«умел заворожить зрителя»
Родился Анатолий Евгеньевич 23 апреля 1893 года в Ирбите. Отец Евгений Александрович являлся председателем уездной Земской управы, а мать Клеопатра Васильевна приобрела известность тем, что открыла в городе книжный магазин. Дом их стоял недалеко от театра, и во время ярмарочных сезонов мальчик нередко бегал посмотреть на заезжих артистов. Среди его родственников было немало любителей театрального искусства, которые приобщили к игре и Толю. Его дебют состоялся в одном из самодеятельных спектаклей, название которого, к сожалению, пока остается неизвестным. Театр так увлекает юношу, что он поступает учиться в Московское театральное училище и в 1918 году его блестяще заканчивает. Во время учебы, приехав на каникулы в Ирбит, молодой начинающий артист организовал из местных любителей актерскую труппу, и вскоре зрителям были предложены интересные спектакли.
После окончания училища он, вернувшись в родной город, стал режиссером музыкального драматического кружка. Позднее Анатолий Евгеньевич вспоминал: «Это было трудное, но замечательное время. Вечером собирались на репетицию, а ночью шили костюмы на свои деньги.
Местная газета «Ирбитский вестник» в 1917 году писала: «С эстрады театра льются красивые звуки баритона. Тонко, прочувственно играет пианист Дорнбуш. Декларатор Иконников с большим темпераментом и высокохудожественно читает «Анатему».
Кстати, любовь к литературным произведениям, к их прочтению со сцены Анатолий Евгеньевич пронес через всю жизнь. Нередко можно было увидеть его, читающего стихи, монологи, басни в клубах, в рабочих коллективах, среди друзей и любителей поэзии на городских концертах. И мало кто знает, кроме, пожалуй, тех, кто с ним жил и работал, что в жизни А. Е. Иконников был немногословен, так как очень заикался. «Несмотря на это он мог читать полчаса, час и …без запинки, — рассказывает ветеран сцены актер А. П. Александров.— Его льющийся голос буквально завораживал зрителей».
Но вернемся к началу творческой деятельности Анатолия Евгеньевича. В 1919 году его попросили сформировать постоянную профессиональную актерскую труппу для городского театра. «Много было трудностей, — вспоминал А. Е. Иконников, — не хватало актеров, не было костюмов, отсутствовали специальные технические приспособления для постановки спектакля. Но желание создать настоящий театр было настолько велико, что трудности отступали. И вскоре труппа была сформирована. Но прежде всего нам пришлось приводить в порядок помещение театра: несколько лет в нем содержали пленных. Они оборвали бархат на портянки, замусорили фойе, сцену, гримировочную. Вместо репетиций пришлось взяться за черновую работу. Управившись со всем этим, решили подготовить постановку спектакля по пьесе А. Н. Островского «Без вины виноватые».
Премьера первого спектакля состоялась 20 октября 1920 года. Роль Незнамова исполнял Анатолий Евгеньевич. В профессиональную труппу вошли тогда молодые образованные люди: профессиональные и непрофессиональные актеры, страстно увлекавшиеся театром, литературой,
Местная газета не раз отмечала талантливую молодежь, ее интеллект, мастерство перевоплощения. Анатолий Евгеньевич сразу же занял в театре ведущее место, создав на сцене множество образов. Галерею ролей, сыгранных Иконниковым, невозможно даже перечислить. Просматривая летопись 40-х и 50-х годов, я обнаружила, что он играл почти в каждом спектакле. Его персонажи всегда привлекали своей насыщенной внутренней жизнью, какой-то особой духовной наполненностью. Таковы его очень далекие друг от друга герои: Кнуров в «Бесприданнице» А. Н. Островского. Монтанелли в «Оводе», доктор Ломбарде в «Слуге двух господ» К. Гольдони и другие.
В моем списке числится пока чуть более пятидесяти ролей, которые сыграл Анатолий Евгеньевич. А это тысячи часов напряженного, бескорыстного труда; это радость премьер и печаль расставаний с сошедшей со сцены постановкой; это потертые, взлохмаченные, почерканные пометками экземпляры пьес, ролей. И это, конечно, люди —артисты, режиссеры, работники цехов, которые любили Анатолия Евгеньевича не только за его добросовестность и энергию, а еще и за то, что он был просто хороший человек.
Александр Петрович Александров и его супруга Васса Михайловна вспоминают: «Бывая у него дома, мы всегда чувствовали какое-то необычное тепло. Прекрасной чертой Анатолия Евгеньевича было дружелюбие и сердечное отношение к людям. Он был человеком высочайшей внутренней культуры.
На сцене с ним также было приятно и легко работать. Он был очень пунктуален, никогда не позволял себе опоздать на репетицию или быть к ней не готовым. До начала спектакля еще 15—20 минут, а он уже стоит в кулисах, готовится к выходу. Знание текста роли всегда было безупречным. Партнера он не просто уважал, но и старался помочь ему подобрать «ключик» к своей роли».
А каков он был в домашней обстановке? Из воспоминаний внучки Анатолия Евгеньевича Татьяны Пупенок: «Вспоминаю не только спектакли и репетиции, на которых бывала много раз и наблюдала за игрой дедушки, но все больше он мне открывается своей внутренней, скрытой сущностью и сегодня является олицетворением доброты. Он всегда находил время, чтобы выслушать меня, объяснить непонятное, сделать вместе со мной какую-либо игрушку, хотя у него было множество других дел: выстригал и наклеивал газетные вырезки, писал друзьям письма, а их было очень много. Со мной, с ребенком, делился впечатлениями от увиденного и слышанного, как бы спрашивая у меня совета.
Я любила наблюдать за дедом, когда он собирался на репетицию или спектакль. Сначала тщательно брился, потом долго перед зеркалом причесывался, проверял костюм и, помахав мне рукой, уходил. Незабываемым праздником для нас, ребятишек, был Новый год. С улицы Советской, где мы тогда жили, приходило много детей. Для каждого дедушка и бабушка (Елизавета Петровка) готовили своеобразные подарки. Для угощения варили большую кастрюлю компоту, стряпали печенье, а затем после застолья разыгрывали разные сценки, пели песни, читали стихи. Бабушка (она работала в театре портнихой) заранее готовила всем артистам костюмы. Дед на празднике сидел вместе с нами во главе длинного стола и «командовал парадом». Праздник проходил весело».
29 апреля 1971 года Анатолию Евгеньевичу присвоено звание «Почётный гражданин города Ирбита».
Большую и интересную жизнь прожил Анатолий Евгеньевич Иконников. Вместе с женой Елизаветой Петровной они воспитали троих дочерей. Тамара живет в Белоруссии, Светлана — в Тольятти, Анна здесь, в Ирбите. С именем Анатолия Евгеньевича Иконникова связана целая эпоха в театре – более 50 лет. И это – подвиг!
Автор С.С. Вялкова,
актриса Ирбитского драматического
театра им. А.Н. Островского