Артистическое поприще Мария Михайловна начала в городе Новочеркасске, куда приехала после окончания одной из петербургских гимназий. На мизерное жалованье, отрывая от него для обязательного в то время собственного театрального гардероба, она учится тонкому и сложному искусству непосредственно на сцене, на своих успехах и неудачах, на опыте старших товарищей, а главное, у великой художницы—жизни. Трудной была работа актера дореволюционного периода, но, несмотря на это, М. Черкасская упорно добивается цели, формируется как профессиональная актриса.
Великая Октябрьская социалистическая революция застает молодую Черкасскую в Вятке. Перед артисткой, как и вообще перед новым советским театром, открывается широкий путь роста сил и совершенствования мастерства. Работа над самыми различными ролями в театрах Курска, Вологды, Воронежа, Мариуполя, Одессы и других городов, творческие встречи с некоторыми мастерами русской сцены, как Давыдов, Петипа, Инсарова, обогащают и определяют ее творческую индивидуальность. Все резче обозначается круг ролей — образов большой внутренней силы и смелого яркого внешнего воплощения. Все более определяются любимые драматурги, и среди них на первом месте — великий реалист А. М. Горький. Выступления с 1932 года в уральских театрах — в Н. Тагиле, Н. Салде, Березниках, Алапаевске, Ирбите — показали разностороннее дарование актрисы. Одинаково убедительна и интересна она как в драматических, так и в комедийных ролях. Достаточно вспомнить всё напряжение в спектакле «Васса Железнова», когда Васса-Черкасская предлагает мужу покончить жизнь самоубийством, и комедийную сцену с Травкиной из пьесы «Ухабы» в исполнении Марии Михайловны. Вспоминаешь и не знаешь, чему отдать предпочтение. Но ясно одно: многообразна и ярка палитра ее творческих красок.
М. Черкасская не только хорошая актриса, но и активный член коллектива. Все время работы в нашем театре — с 1940 года — она является уполномоченным Свердловского отделения Всероссийского театрального общества, помогает кружкам художественной самодеятельности. Около года назад коллектив театра выдвинул, а трудящиеся избрали ее депутатом горсовета.
Многие десятки сыгранных ролей, сотни волнующих мыслей, брошенных со сцены и запавших в сердца зрителей, их благодарность и уважение, теплые письма и отзывы, почетные грамоты и персональное звание артистки высшей категории — таков славный итог сорокалетнего творческого пути М. М. Черкасской.
Список литературы:
Куликов, В. Сорок лет на сцене // Коммунар. – 1956. – 15 янв. – С. 4.