Ветеран педагогического труда Светлана Михайловна Камшилова жила интересами школы, учеников любила, как своих детей, коллегам тоже всей душой стремилась помочь. Пятьдесят два года отданы педагогической работе. А если присовокупить к ним десятилетие, которое супруг Валентин Георгиевич трудился мастером производственного обучения в 75-м профессиональном училище, то, наверное, можно считать, что у Камшиловых выпускников — без малого половина Ирбита. Учила Светлана Михайловна не только детей своих первых учеников, но и их внуков. Благодарная у учителей профессия: их бескорыстная и строгая любовь, доброта ответной волной возвращаются им повзрослевшими «мальчиками» и «девочками». Именно так у Светланы Михайловны.
Но когда-то и сама она была ученицей школы № 4 и любимой дочкой Руфины Петровны Стихиной, тоже педагога. Любимым предметом у Светланы был немецкий язык, а любимой учительницей, понятно, преподававшая его Фиоза Ивановна Ютушуй. В 1960 году экзамены на иняз пединститута сдала без проблем, но преимущество при зачислении в студенты имели тогда абитуриенты с производственным стажем. Посоветовали и Светлане два года поработать в школе — «примерить» к себе нелегкую ношу.
На этом этапе жизни определяющую роль сыграла заведующая района Л. Г. Шишкина. Анна Герасимовна направила Светлану в Ницинскую семилетнюю школу преподавать немецкий язык, и была юная учительница старше своих учеников всего-то на три-четыре года.
Но не только первыми шагами в профессии дорога ницинская земля Светлане Михайловне. Здесь познакомилась она с Валентином Камшило-вым, своим ровесником и уроженцем села. Через шесть лет он стал ее мужем.
Отработав два года в сельской школе, Светлана поступила в Свердловский педагогический институт. Еe живой интерес к происходящему и явные организаторские способности проявились, к примеру, в том, что весь курс отправился за ней на встречу с пламенным кубинским революционером Фиделем Кастро. Однако декан расцепил этот юношеский энтузиазм как подрыв дисциплины и подписал приказ о наказании будущих педагогов лишением стипендии. Для многих, в том числе для Светланы, она была единственным источником существования, и девушка бросилась на защиту интересов своих сокурсников: «Лишайте только меня!».
На третьем курсе, ощущая себя взрослой, самостоятельной, решила совмещать работу и учебу. Возможность заочного обучения предоставил Московский институт иностранных языков имени Мориса Тореза. О качестве полученного образования говорит хотя бы тот факт, что учились студенты по учебникам своих преподавателей.
«Параллельно» сама учила ребят немецкому языку в своей родной четвертой школе. Заходя в класс, каждого видела и способности каждого старалась развивать. Вначале как общественную нагрузку поручили вести в школе воспитательную работу, потом уже в штатном расписании появилась ставка ее организатора.
Организаторский талант С. М. Камшиловой проявлялся всюду, в том числе в руководстве секцией учителей иностранных языков городских школ. Непрерывно повышая уровень своих знаний и навыков, С. М. Камшилова с полной самоотдачей проводила семинары для учителей (иногда с приглашением сельских). А поучиться у Светланы Михайловны можно было самым разнообразным методическим приемам: младшие осваивали немецкий в форме игры, а старшие, тоже коллективно, но уже на серьезном уровне обсуждали оценку знаний друг друга, что, конечно же, побуждало каждого ученика совершенствовать свой уровень. Нередко из «троечной» группы ребята уверенно переходили в «четверочную».
Но не только «в своем котле варились» участники методического объединения. Благотворно сказывались тесные контакты с Уральским государственным педагогическим университетом. Его преподаватель, а в прошлом выпускница нашей тринадцатой школы Марина Шибаева как-то привезла в Ирбит пятерых студентов из ФРГ, обучавшихся в этом вузе. Отличной языковой практикой считает Светлана Михайловна и свою поездку по комсомольской путевке вместе с вокально- инструментальным ансамблем
«Эльфы» в Германскую Демократическую Республику.
Работая в школах № 18, 13, 10, 9, в качестве классного руководителя, старалась развивать своих ребят всесторонне, воспитать патриотами, а этому очень способствовали туристические поездки по родной стране, по родному краю. Сколько времени и сил «отнимает» классное руководство, знают только педагоги.
А дома-то Светлану Михайловну ждала семья, да немалая…
Кстати, и у родителей Светланы было четверо детей, а у свекрови и свекра — шестеро. Валентин Георгиевич и Светлана Михайловна решили выбрать «среднее арифметическое». Имея пятерых детей, как воспитать их достойными людьми, если у мамы, скажем прямо, ненормированный рабочий день? Но всегда ли количество времени, проведенного с детьми, важнее его качества? Вместе с мужем нацеливали их на то, что каждая минута должна быть посвящена какому-то делу, занятию. Эдик, Миша и Сережа учились в музыкальной школе, Олечка — в художественной. Старшая из дочек Ира стала для мамы «правой рукой». Может, кто-то решит, что росла она несчастной от «недетских» забот. Только не сама Ирина, у которой сейчас трое сыновей.
У других детей тоже сложились счастливые, дружные семьи. Именно любовь друг к другу, стремление помочь, поддержать воспитывала в детях Светлана Михайловна.
В марте 2021 года ушла из жизни Светлана Михайловна Камшилова, отдавшая более полувека воспитанию и обучению подрастающего поколения ирбитчан.
Список литературы:
Огибенина Т. Светлый человек // Восход. – 2013. – 5 окт. – С. 2.