Нина Ивановна Прядеина — одно из ярких дарований театра середины пятидесятых и шестидесятых годов. Наряду с А. В. Гончаровой в пятидесятые и Н. П. Засим, А. Л. Ушаковой в шестидесятые она была любимицей ирбитской публики.
Родилась Нина Ивановна Прядеина 14 мая 1938 года в Ирбите.
Мама, Афанасия Анфилофьевна, умерла, когда девочке было всего лишь шесть лет. А отец, Иван Валерианович, в тридцатые годы был репрессирован. Воспитанием Нины занимались родная сестра матери, тетка Агния, и ее муж Андрей Михайлович. По-уральски щедрые на доброе слово и доброе дело, хлебосольные, они научили племянницу главному — отзывчивости, которой Нина Ивановна на протяжении всей жизни отличалась в общении с людьми.
Азы актерского мастерства Нина Прядеина начала постигать в раннем детстве, когда помогала тете Агнюше пасти ее упрямую козу Майку. Она тащила ее за веревку на зеленый луг и по дороге глотала слезы, так как Майка все время сопротивлялась и не слушалась восьмилетнюю пастушку. «Ну почему, — думала девочка, — я должна ее пасти?». И чтобы не было так обидно, она представляла себя сказочной феей, а козу заколдованным принцем. Фея кружилась в вальсе около «принца», который никак не хотел просыпаться. Если кому-то приходилось видеть эту сцену со стороны, наверняка не могли сдержать улыбки. Подобные сцены не раз повторялись и интерпретировались каждый раз по-своему.
В школе талантливую фантазерку заметили сразу и стали занимать в художественной самодеятельности. Занятия театральным искусством сначала в двенадцатой, а затем в первой школе, где Нина Прядеина переиграла почти все роли, помогли будущей артистке найти свой путь в жизни. После окончания школы актер и режиссер Ирбитского драматического театра, руководитель школьного кружка С. Дудкин предложил моей героине и еще нескольким ученикам попробовать себя в качестве артистов, но только уже на профессиональной сцене.
Поддавшись искушению, Нина отправилась поступать в артистки, но, дойдя до двери театра, вдруг испугалась и повернула назад. Только после вторичного приглашения Дудкина она решилась попробовать свои силы. И у нее это получилось. Обаятельная девушка с косичками была зачислена во вспомогательный состав театра. Вместе с ней артистами стали еще несколько молодых юношей и девушек. Среди них и ее будущий муж Анатолий Григорьевич Матушкин, с которым она проживет 37 счастливых лет. Учеба в студии, первые небольшие роли, первая любовь — все это было для молодой девушки как прекрасный, волнующий сон, и в последующем театр стал для нее настоящим испытанием на прочность, а это как нельзя лучше способствовало созданию ее будущих образов.
Дядя и тетя, узнав о том, что их племянница будет артисткой, поддержали ее и постарались помочь будущей знаменитости. К каждой премьере они тщательно готовились, ничуть не меньше, чем сама новоиспеченная артистка. А когда она выступала, то они наряжались в самую лучшую одежду и шли в театр, чтобы посмотреть на свою Ниночку.
Дебют Нины Пряденной на сцене Ирбитского театра состоялся 4 декабря 1956 года в спектакле «Домик на окраине», поставленном режиссером Н. Галиным. Небольшая по объему роль стала первым настоящим экзаменом для молодой, начинающей артистки. Это была ее победа над собой. Нина смогла преодолеть робость перед большой аудиторией. В рецензии на спектакль ее игра отмечалась как большая удача. Зрителя пленили живость созданного актрисой характера, обаяние, молодость, непосредственность.
Вскоре появились и другие восторженные газетные рецензии. Так, например, на страницах «Восхода» за 3 марта 1967 года писал о ней Л. Долматов: «Яркий характер, запоминающийся образ, высочайший образец чистоты и нравственности создала артистка Нина Ивановна в спектакле «Семья Плахова». Многие отклики содержали такие слова: «украшает спектакль», «пленяет своей игрой», «в нужном ключе решен образ», «по душе зрителям»…
Но необыкновенный успех не вскружил голову артистке. Она оставалась скромным и взыскательным к себе человеком. По словам Анатолия Григорьевича Матушкина, к каждой новой работе, будь то небольшой эпизод или главная роль, она относилась чрезвычайно требовательно. За время подготовки спектакля прочитывала море литературы, исследовала биографию своей героини до самых, что называется, корней.
Иногда актерские работы сравнивают с детьми, которые рождаются на свет Божий. Нина Ивановна любила своих театральных «детей» и отдавала им все лучшее, что имела. За пятнадцать лет работы в нашем театре она сыграла более чем в шестидесяти спектаклях и почти в половине из них у нее были ведущие роли.
Небольшого роста, худенькая и стройная, она долго сохраняла облик подростка. Встретив ее на улице, вполне можно было принять за старшеклассницу. Благодаря такой комплекции в ее репертуаре были не только женские роли, но и роли подростков, девчонок, мальчишек-хулиганов.
Когда Нина Прядеина и еще несколько молодых артистов влились в труппу театра, старшие товарищи по искусству — артисты В. М. Кайгородов, А. П. Александров, Н. В. Удинцев, А. Н. Капустин, режиссеры А. И. Белолипецкий, А. Л. Бердичевский, Н. Г. Галин и некоторые другие помогали молодым актерам постигать мудреную театральную науку. Многое переняла девушка у своих опытных коллег: непосредственную, чуть лукавую свободу общения с залом, мягкое и плавное красноречие жеста, умение работать над образом.
Оглядываясь назад, в прошлое, я бы назвала эту артистку самой поэтичной инженю (амплуа актрисы, исполняющей роли самых наивных девушек. — С. В.) ирбитской сцены шестидесятых годов. Уж очень она была лирична. Возможно, поэтому режиссер доверил ей главную роль в спектакле «Ромео и Джульетта» по пьесе В. Шекспира. Джульетта стала для нее далеко не первой главной ролью в спектакле. Тогда шел уже восьмой сезон ее работы в нашем театре, а самой артистке минуло 23 года. Но Джульетту в ее исполнении вспоминают и по сей день — так пронзительно-звонко, радостно и самозабвенно она ее сыграла. Спектакль вошел в число удач театра и был интересен, прежде всего, решением характера главной героини.
В угловатости, нескладности движений этой четырнадцатилетней девочки уже угадывалась пробуждающаяся пленительная женственность. Воздушная грация, легкость, весенняя прелесть, утонченная красота… Героиню вполне можно было сравнить с «Весной» Боттичелли.
Были в жизни Нины Ивановны три спектакля, по которым она определяла свою планку в творческой карьере. И первым из них она называла спектакль «Ромео и Джульетта», затем «Последний срок» В. Распутина и «Мамаша Кураж и ее дети» Б. Брехта. Везде -главные роли. А между ними еще почти 170(!) судеб, характеров.
Статью о прекрасно сыгранной роли Анны Фирлинг в спектакле «Мамаша Кураж и ее дети» опубликовал журнал «Театр» за 1987 год. «Несомненной актерской победой» назвал автор эту работу Нины Ивановны.
С каждым годом она все увереннее шла к тому, чтобы стать «примой». До нее в этом звании ходили другие артистки. И у нее это получалось. Актрису любили, боготворили.
Ее талант таил в себе разнообразные возможности. Признание публики было прочным и полным. Актриса могла быть совершенно разной. Не только поэтичной, но и бравурной, зажигательной, с блеском в глазах. Ее игра отличалась грациозным мастерством. Она умела увлечь своего зрителя мягкой женственностью и захватить силой чувств. Зрительница с большим стажем Галина Пелевина, видевшая Нину Ивановну во многих спектаклях, вспоминает: «Ее красота на сцене действовала на зрителей неотразимо. Правильные, хотя и чуть простоватые черты лица артистки имели такую притягательность и обаяние, что я сидела в зале, как прикованная».
На протяжении своего большого творческого пути — 43 года -в один и тот же спектакль артистка возвращалась не по одному разу, но уже в другой роли. Так было, например, с «Женитьбой Белугина» А. Островского. Сначала Таня — одна из первых ролей в нашем театре, а некоторое время спустя — Елена. Едва ли не диаметрально противоположные образы.
В «Последнем сроке» у режиссера Сидорина в Актюбинске она была Анной, а в Усть-Каменогорске — Миронихой. Обе роли — старух, в то время как актрисе было едва за тридцать.
Многие ее героини были счастливыми, жизнерадостными, благополучными.
Между тем реальная жизнь актрисы была несколько иной, чем у ее театральных персонажей.
Чтобы понять это, нужно вернуться в 1956 год, когда Нина переступила порог Ирбитского драматического театра. Умная, красивая, обаятельна» девушка производила впечатление не только на зрителя, пришедшего в театр на спектакль с ее участием, но и, конечно, на сильную половину актерского состава. Анатолий Григорьевич Матушкин, принятый в театр вместе с Ниной Пряденной осенью 1956 года, сразу обратил на нее свое внимание. «Она была очень обаятельной, пикантной, коммуникабельной, — вспоминает Анатолий Григорьевич, — легко шла на контакт».
У них завязалась дружба. Постепенно она переросла в любовь, а может быть, просто в привязанность. Многие считали их женихом и невестой, хотя молодые и не помышляли об этом. В 1958 году Анатолий ушел в армию. Попал на Тихоокеанский флот. Служить пришлось долго, более четырех лет. За это время Нина познакомилась с молодым актером, Георгием Карякиным, который появился в театре вскоре после отъезда Анатолия Матушкина. Он воспылал любовью к красивой, талантливой артистке. Начался короткий, но пылкий роман, о котором в театре много судачили. Актер А. П. Александров, который много лет с Ниной Карякиной, выступавшей в роли Снегурочки, проводил новогодние елки, рассказывал, что за развитием романа, затаив дыхание, наблюдал весь коллектив. По его словам, в Нину была влюблена добрая половина мужского состава. Спустя некоторое время, Нина Прядеина вышла за Георгия Карякина замуж. В 1959 году родилась дочь Ирина, но их совместная жизнь продлилась совсем недолго. Через три года они расстались.
Когда в 1962 году Анатолий Матушкин вернулся со службы и пришел в театр, Нина, теперь уже Карякина, изменилась, но далеко не в лучшую сторону. Богемная жизнь: поклонники, цветы, шампанское… Да к тому же неудавшееся замужество… Нина пристрастилась к вину и курению. Влияние алкоголя на ее хрупкий организм было разрушительным. Порой на репетиции Нина была недостаточно собранна, плохо выглядела, но, несмотря на начинающуюся болезнь, справлялась с ролью блестяще. Старалась держать себя в форме, выкладывалась, что называется, по полной.
Видя, что девушка, которая ему нравилась, может погибнуть, Анатолий попытался ей помочь, вытащить из болота, в которое она постепенно погружалась. Как мог, отвлекал Нину от стакана вина. Старался привлечь к общественной работе в театре, загружал домашними делами, да и сам вместе с ней пытался наладить домашний быт.
Через два года они стали жить вместе, а вскоре поженились. И все вроде бы опять стало налаживаться. В 1968 году у них родился сын. Его назвали Максимом в честь Нининого дяди и русского писателя Максима Горького, по пьесе которого в то время в театре шел спектакль.
Но укоренившаяся на тот момент привычка никак не давала Нине Ивановне покоя. Она настолько пристрастилась к алкоголю, что могла в одиночку осушить несколько рюмок вина. Именно тогда и второй брак дал трещину. Не раз задумывался муж над сложившейся ситуацией, иной раз хотелось бросить все и уйти… Но не таков этот человек.
Видя растерянную и беззащитную женщину, он чувствовал необходимость быть с ней рядом не час, не месяц — всегда. Они продолжали жить вместе. Лед и пламень — по-другому их отношения определить трудно. Импульсивный и взрывной Анатолий, сдержанная и спокойная внешне Нина. Они удивительно дополняли друг друга. Дочка и сын, которых родители безумно любили, как все актерские дети, росли за кулисами. Но, несмотря на кочевой образ жизни и некоторые перипетии, в их доме всегда царил уют, был вовремя приготовлен обед, отглажено белье. Бесспорным лидером был муж. Жена умела не возражать.
Из Ирбита Матушкины уехали в 1971 году, отдав этой сцене юные годы, полные беспокойного труда и шумного успеха. Спектакль «Единственный свидетель» стал для Нины Карякиной в нашем театре последним.
И почти на тридцать лет после этого они задержались в Казахстане. Сначала девять лет работали в Актюбинске, затем почти двадцать — в Усть-Каменогорском русском театре имени Жамбыла.
Список литературы:
Вялкова, С. Она всегда ждала завтрашнего дня // Восход. – 2007. – 16 авг. – С. 3.