, и ко­медийную сцену с Травкиной из пьесы «Ухабы» в исполнении Марии Михайловны. Вспомина­ешь и не знаешь, чему отдать предпочтение. Но ясно одно: мно­гообразна и ярка палитра ее творческих  красок.

М. Черкасская не только хо­рошая актриса, но и активный член коллектива. Все время ра­боты в нашем театре — с 1940 года — она является уполно­моченным Свердловского отделе­ния Всероссийского театрального общества, помогает кружкам ху­дожественной самодеятельности. Около года назад коллектив теат­ра выдвинул, а трудящиеся из­брали ее депутатом  горсовета.

Многие десятки сыгранных ролей, сотни волнующих мыслей, брошенных со сцены и запав­ших в сердца зрителей, их бла­годарность и уважение, теплые письма и отзывы, почетные гра­моты и персональное звание ар­тистки высшей категории — таков славный итог сорокалет­него творческого пути   М. М. Черкасской.

Список литературы:

Куликов, В.  Сорок лет на сцене // Коммунар. – 1956. – 15 янв. – С. 4.