Федоров Александр Минович

Родился Александр Минович 25 декабря 1906 года. В 1923 году после окончания школы поступил в Омский индустриальный техникум. Окончил его и через год в 1928 году поступил в Томский технологиче­ский институт на механическое отделение. В период реоргани­зации вузов переведен в Московский автомеханический институт им. Ломоносова на вечернее отделение. Окончил его в 1932 году. 1931-1940 гг. — работал в Московском научном автомоторном институте начальником конструкторского бюро, 1940-1941 гг. — руководитель группы экипажей мотоциклов Московского мотозавода, 1941-1946 гг. — заместитель главного конст­руктора, а с 1946-1969 гг. — главный конструктор Ирбитского мотозавода.

Ирбитчане знают, что в том грозном сорок первом году начал расти на унылом болоте мотоциклетный завод. С тех пор производство выросло в десятки раз. Ирбитские мотоциклы можно встретить в знойных пустынях Африки и на студеной Чукотке. А преж­де был многолетний труд кол­лектива конструкторов, кото­рый возглавлял Александр Минович Фёдоров.

Корни создания серии мотоциклов «Урал» уходят в тридцатые годы. Именно тогда студент-дипломник Московского автомеханического ин­ститута Александр Фёдоров начал работать над конструкцией отечественного мотоцикла. До этого времени были по­пытки энтузиастов создать конструкцию мотоцикла, но дальше опытных образцов де­ло не шло.

Сказать новое слово в со­здании известных ныне и за рубежом машин суждено бы­ло именно А. М. Фёдорову. И он сказал его. После защи­ты диплома занялся усовер­шенствованием конструкции «НАТИ А-750», позднее «ПМЗ А-750». В то время в стране насчитывалось не более деся­ти ведущих конструкторов мотоциклостроения, работу ко­торых координировал А. М. Фёдоров.

В тревожном на мировой арене сороковом году выхо­дит правительственное постановление о быстрейшем развёртывании            мотоциклетной промышленности. Мотоциклы нужны были Красной Армии. В ускоренном темпе разрабаты­вается конструкция «М-72», в создании которой принимает активное участие Александр Минович. В мае 41-го Московский велосипедный завод, переиме­нованный в мотоциклетный, начинает серийный выпуск мо­тоциклов марки «М-72».

Потом была военная осень 1941 года. Эвакуация завода на Урал, в Ирбит.

В репортажах с космодромов не называют имени главного конструктора космических ко­раблей, просто пишут: «Главный конструктор, с большой буквы». Главным конструктором, в высоком смысле этого слова, можно назвать и А. М. Фёдо­рова, чья мысль питала кон­структорское бюро мотозавода.

Он любил свое детище — мотоцикл. Но еще больше — людей. На заводе его знали как человека большой души, большого такта. Он воспитал целую плеяду молодых конст­рукторов.

Перед тем, как начинал мо­лодой специалист работать не­посредственно в конструктор­ском отделе, А. М. Федоров предлагал ему поработать в заводских цехах, чтобы он своими руками потрогал все детали конструкции, лучше узнал предмет, над которым ему придётся работать. Каждый год Александр Минович обновлял свой кол­лектив  молодыми  кадрами.   Не сразу и не все становились настоящими конструкторами, но творчеству каждого была оказана ощутимая поддержка.

Александр Минович с уважением относился к чужим мыслям, с умением ар­гументированно доказать, не оскорбляя человеческого до­стоинства.

Наверное, несправедливо, что в отличие, например, от самолетов мотоциклам не при­сваивают имени их создателя, главного конструктора. Ведь и «М-72», и «М-72М», и М-52», и «М-61», и «М-62», и «М-63», и «М-66» — все эти марки мото­циклов — детище Александра Миновича Фёдорова. А мо­жет, так и должно быть, пото­му что Александр Минович не любил рекламы. Не говорил он и о том, что награжден двумя орденами «Знак По­чета», орденом Октябрьской Революции, другими прави­тельственными наградами, дву­мя бронзовыми медалями ВДНХ и многими знаками.

В 1969 году Александр Минович вышел на заслуженный отдых, но продолжал ра­ботать на заводе в ОТИ до 1980 года.

28 сентября 1974 года Александру Миновичу присвоено звание «Почетный гражданин города Ирбита».

В 2016 году в честь празднования 75-летия со дня основания Ирбитского мотоциклетного завода на доме по улице Молодой Гвардии, 3, где проживал Александр Минович, была открыта памятная доска.

…Есть такие человеческие судьбы, узнать о которых — значит приобщиться к непо­вторимому, прикоснуться к особому, значительному. Именно такая судьба у Александра Миновича Фёдорова.

Список литературы:

Баженова В.  Конструктор мотоциклов // Восход. – 1981. – 8 авг. – С. 2.

Коновалова Т. Праздник удался // Ирбит торговый. – 2016. – 13-20 дек.  С. 2.