Фенюк Андрей Михайлович

После вось­мого класса Андрей Фенюк пришел в военкомат и подал заявление о же­лании поступить в военное авиационное училище. Но там парню отказали, сославшись на то, что нужно закончить де­сятилетку. Вместе со школьным аттестатом, где большин­ство было пятёрок, получил подписанное военкомом на­правление в Кировское военно-авиационное техническое училище. Изучал скрупулезно двигатели, коробки передач, тягу и еще мно­гое из того, что позволяет воздушному транспорту не про­сто летать, но и маневрировать, а также вести бой. Первый год учебы, второй. Наконец, он на заветном месте инженера-бортмеханика вместе с экипажем поднялся в воздух. В 1987 году после окончания ВАТУ с отличием, военный специалист Андрей Фенюк отбыл на постоянное место службы — вертолетный полк, базировав­шийся близ поселка Магдагачи Амурской области, что в сотне километрах от китайской границы.

О войне в Афганистане тогда говорили уже открыто. Мнения были разные, но основным было официальное заявление — «Советская армия в ДРА выполняет интерна­циональный долг». Приказ есть приказ, и военный человек обязан его исполнить. Поэтому когда в списке фамилии отправляющихся туда увидел свою, спокойно подумалось — пришел его черед… Два месяца пробыл на курсах в Душанбе, оттуда в июле 1988 года самолет АН-24 призем­лился в аэропорту Кабула. После бортового кондиционера было такое впечатление, словно сняли заслонку у печки, пятидесятиградусная жара придавила и не давала дышать. Пересылка (сборный пункт ограниченного контингента) находилась недалеко от аэродрома.

По воспоминаниям Андрея Михайловича: «С утра до вечера готовили к полетам технику. Летали только ночью. Вся тяжесть ложилась в основном на Ми-6 и Ми-8. Они доставляли и забирали десантников из самых узких горных впадин или на базу. Изна­чально на отечественных вертушках стояли слабосильные движки, не приспособленные к разреженному высокогор­ному воздуху, и всю броню с них приходилось снимать, дабы те элементарно взлетели, и не были так уязвимы.

Доходило до смешного — для собственной живучести лет­чики клали на сиденье лист железа.

Двигатели доработали напильником, броню вернули на место, и уже можно было относиться наплевательски к автоматному и пулеметному огню. Летали на высоте семи километров, вместо шести положенных. Как говорится, береженого… Дырки после латали расплющенными гиль­зами от автомата Калашникова… Семь бортов ежедневно по нескольку раз совершали вылеты в различные районы, выполняя разведку, охрану, доставку групп, а также про­дуктов и боеприпасов одновременно».

Начавшийся в мае 1988-го вывод войск из Афганистана, к октябрю дошел и до них. А дальше продолжилась служ­ба в армии вплоть до 1998 года, когда вышел на пенсию в звании капитана. Вернулся с женой и двумя дочками в род­ной город Ирбит.

Ирбитские офицеры, солдаты многое испытали в этой страшной войне, но всякий раз с честью выполняли боевые задания. Свидетельство тому –уважение друзей, награды Родины. Андрей Михайлович Фенюк имеет государствен­ную медаль «Воину-интернационалисту», медали: «От благодарного афганского народа», «Честь, Слава, Отвага» и ряд юбилейных, в том числе 20-летия вывода советских войск из Афганистана.

 

Источник:

Абрамова Е. Свинцовое небо Кундуза… // Восход. – 2014. – 2 дек. – С. 1.