«Отличник народного просвещения», «Ветеран труда» Людмила Ивановна Лапина родилась в 1934 году. Отец, участник Финской кампании, на Великой Отечественной войне сражался с первых дней. Погиб в марте 1944 года при освобождении Украины от немецких захватчиков. Мама, Анна Якимовна, сутками работала в столовой: кормила работников пивзавода. Была заведующей, поваром, кладовщиком, раздатчицей и посудомойкой в одном лице.
Дочка оставалась с хозяйкой квартиры, у которой семья Лапиных снимала угол. Женщина была портнихой, шила для фронта и для раненых рукавицы, кисеты, вязала носки, а Людочка относила их в госпитали.
До 1946 года Людмила проучилась в школе № 7. Тогда дети взрослели рано. Учиться приходилось не только по учебникам. Во время Великой Отечественной войны ребята собирали металлолом для заводов, заготовляли лекарственное сырье для раненых, готовили подарки солдатам… Вместо портфелей у них были тряпичные сумки, а тетради школьники делали сами, сшивая листы бумаги. Людмила Ивановна вспоминает: «Раз в день всем в школе давали суп. По карточке получали хлеб — 200 граммов на человека. На рынке продукты были дорогие — булка хлеба стоила 300 рублей».
В 1952 году Людмила Ивановна поступила в Свердловский педагогический институт. После трех лет учебы ее перевели в Уральский государственный университет. Училась она всегда хорошо. А еще занималась в кружке художественного чтения, участвовала в конкурсах.
Двадцать семь лет, наполненных творческой работой, интересными встречами, воспитанием подрастающего поколения, отдано Л. И. Лапиной школе № 17. К увлеченности своим предметом «История» постепенно прибавлялись опыт и мастерство, умение понять и заинтересовать ребят. На уроках Людмилы Ивановны формировалось мировоззрение учащихся, проводилось военно-патриотическое, эстетическое, нравственно-этическое воспитание. И все это через призму ее любви к своему Отечеству, к малой родине, к родному городу.
Чтобы заинтересовать ребят, Л. И. Лапина использовала на своих уроках истории самые разнообразные формы и методы: «KBНы», «Путешествия по станциям», «Конкурсы на лучшего историка», «Исторические бои», «Рыцарские турниры», «Игры по истории». Богатый жизненный и педагогический опыт помогал ей увязывать воедино историю и культуру, искусство и этнографию, психологию и этику.
Несколько лет Людмила Ивановна руководила городской секцией историков. Постоянно проводила открытые уроки для учителей школы, города и области, неизменно получая высокие оценки от коллег.
Будучи прекрасным педагогом, Людмила Ивановна была и мудрым классным руководителем. Вместе с учениками проводила пионерские сборы, ходила в походы, ездила с ними по всей стране, побывав в Москве, Одессе, Сочи, Анапе… Всегда корректная, выдержанная, внимательная, ответственная, Людмила Ивановна ненавязчиво передавала свой стиль поведения и ученикам. Ей удавалось улавливать мысли своих воспитанников, предугадывать их ход и направлять в правильное русло. Немаловажное качество для воспитателя.
В 1983 году тяжело заболела мама. Людмила Иванновна была вынуждена на время оставить любимую работу, уйти на пенсию по выслуге лет, чтобы полностью посвятить себя самому близкому человеку. А потом были еще три года преподавания истории в школе № 13.
Коллеги отзываются о Л. И. Лапиной как об одном из лучших учителей истории нашего города, мудром наставнике молодых учителей, интересном и неравнодушном человеке, женщине красивой судьбы.
Список литературы:
Мордяшова Л. Училась не только по учебникам / Л. Мордяшова, В. Пронякина // Восход. – 2020. – 6 марта. – С. 3.