«Отличник народного просвещения РСФСР» Иван Петрович Эннс родился в 1926 году в селе Новобогдановке в немецкой колонии на Украине. В тридцатые годы семья была сослана в поселок Сосьву. Иван Петрович закончил на «отлично» среднюю школу. После окончания физического факультета УрГУ по распределению попал в Ирбит. Здесь он работал учителем физики с 1950 года. Педагогическому труду было отдано 54 года, из них в средней школе № 18 проработал 38 лет.
Из воспоминаний внука Владислава Эннса: «…В Австрии, на реке Энс, с конца II века нашей эры существует город Энс (Enns), откуда и происходят наши предки. Фамилию правильнее было бы писать с одним «н», но ее перевели калькой, поэтому мы — Эннс.
Когда-то здесь была римская крепость Лауриакум. До сих пор сохранились стены крепости, готические дома, раннехристианская Ратуша.
Массовое поселение немцев в России началось еще при Петре I, и нет нужды говорить о том, какую роль в науке, культуре, экономике страны они сыграли. Особенно много немцев приехало во времена Екатерины II, которая в 1768 году пригласила в империю десятки тысяч немецких крестьян-колонистов и ремесленников.
Фамилия Эннс относилась к отдельной ветви переселенцев из Европы, к так называемым меннонитам, выходцам из Голландии. Это целая история о том, как далекие предки в XV веке бежали из страны от преследовавшей их за веру католической инквизиции. Главной в их вере была Божья заповедь «не убий», которая нравилась не всем. И в Россию они приехали, когда Екатерина II издала указ об освобождении меннонитов от воинской службы «на вечные времена».
Но не религиозные убеждения были главным у них, а трудолюбие. В Голландии они издавна возводили дамбы, чтобы отвоевать у моря землю. И на Украине они славились своими поселениями, утопавшими в садах. Немцы-колонисты не жили кое-как. И местечко Гнаденфельд (сейчас — Новобогдановка недалеко от Мелитополя) было небедное. У прапрадеда Петра Петровича были отличный дом и мельница. Но все это появилось не просто так. Он и его дети начинали работу, когда еще мерцали звезды, и отдыхать отправлялись, когда звезды уже зажигались.
Наступил год 1917-й. Прапрадед с семьей решил уехать в Канаду, а младшего, тоже Петра Петровича, моего прадеда, пока оставили приглядывать за хозяйством. Но хозяйство, конечно, отобрали моментально, и прадед превратился в наемного работника, а проще — в батрака.
В 1924 году в их село приехала учиться на швею Люстинья Унру. Ее семья жила в Крыму, отец был учителем. Прадед и прабабушка поженились, в 1926 году родился мой дед Иван Петрович Эннс. Они собирались тоже уехать в Канаду, но вскоре выезд запретили. Один за другим родились дети — Петр, Генрих, Вальтер.
Началась коллективизация. Отнимали последнее. Высылали из родных мест. Кстати, когда в 1941 году депортировали поволжских немцев, там все-таки оставалось более 250 тысяч из 600, а вот крымских и украинских выселили поголовно, там не осталось ни одного человека.
Эннсы в числе тысяч других оказались на Урале. Страшно вспомнить, как встретила немецких переселенцев суровая уральская зима, как без крыши над головой оказались они посреди тайги, без необходимых инструментов валили лес, рубили домики, имея по шесть гвоздей, выданных им. Выброшенные буквально на снег, с малолетними детьми, голодные и легко одетые, они умирали сотнями, особенно дети и старики.
Рос поселок Сосьва, еще быстрее росло кладбище. Люди, вырванные из привычного теплого климата, болели цингой, тифом, и голод делал свое дело. Ели травы, коренья, грибы. Некоторые не выдерживали, бросали все и уходили, мечтая добраться до Украины. Их, как правило, вскоре ловили, и за поимкой следовал лагерь.
Это чудо, что Эннсам удалось сохранить всех детей. А жили они в бараке и не имели возможности завести свой огород. Местные колхозы не обеспечивали переселенцев продовольствием, так как сами бедствовали.
В школе не было ни тетрадей, ни ручек, ни досок. Да и думали больше не об учебе, а о еде. Дорога в школу была длинной, дед успевал снова вспомнить, что прошли за день. Дома условий заниматься не было — в одной комнате четверо маленьких братьев и взрослые. Он выработал у себя привычку не обращать внимания ни на какие внешние помехи, когда учил уроки. Трудно было еще и потому, что первые классы дед учился в немецкой школе, и на Урал попал, плохо зная русский язык. Кстати, в школе работали замечательные учителя-ссыльные. Благодаря им, дед получил хорошее образование. Особенно он запомнил Бориса Соломоновича Лембергского из Киева. Именно он развил его способности к точным наукам.
В 1938 году прадеда неожиданно арестовали. Он просидел десять месяцев по совершенно непонятному обвинению. Как раз родился пятый сын — Рудольф. Но Петру Петровичу повезло. Ежова сменил Берия, и в какой-то краткий промежуток немного народу выпустили — тех, чьи дела не были закончены и они не были осуждены. Петр Петрович вернулся, а вот брат прабабушки получил «десять лет без права переписки» и сгинул бесследно.
В войну стало еще тяжелее — хотя куда уж более. Работали все. Даже прабабушка, несмотря на наличие пятерых детей, отправлялась на лесозаготовки. Дед оставался за старшего, а в летние месяцы работал в колхозе. Немцы работали больше всех, благодаря особенному своему трудолюбию, ими не могли нахвалиться, лучших работников не бывало. Те места, где они жили, постепенно превращались в цветущий край. Но они были заклеймены как предатели советской пропагандой. Под угрозой тюрьмы все были обязаны отмечаться в комендатуре и не могли покинуть предназначенный для поселения пункт.
Дед получил разрешение на учебу. Он поступил в Горьковский университет, но там ему учиться не разрешили — слишком близко Поволжье, вдруг он задумает восстанавливать автономную республику? Пришлось ему ехать в Свердловск. Тут были трудности с пропиской. Он словно бился головой об стену — не прописывали и все. Тогда он от отчаяния, пошел к главному милицейскому начальнику Завьялову. В здание его не пускали охранники. Пока он препирался с ними, подъехал Завьялов. Завел его к себе и, выслушав, написал на заявлении красным карандашом: «Прописать!».
Как он учился на грошовую стипендию — это отдельная история. Физический факультет университета закончил блестяще. Все его сокурсники распределились по НИИ и «почтовым ящикам», а он в школу, в Ирбит. Здесь он работал учителем с 1950 года. Преподавание стало делом его жизни, и делал он его «на отлично».
Уроки Ивана Петровича — это но только изучение предмета, но и уроки жизни. Благодаря стараниям Ивана Петровича методическое объединение учителей физики имеет заслуженный авторитет, регулярно побеждало во всероссийских и региональных олимпиадах.
Строгий и «жесткий» учитель зачастую оказывался добрее многих: мог одолжить нуждающемуся приличную сумму в долг, срочно помочь отремонтировать дверь, сломанную в библиотеке, возмутиться по поводу чьею-либо несправедливого решения…
А сколько благодарных учеников Ивана Петровича приезжало на школьные вечера встречи!
Не было случая, чтобы после его обучения при поступлении в институт этот предмет кто-нибудь «завалил».
Со мной он тоже занимался каждое воскресенье, специально приносил приборы из физического кабинета для опытов. Хотя у меня практически не было выходных, заниматься с ним — удовольствие. Физику он мог рассказать, как сказку. Благодаря ему у меня в институте не было проблем с точными науками.
Сам Эннс не раз добрым словом вспоминал своих коллег. Любя работу, замечал их успехи и достижения. Не терпел проявлений карьеризма, видимости деятельности, небрежности. Прекрасный учитель, умнейший человек, он не стеснялся признаться в своих сомнениях и неудачах. К любому поручению относился очень серьезно, даже к небольшой роли, участвуя в художественной самодеятельности.
Иван Петрович всегда держался скромно, хотя удостоился высоких профессиональных наград: отличник народного просвещения, учитель-методист, лучший по профессии.
Педагогическому труду было отдано 54 года, из них в средней школе № 18 он проработал 38 лет.
Жена Ивана Петровича, Валентина Ивановна, также долгие годы работала рядом с мужем, она «царила» в кабинете биологии.
Родители Ивана Петровича переехали на место жительства в Германию. Ивану Петровичу вместе с женой удалось посетить родных уже в 90-е годы, но покинуть Россию он не помышлял: не мог представить свою жизнь без уральских просторов. Каждую осень он отправлялся на сбор клюквы, любил свой сад…»
В мае 2009 года перестало биться сердце замечательного человека, учителя с большой буквы Ивана Петровича Эннса.
Список литературы:
Иван Петрович Эннс / Педагогический коллектив средней школы № 18 // Восход. – 2009. – 23 мая. – С. 6. – (Память).
Эннс В. Дело всей жизни // Восход. – 2006. – 9 дек. – С. 3. – (Человек и судьба).