Родился Александр Минович 25 декабря 1906 года. В 1923 году после окончания школы поступил в Омский индустриальный техникум. Окончил его и через год в 1928 году поступил в Томский технологический институт на механическое отделение. В период реорганизации вузов переведен в Московский автомеханический институт им. Ломоносова на вечернее отделение. Окончил его в 1932 году. 1931-1940 гг. — работал в Московском научном автомоторном институте начальником конструкторского бюро, 1940-1941 гг. — руководитель группы экипажей мотоциклов Московского мотозавода, 1941-1946 гг. — заместитель главного конструктора, а с 1946-1969 гг. — главный конструктор Ирбитского мотозавода.
Ирбитчане знают, что в том грозном сорок первом году начал расти на унылом болоте мотоциклетный завод. С тех пор производство выросло в десятки раз. Ирбитские мотоциклы можно встретить в знойных пустынях Африки и на студеной Чукотке. А прежде был многолетний труд коллектива конструкторов, который возглавлял Александр Минович Фёдоров.
Корни создания серии мотоциклов «Урал» уходят в тридцатые годы. Именно тогда студент-дипломник Московского автомеханического института Александр Фёдоров начал работать над конструкцией отечественного мотоцикла. До этого времени были попытки энтузиастов создать конструкцию мотоцикла, но дальше опытных образцов дело не шло.
Сказать новое слово в создании известных ныне и за рубежом машин суждено было именно А. М. Фёдорову. И он сказал его. После защиты диплома занялся усовершенствованием конструкции «НАТИ А-750», позднее «ПМЗ А-750». В то время в стране насчитывалось не более десяти ведущих конструкторов мотоциклостроения, работу которых координировал А. М. Фёдоров.
В тревожном на мировой арене сороковом году выходит правительственное постановление о быстрейшем развёртывании мотоциклетной промышленности. Мотоциклы нужны были Красной Армии. В ускоренном темпе разрабатывается конструкция «М-72», в создании которой принимает активное участие Александр Минович. В мае 41-го Московский велосипедный завод, переименованный в мотоциклетный, начинает серийный выпуск мотоциклов марки «М-72».
Потом была военная осень 1941 года. Эвакуация завода на Урал, в Ирбит.
В репортажах с космодромов не называют имени главного конструктора космических кораблей, просто пишут: «Главный конструктор, с большой буквы». Главным конструктором, в высоком смысле этого слова, можно назвать и А. М. Фёдорова, чья мысль питала конструкторское бюро мотозавода.
Он любил свое детище — мотоцикл. Но еще больше — людей. На заводе его знали как человека большой души, большого такта. Он воспитал целую плеяду молодых конструкторов.
Перед тем, как начинал молодой специалист работать непосредственно в конструкторском отделе, А. М. Федоров предлагал ему поработать в заводских цехах, чтобы он своими руками потрогал все детали конструкции, лучше узнал предмет, над которым ему придётся работать. Каждый год Александр Минович обновлял свой коллектив молодыми кадрами. Не сразу и не все становились настоящими конструкторами, но творчеству каждого была оказана ощутимая поддержка.
Александр Минович с уважением относился к чужим мыслям, с умением аргументированно доказать, не оскорбляя человеческого достоинства.
Наверное, несправедливо, что в отличие, например, от самолетов мотоциклам не присваивают имени их создателя, главного конструктора. Ведь и «М-72», и «М-72М», и М-52», и «М-61», и «М-62», и «М-63», и «М-66» — все эти марки мотоциклов — детище Александра Миновича Фёдорова. А может, так и должно быть, потому что Александр Минович не любил рекламы. Не говорил он и о том, что награжден двумя орденами «Знак Почета», орденом Октябрьской Революции, другими правительственными наградами, двумя бронзовыми медалями ВДНХ и многими знаками.
В 1969 году Александр Минович вышел на заслуженный отдых, но продолжал работать на заводе в ОТИ до 1980 года.
28 сентября 1974 года Александру Миновичу присвоено звание «Почетный гражданин города Ирбита».
В 2016 году в честь празднования 75-летия со дня основания Ирбитского мотоциклетного завода на доме по улице Молодой Гвардии, 3, где проживал Александр Минович, была открыта памятная доска.
…Есть такие человеческие судьбы, узнать о которых — значит приобщиться к неповторимому, прикоснуться к особому, значительному. Именно такая судьба у Александра Миновича Фёдорова.
Список литературы:
Баженова В. Конструктор мотоциклов // Восход. – 1981. – 8 авг. – С. 2.
Коновалова Т. Праздник удался // Ирбит торговый. – 2016. – 13-20 дек. С. 2.