Карякина (Прядеина) Нина Ивановна

Нина Ивановна Прядеина — одно из ярких дарований театра сере­дины пятидесятых и шестидесятых годов. Наряду с А. В. Гончаро­вой в пятидесятые и Н. П. Засим, А. Л. Ушаковой в шестидесятые она была любимицей ирбитской публики.

Родилась Нина Ивановна Прядеина 14 мая 1938 года в Ирбите.

Мама, Афанасия Анфилофьевна, умерла, когда девочке было всего лишь шесть лет. А отец, Иван Валерианович, в тридцатые годы был репрессирован. Воспи­танием Нины занимались родная сестра матери, тетка Агния, и ее муж Андрей Михайлович. По-уральски щедрые на доброе сло­во и доброе дело, хлебосольные, они научили племянницу главно­му — отзывчивости, которой Нина Ивановна на протяжении всей жизни отличалась в общении с людьми.

Азы актерского мастерства Нина Прядеина начала постигать в раннем детстве, когда помогала тете Агнюше пасти ее упрямую козу Майку. Она тащила ее за ве­ревку на зеленый луг и по дороге глотала слезы, так как Майка все время сопротивлялась и не слу­шалась восьмилетнюю пастушку. «Ну почему, — думала девочка, — я должна ее пасти?». И чтобы не было так обидно, она представ­ляла себя сказочной феей, а козу заколдованным принцем. Фея кру­жилась в вальсе около «принца», который никак не хотел просы­паться. Если кому-то приходилось видеть эту сцену со стороны, на­верняка не могли сдержать улыб­ки. Подобные сцены не раз по­вторялись и интерпретировались каждый раз по-своему.

В школе талантливую фанта­зерку заметили сразу и стали за­нимать в художественной самоде­ятельности. Занятия театральным искусством сначала в двенадцатой, а затем в первой школе, где Нина Прядеина переиграла почти все роли, помогли будущей артистке найти свой путь в жизни. После окончания школы актер и режиссер Ирбитского драматического театра, руководитель школьного кружка С. Дудкин предложил моей героине и еще нескольким ученикам попробовать себя в каче­стве артистов, но только уже на профессиональной сцене.

Поддавшись искушению, Нина отправилась поступать в артистки, но, дойдя до двери театра, вдруг испугалась и повернула назад. Только после вторичного пригла­шения Дудкина она решилась по­пробовать свои силы. И у нее это получилось. Обаятельная девуш­ка с косичками была зачислена во вспомогательный состав театра. Вместе с ней артистами стали еще несколько молодых юношей и де­вушек. Среди них и ее будущий муж Анатолий Григорьевич Матуш­кин, с которым она проживет 37 счастливых лет. Учеба в студии, первые небольшие роли, первая любовь — все это было для моло­дой девушки как прекрасный, вол­нующий сон, и в последующем театр стал для нее настоящим ис­пытанием на прочность, а это как нельзя лучше способствовало со­зданию ее будущих образов.

Дядя и тетя, узнав о том, что их племянница будет артисткой, поддержали ее и постарались по­мочь будущей знаменитости. К каждой премьере они тщательно готовились, ничуть не меньше, чем сама новоиспеченная артис­тка. А когда она выступала, то они наряжались в самую лучшую одежду и шли в театр, чтобы по­смотреть на свою Ниночку.

Дебют Нины Пряденной на сцене Ирбитского театра состо­ялся 4 декабря 1956 года в спек­такле «Домик на окраине», по­ставленном режиссером Н. Галиным. Небольшая по объему роль стала первым настоящим экзаменом для молодой, начинающей артистки. Это была ее победа над собой. Нина смогла преодолеть робость перед большой аудито­рией. В рецензии на спектакль ее игра отмечалась как большая уда­ча. Зрителя пленили живость со­зданного актрисой характера, оба­яние, молодость, непосредственность.

Вскоре появились и другие восторженные газетные рецен­зии. Так, например, на страницах «Восхода» за 3 марта 1967 года писал о ней Л. Долматов: «Яркий характер, запоминающийся об­раз, высочайший образец чисто­ты и нравственности создала ар­тистка Нина Ивановна в спектакле «Семья Плахова». Многие откли­ки содержали такие слова: «укра­шает спектакль», «пленяет своей игрой», «в нужном ключе решен образ», «по душе зрителям»…

Но необыкновенный успех не вскружил голову артистке. Она оставалась скромным и взыска­тельным к себе человеком. По словам Анатолия Григорьевича Матушкина, к каждой новой ра­боте, будь то небольшой эпизод или главная роль, она относилась чрезвычайно требовательно. За время подготовки спектакля про­читывала море литературы, ис­следовала биографию своей ге­роини до самых, что называется, корней.

Иногда актерские работы срав­нивают с детьми, которые рожда­ются на свет Божий. Нина Иванов­на любила своих театральных «де­тей» и отдавала им все лучшее, что имела. За пятнадцать лет ра­боты в нашем театре она сыграла более чем в шестидесяти спек­таклях и почти в половине из них у нее были ведущие роли.

Небольшого роста, худенькая и стройная, она долго сохраняла облик подростка. Встретив ее на улице, вполне можно было при­нять за старшеклассницу. Благо­даря такой комплекции в ее ре­пертуаре были не только женс­кие роли, но и роли подростков, девчонок, мальчишек-хулиганов.

Когда Нина Прядеина и еще несколько молодых артистов вли­лись в труппу театра, старшие то­варищи по искусству — артисты В. М. Кайгородов, А. П. Алексан­дров, Н. В. Удинцев, А. Н. Капустин, режиссеры А. И. Белолипецкий, А. Л. Бердичевский, Н. Г. Га­лин и некоторые другие помога­ли молодым актерам постигать мудреную театральную науку. Многое переняла девушка у сво­их опытных коллег: непосред­ственную, чуть лукавую свободу общения с залом, мягкое и плав­ное красноречие жеста, умение работать над образом.

Оглядываясь назад, в про­шлое, я бы назвала эту артистку самой поэтичной инженю (амплуа актрисы, исполняющей роли са­мых наивных девушек. — С. В.) ирбитской сцены шестидесятых годов. Уж очень она была лирич­на. Возможно, поэтому режиссер доверил ей главную роль в спек­такле «Ромео и Джульетта» по пье­се В. Шекспира. Джульетта стала для нее далеко не первой глав­ной ролью в спектакле. Тогда шел уже восьмой сезон ее работы в нашем театре, а самой артистке минуло 23 года. Но Джульетту в ее исполнении вспоминают и по сей день — так пронзительно-звонко, радостно и самозабвен­но она ее сыграла. Спектакль во­шел в число удач театра и был ин­тересен, прежде всего, решени­ем характера главной героини.

В угловатости, нескладности движений этой четырнадцатилет­ней девочки уже угадывалась про­буждающаяся пленительная жен­ственность. Воздушная грация, легкость, весенняя прелесть, утонченная красота… Героиню вполне можно было сравнить с «Весной» Боттичелли.

Были в жизни Нины Ивановны три спектакля, по которым она определяла свою планку в твор­ческой карьере. И первым из них она называла спектакль «Ромео и Джульетта», затем «Последний срок» В. Распутина и «Мамаша Ку­раж и ее дети» Б. Брехта. Везде -главные роли. А между ними еще почти 170(!)   судеб, характеров.

Статью о прекрасно сыгранной роли Анны Фирлинг в спектакле «Мамаша Кураж и ее дети» опуб­ликовал журнал «Театр» за 1987 год. «Несомненной актерской по­бедой» назвал автор эту работу Нины Ивановны.

С каждым годом она все уве­реннее шла к тому, чтобы стать «примой». До нее в этом звании ходили другие артистки. И у нее это получалось. Актрису любили, боготворили.

Ее талант таил в себе разно­образные возможности. Призна­ние публики было прочным и полным. Актриса могла быть совер­шенно разной. Не только поэтич­ной, но и бравурной, зажигатель­ной, с блеском в глазах. Ее игра отличалась грациозным мастер­ством. Она умела увлечь своего зрителя мягкой женственностью и захватить силой чувств. Зри­тельница с большим стажем Га­лина Пелевина, видевшая Нину Ивановну во многих спектаклях, вспоминает: «Ее красота на сце­не действовала на зрителей нео­тразимо. Правильные, хотя и чуть простоватые черты лица артистки имели такую притягательность и обаяние, что я сидела в зале, как прикованная».

На протяжении своего боль­шого творческого пути — 43 года -в один и тот же спектакль артис­тка возвращалась не по одному разу, но уже в другой роли. Так было, например, с «Женитьбой Белугина» А. Островского. Сна­чала Таня — одна из первых ро­лей в нашем театре, а некото­рое время спустя — Елена. Едва ли не диаметрально противопо­ложные образы.

В «Последнем сроке» у режис­сера Сидорина в Актюбинске она была Анной, а в Усть-Каменогор­ске — Миронихой. Обе роли — ста­рух, в то время как актрисе было едва за тридцать.

Многие ее героини были сча­стливыми, жизнерадостными, бла­гополучными.

Между тем реальная жизнь ак­трисы была несколько иной, чем у ее театральных персонажей.

Чтобы понять это, нужно вер­нуться в 1956 год, когда Нина пе­реступила порог Ирбитского дра­матического театра. Умная, кра­сивая, обаятельна» девушка про­изводила впечатление не только на зрителя, пришедшего в театр на спектакль с ее участием, но и, конечно, на сильную половину ак­терского состава. Анатолий Гри­горьевич Матушкин, принятый в театр вместе с Ниной Пряденной осенью 1956 года, сразу обратил на нее свое внимание. «Она была очень обаятельной, пикантной, коммуникабельной, — вспомина­ет Анатолий Григорьевич, — легко шла на контакт».

У них завязалась дружба. По­степенно она переросла в любовь, а может быть, просто в привязан­ность. Многие считали их жени­хом и невестой, хотя молодые и не помышляли об этом. В 1958 году Анатолий ушел в армию. По­пал на Тихоокеанский флот. Слу­жить пришлось долго, более че­тырех лет. За это время Нина по­знакомилась с молодым актером, Георгием Карякиным, который по­явился в театре вскоре после отъезда Анатолия Матушкина. Он воспылал любовью к красивой, та­лантливой артистке. Начался ко­роткий, но пылкий роман, о кото­ром в театре много судачили. Ак­тер А. П. Александров, который много лет с Ниной Карякиной, вы­ступавшей в роли Снегурочки, проводил новогодние елки, рас­сказывал, что за развитием рома­на, затаив дыхание, наблюдал весь коллектив. По его словам, в Нину была влюблена добрая половина мужского состава. Спустя некото­рое время, Нина Прядеина вышла за Георгия Карякина замуж. В 1959 году родилась дочь Ирина, но их совместная жизнь продлилась со­всем недолго. Через три года они расстались.

Когда в 1962 году Анатолий Матушкин вернулся со службы и пришел в театр, Нина, теперь уже Карякина, изменилась, но дале­ко не в лучшую сторону. Богем­ная жизнь: поклонники, цветы, шампанское… Да к тому же не­удавшееся замужество… Нина пристрастилась к вину и курению. Влияние алкоголя на ее хрупкий организм было разруши­тельным. Порой на репетиции Нина была недостаточно собран­на, плохо выглядела, но, несмот­ря на начинающуюся болезнь, справлялась с ролью блестяще. Старалась держать себя в форме, выкладывалась, что называется, по полной.

Видя, что девушка, которая ему нравилась, может погибнуть, Анатолий попытался ей помочь, вытащить из болота, в которое она постепенно погружалась. Как мог, отвлекал Нину от стакана вина. Старался привлечь к обще­ственной работе в театре, загру­жал домашними делами, да и сам вместе с ней пытался наладить домашний быт.

Через два года они стали жить вместе, а вскоре поженились. И все вроде бы опять стало нала­живаться. В 1968 году у них ро­дился сын. Его назвали Максимом в честь Нининого дяди и русско­го писателя Максима Горького, по пьесе которого в то время в теат­ре шел спектакль.

Но укоренившаяся на тот мо­мент привычка никак не давала Нине Ивановне покоя. Она на­столько пристрастилась к алкого­лю, что могла в одиночку осушить несколько рюмок вина. Именно тогда и второй брак дал трещи­ну. Не раз задумывался муж над сложившейся ситуацией, иной раз хотелось бросить все и уйти… Но не таков этот человек.

Видя растерянную и беззащит­ную женщину, он чувствовал не­обходимость быть с ней рядом не час, не месяц — всегда. Они про­должали жить вместе. Лед и пла­мень — по-другому их отношения определить трудно. Импульсивный и взрывной Анатолий, сдержанная и спокойная внешне Нина. Они уди­вительно дополняли друг друга. Дочка и сын, которых родители безумно любили, как все актерс­кие дети, росли за кулисами. Но, несмотря на кочевой образ жизни и некоторые перипетии, в их доме всегда царил уют, был вовремя приготовлен обед, отглажено бе­лье. Бесспорным лидером был муж. Жена умела не возражать.

Из Ирбита Матушкины уехали в 1971 году, отдав этой сцене юные годы, полные беспокойно­го труда и шумного успеха. Спек­такль «Единственный свидетель» стал для Нины Карякиной в на­шем театре последним.

И почти на тридцать лет после этого они задержались в Казахста­не. Сначала девять лет работали в Актюбинске, затем почти двад­цать — в Усть-Каменогорском рус­ском театре имени Жамбыла.

Список литературы:

Вялкова, С.  Она всегда ждала завтрашнего дня // Восход. – 2007. – 16 авг. – С. 3.