Фролов Иван Михайлович родился в 1919 году в д. Худяково, закончил Зайковскую начальную школу. Затем трудовая деятельность в Зайковской МТС. Молодого парня отправили на курсы трактористов. Ко времени очередной службы, а он был призван в 1939 году, трудолюбивый деревенский парень уже хорошо разбирался в моторах, работал на колхозных полях.
Такие ребята, знающие технику, имеющие мало-мальское образование, даже в объеме начальной школы, были в предвоенные годы на вес золота. Фролов Иван Михайлович оказался на далёком от сухопутного Урала Каспийском флоте. В 1940г. окончил 4-ю морскую пограничную школу в г. Махачкала. После окончания школы был отправлен на Балтийский флот в 24 БППС НКВД. Это морской пограничный полк. Там для него началась Великая Отечественная война. Тыл быстро превратился во фронтовую полосу.
Дальнейшая, уже боевая биография — в краснофлотской книжке моряка и в наградном листе на орден Красного знамени: «Старшина 2 статьи Фролов Иван Михайлович, участник на фронтах борьбы с немецкими захватчиками с первого дня Отечественной войны: в 1941 году рядовым в истребительном батальоне в боях под Нарвой».
«В 1942-43-м годах — в пятой морской стрелковой бригаде в 1 стрелковой роте, командиром стрелкового отделения участвовал в боевых операциях в Котлах, Копорье и Ивановщине».
25 августа 1941 года подразделения заняли оборонительные позиции севернее Котлов и с ходу ввязались в бои за восстановления положения в Котлах. С 30 августа 1941 года бригада отходит, затем ведёт бои за Копорье.
Оставшиеся части бригады под напором войск противника отходили к Ораниенбауму.
Наиболее трудные испытания выпали на долю семи бригад морской пехоты в обороне ближних подступов к Ленинграду. В решающие дни сентября, когда гитлеровцы стремились овладеть городом с ходу, пехотинцы, стойко обороняя занимаемые рубежи, переходили в контратаки, нанося врагу большой урон.
Направленность действий пятой бригады ясна по медали «За оборону Ленинграда», полученной морским пехотинцем Фроловым 22 декабря 1942 года. В том же, 1942 году, во время тяжелейших боёв за Ленинград товарищи приняли И. М. Фролова в члены ВКП (б).
Командир указывает далее в Наградном листе, что Иван Михайлович «с 1943 года — в Ленинграде ОВСНК, на строительстве кораблей».
Это ответственная, тяжёлая и опасная работа. Тот же фронт. Вот и пригодились умелые руки и ясная голова деревенского парня. На заводах в осаждённом Ленинграде устранялись боевые повреждения кораблей, производили вооружение и боеприпасы, строили баржи, тендеры, плашкоуты, бронепоезда, участвовали в создании оборонительных рубежей вокруг Ленинграда. Было сделано невозможное. Например, верфь на Ладоге за 1942 год выпустила 14 барж и продолжила выпускать по 1944 год. Причём, оригинальная конструкция баржи обеспечивала высокую прочность и на крутой ладожской волне, и при ударах о лед, поскольку, снабжение изнемогавшего в блокаде города заставляло продлевать навигацию вплоть до января.
Блокада с героического города была снята в январе 1944 года, казалось бы, возможным становится проход наших кораблей по Балтийскому морю. Очень сложная минная обстановка была на Балтийском море. Силами КБФ, а также ВМС Англии, Германии и Финляндии здесь было поставлено свыше 79 тысяч мин и минных защитников, из них свыше 4000 составляли немецкие неконтактные мины. Они представляли наибольшую опасность на Балтике.
Траление всегда было трудоемкой, сложной и чрезвычайно опасной работой, которую, как правило, приходилось проводить при отсутствии точных данных о границах и составе минных полей. Это тяжёлый и опасный труд.
Моряк Фролов «с 1944 года зачислен командиром отделения мотористов в состав 8-го ДМБТЩа 3-ей бригады траления. Совершал переход Ленинград-Тарту. В декабре 1944 года на МбТЩ — 381 участвовал в боевой операции по высадке десанта, гарнизона, вооружения на остров Рухна. За время зимнего судоремонта МбТЩ-381 в Пярну проявил себя исключительно добросовестным, трудолюбивым бригадиром ремонтной бригады механизмов на корабле.
Своей инициативой и личным примером добивался ежедневного выполнения своей бригадой программ по ремонту корабля свыше, чем на 200 %. Приёмной комиссией работа по ремонту механизмов корабля бригадой старшины 2 статьи Фролова признана доброкачественной и выполнена досрочно на 25 дней» — капитан-лейтенант Шабанов ходатайствовал о награждении Ивана Михайловича орденом Красного Знамени.
Война для старшины 2-ой статьи Ивана Михайловича Фролова не закончилась после Победы. Интересы страны требовали срочного разминирования вод Балтийского моря, а он умел это делать. Медаль «За боевые заслуги» от 14.05.1945 г. и орден Отечественной войны 2 степени от 11.11.45 г. говорят о высоком мастерстве моториста старшины 2 статьи.
Только в 1947 году Иван Михайлович Фролов вернулся домой в д. Худяково к мирному труду.
Список литературы:
Федорченко Т. Моряк балтийского флота // «С войной покончили мы счеты…» : сборник, посвященный 390-летию ордена Трудового Красного Знамени Ирбита и 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне / сост. Г. И. Мосунова. – Реж, 2022. – С. 307-309.