Камшилова Светлана Михайловна

Ветеран педагогического труда Светлана Михайловна Камшилова жила интересами шко­лы, учеников любила, как своих детей, коллегам тоже всей душой стремилась помочь. Пятьдесят два года отданы педагогической работе. А если присовокупить к ним десятилетие, которое супруг Валентин Георги­евич трудился мастером производ­ственного обучения в 75-м професси­ональном училище, то, наверное, мож­но считать, что у Камшиловых выпус­кников — без малого половина Ирбита. Учила Светлана Михайловна не только детей своих первых учеников, но и их внуков. Благодарная у учите­лей профессия: их бескорыстная и стро­гая любовь, доброта ответной волной возвращаются им повзрослевшими «мальчиками» и «девочками». Именно так у Светланы Михайловны.

Но когда-то и сама она была уче­ницей школы № 4 и любимой доч­кой Руфины Петровны Стихиной, тоже педагога. Любимым предме­том у Светланы был немецкий язык, а любимой учительницей, по­нятно, преподававшая его Фиоза Ивановна Ютушуй. В 1960 году эк­замены на иняз пединститута сда­ла без проблем, но преимущество при зачислении в студенты имели тогда абитуриенты с производ­ственным стажем. Посоветовали и Светлане два года поработать в шко­ле — «примерить» к себе нелегкую ношу.

На этом этапе жизни определяю­щую роль сыграла заведующая райо­на Л. Г. Шишкина. Анна Герасимовна направила Светлану в Ницинскую семилетнюю школу преподавать не­мецкий язык, и была юная учитель­ница старше своих учеников всего-то на три-четыре года.

Но не только первыми шагами в профессии дорога ницинская земля Светлане Михайловне. Здесь познако­милась она с Валентином Камшило-вым, своим ровесником и уроженцем села. Через шесть лет он стал ее мужем.

Отработав два года в сельской школе, Светлана поступила в Свердловский педагогический институт. Еe живой интерес к происходяще­му и явные организаторские способ­ности проявились, к примеру, в том, что весь курс отправился за ней на встречу с пламенным кубинским ре­волюционером Фиделем Кастро. Од­нако декан расцепил этот юношес­кий энтузиазм как подрыв дисцип­лины и подписал приказ о наказа­нии будущих педагогов лишением стипендии. Для многих, в том чис­ле для Светланы, она была единственным источником существова­ния, и девушка бросилась на защи­ту интересов своих сокурсников: «Лишайте только меня!».

На третьем курсе, ощущая себя взрослой, самостоятельной, решила совмещать работу и учебу. Возможность заочного обучения предоставил Московский институт иностран­ных языков имени Мориса Тореза. О качестве полученного образования говорит хотя бы тот факт, что учились студенты по учебникам своих преподавателей.

«Параллельно» сама учила ребят немецкому языку в своей родной четвертой школе. Заходя в класс, каждого видела и способности каждого старалась развивать. Вна­чале как общественную нагрузку поручили вести в школе воспита­тельную работу, потом уже в штат­ном расписании появилась ставка ее организатора.

Организаторский талант С. М. Камшиловой проявлялся всюду, в том числе в руководстве секцией учителей иностранных языков го­родских школ. Непрерывно повы­шая уровень своих знаний и на­выков, С. М. Камшилова с полной самоотдачей проводила семинары для учителей (иногда с пригла­шением сельских). А поучиться у Светланы Михайловны можно было самым разнообразным мето­дическим приемам: младшие ос­ваивали немецкий в форме игры, а старшие, тоже коллективно, но уже на серьезном уровне обсуж­дали оценку знаний друг друга, что, конечно же, побуждало каж­дого ученика совершенствовать свой уровень. Нередко из «троеч­ной» группы ребята уверенно пе­реходили в «четверочную».

Но не только «в своем котле ва­рились» участники методического объединения. Благотворно сказыва­лись тесные контакты с Уральским государственным педагогическим университетом. Его преподаватель, а в прошлом выпускница нашей тринадцатой школы Марина Шиба­ева как-то привезла в Ирбит пяте­рых студентов из ФРГ, обучавших­ся в этом вузе. Отличной языковой практикой считает Светлана Ми­хайловна и свою поездку по комсо­мольской путевке вместе с вокаль­но- инструментальным ансамблем

«Эльфы» в Германскую Демократи­ческую Республику.

Работая в школах № 18, 13, 10, 9, в качестве классного руководителя, ста­ралась развивать своих ребят всесто­ронне, воспитать патриотами, а это­му очень способствовали туристичес­кие поездки по родной стране, по родному краю. Сколько времени и сил «отнимает» классное руковод­ство, знают только педагоги.

А дома-то Светлану Михайловну ждала семья, да немалая…

Кстати, и у родителей Светланы было четверо детей, а у свекрови и свекра — шестеро. Валентин Георгие­вич и Светлана Михайловна решили выбрать «среднее арифметическое». Имея пятерых детей, как воспи­тать их достойными людьми, если у мамы, скажем прямо, ненормиро­ванный рабочий день? Но всегда ли количество времени, проведенного с детьми, важнее его качества? Вме­сте с мужем нацеливали их на то, что каждая минута должна быть по­священа какому-то делу, занятию. Эдик, Миша и Сережа учились в му­зыкальной школе, Олечка — в худо­жественной. Старшая из дочек Ира стала для мамы «правой ру­кой». Может, кто-то решит, что рос­ла она несчастной от «недетских» за­бот. Только не сама Ирина, у кото­рой сейчас трое сыновей.

У других детей тоже сложились счастливые, дружные семьи. Именно любовь друг к другу, стремление помочь, поддержать воспитывала в детях Светлана Ми­хайловна.

В марте 2021 года ушла из жизни Светлана Михайловна Камшилова, отдавшая более полувека воспитанию и обучению подрастающего поколения ирбитчан.

 

Список литературы:

Огибенина Т. Светлый человек // Восход. – 2013. – 5 окт. – С. 2.