Фролов Иван Михайлович

Фролов Иван Михайлович родился в 1919 году в д. Худяково, закончил Зайковскую на­чальную школу. Затем трудовая деятельность в Зайковской МТС. Молодого парня отправили на курсы трактористов. Ко времени очередной службы, а он был призван в 1939 году, трудолю­бивый деревенский парень уже хорошо разби­рался в моторах, работал на колхозных полях.

Такие ребята, знающие  технику, имею­щие мало-мальское образование, даже в объеме начальной школы, были в предвоенные годы на вес золота. Фролов Иван Михайлович оказался на далёком от сухопутного Урала Каспийском флоте. В 1940г. окончил 4-ю морскую погранич­ную школу в г. Махачкала. После окончания школы был отправлен на Балтийский флот в 24 БППС НКВД. Это морской пограничный полк. Там для него началась Великая Отечественная война. Тыл быстро превратился во фронтовую полосу.

Дальнейшая, уже боевая биография — в краснофлотской книжке моряка и в наградном листе на орден Красного знамени: «Старшина 2 статьи Фролов Иван Михайло­вич, участник на фронтах борьбы с немецкими захватчиками с первого дня Отечественной войны: в 1941 году рядовым в истребительном батальоне в боях под Нарвой».

 «В 1942-43-м годах — в пятой мор­ской стрелковой бригаде в 1 стрелковой роте, командиром стрелкового отделения участвовал в боевых операциях в Котлах, Копорье и Ивановщине».

25 августа 1941 года подразделения заняли оборонительные позиции севернее Кот­лов и с ходу ввязались в бои за восстановления положения в Котлах. С 30 августа 1941 года бри­гада отходит, затем ведёт бои за Копорье.

Оставшиеся части бригады под напором войск противника отходили к Ораниенбауму.

Наиболее трудные испытания выпали на долю семи бригад морской пехоты в обороне ближних подступов к Ленинграду. В решающие дни сентября, когда гитлеровцы стремились ов­ладеть городом с ходу, пехотинцы, стойко оборо­няя занимаемые рубежи, переходили в контра­таки, нанося врагу большой урон.

Направленность действий пятой бригады ясна по медали «За оборону Ленингра­да», полученной морским пехотинцем Фроло­вым 22 декабря 1942 года. В том же, 1942 году, во время тяжелейших боёв за Ленинград товарищи приняли И. М. Фролова в члены ВКП (б).

Командир указывает далее в Наградном ли­сте, что Иван Михайлович «с 1943 года — в Ле­нинграде ОВСНК, на строительстве кораблей».

Это ответственная, тяжёлая и опасная работа. Тот же фронт. Вот и пригодились умелые руки и ясная голова деревенского парня. На заводах в осаждённом Ленинграде устра­нялись боевые повреждения кораблей, произво­дили вооружение и боеприпасы, строили баржи, тендеры, плашкоуты, бронепоезда, участвова­ли в создании оборонительных рубежей вокруг Ленинграда. Было сделано невозможное. На­пример, верфь на Ладоге за 1942 год выпусти­ла 14 барж и продолжила выпускать по 1944 год. Причём, оригинальная конструкция баржи обеспечивала высокую прочность и на крутой ладожской волне, и при ударах о лед, посколь­ку, снабжение изнемогавшего в блокаде города заставляло продлевать навигацию вплоть до января.

Блокада с героического города была сня­та в январе 1944 года, казалось бы, возможным становится проход наших кораблей по Балтий­скому морю. Очень сложная минная обста­новка была на Балтийском море. Силами КБФ, а также ВМС Англии, Германии и Финляндии здесь было поставлено свыше 79 тысяч мин и минных защитников, из них свыше 4000 состав­ляли немецкие неконтактные мины. Они пред­ставляли наибольшую опасность на Балтике.

Траление всегда было трудоемкой, сложной и чрезвычайно опасной работой, которую, как пра­вило, приходилось проводить при отсутствии точных данных о границах и составе минных полей. Это тяжёлый и опасный труд.

Моряк Фролов «с 1944 года зачислен ко­мандиром отделения мотористов в состав 8-го ДМБТЩа 3-ей бригады траления. Совершал переход Ленинград-Тарту. В декабре 1944 года на МбТЩ — 381 участвовал в боевой операции по высадке десанта, гарнизона, вооружения на остров Рухна. За время зимнего судоремонта МбТЩ-381 в Пярну проявил себя исключитель­но добросовестным, трудолюбивым бригади­ром ремонтной бригады механизмов на корабле.

Своей инициативой и личным примером доби­вался ежедневного выполнения своей бригадой программ по ремонту корабля свыше, чем на 200 %. Приёмной комиссией работа по ремон­ту механизмов корабля бригадой старшины 2 статьи Фролова признана доброкачественной и выполнена досрочно на 25 дней» — капитан-лей­тенант Шабанов ходатайствовал о награжде­нии Ивана Михайловича орденом Красного Знамени.

Война для старшины 2-ой статьи Ивана Михайловича Фролова не закончилась после Победы. Интересы страны требовали срочного разминирования вод Бал­тийского моря, а он умел это делать. Медаль «За боевые заслуги» от 14.05.1945 г. и орден Отече­ственной войны 2 степени от 11.11.45 г. говорят о высоком мастерстве моториста старшины 2 статьи.

Только в 1947 году Иван Ми­хайлович Фролов вернулся домой в д. Худяково к мирному труду.

 

Список литературы:

Федорченко Т. Моряк балтийского флота // «С войной покончили мы счеты…» : сборник, посвященный 390-летию ордена Трудового Красного Знамени Ирбита и 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне / сост. Г. И. Мосунова. – Реж, 2022. – С. 307-309.