До службы в армии Юрий Николаевич Григорьев проводил время обыкновенного мальчишки, жившего в деревне в Татарстане. После школы на курсах от военкомата шесть месяцев постигал науку вождения автомобиля и в Дальневосточный военный округ (г. Уссурийск) прибыл уже специалистом 3 класса.
Знакомый писарь сообщил, что в штабе готовы списки для отправки в ДРА и в них есть фамилия — Григорьев.
21 сентября 1985 года подняли солдат по боевой тревоге, выстроили на плацу и сообщили, что направляют служить в Туркменистан. Самолет приземлился в Чарджоу. Неделю ребят даже не ставили на довольствие в ожидании «покупателей». Они приехали: старший лейтенант Колесников; капитан, командир роты Ключев; командир батальона, подполковник Шестернев.
Из самолетов в аэропорту Шинданда солдат-водителей пересадили на Камазы, своим ходом добрались до
своего батальона материального обеспечения авиации.
Начались боевые будни. Возили авиационные бомбы от границы: Кушка, самая южная точка СССР — Туру- гунди (Афганистан), где заканчивалась железная дорога. Страха первоначально не было, тревога появилась, когда Юрий стал терять друзей. Помнит горькие дни: ему как командиру взвода привелось везти на родину в село Завидовичи Львовской области тело товарища Михаила Яремчука.
Но еще в начале афганской службы Юрий Николаевич принял решение не сообщать родственникам правды о месте пребывания. Писал, что находится в Венгрии. Но однажды в тяжелую минуту решил подготовить старшего брата к тому, что может не вернуться домой. Письмо случайно обнаружила супруга брата, рассказала родным. Эта новость добавила маме седых волос.
Ездили по маршруту, обычно Туругунди — Кандагар, автоколонной до 45 машин, с дистанцией между ними 80-100 метров. Частые обстрелы случались перед Кандагаром. Были и потери. Но никогда никого не оставляли. Следующие за колонной БТРы подбирали подбитую технику. До места назначения добирались все.
Приказа об увольнении в запас весны-лета 1987 года ребята ждали с нетерпением, но счет дней затянулся, так как пришлось ждать замены.
Домой «афганец» вернулся 6 июля. Гуляли всей деревней. В тот год вместе с ним из ДРА вернулись еще двое одноклассников.
Осенью 1987 года Юрий Николаевич заехал в Ирбит к тетке по маминой линии в гости, в соседках у которой подрастала симпатичная девчонка, студентка медучилища. Выбор для себя сделал практически сразу, и, как оказалось, был он точен. Свадьбу сыграли. Оксана оказалась не только хорошей, заботливой женой и мамой троих детей, но и другом, организатором и катализатором семейного процесса, украшением крепкого дома Григорьевых.
Так и с работой. Начинал водителем в «Пригородном». Почти десяток лет возглавлял в совхозе колбасный цех, но разошелся с руководством по вопросу развития производства. Попробовал трудиться вахтовым методом в Екатеринбурге.
Николай Григорьев – известный ирбитский мотогонщик-колясочник.
В паре с водителем Олегом Логиновым он дважды становился серебряным призером личного чемпионата России по мотокроссу в классах мотоциклов 500 и 750 кубических сантиметров.
Источник:
Мордяшова Л. Ответственный за судьбу // Восход. – 2013. – 14 февр. – С. 2.