Лесунов Виктор Леонидович

«Родился 28 февраля 1953 года в городе Ирбите. После окончания восемнадцатой школы в течение года работал фрезеровщи­ком на Ирбитском мотоциклетном заводе. С 1971 по 1973 год служил в пограничных войсках. После армии поступил в Свердлов­ский государственный педагогический ин­ститут» — так начинается автобиография учителя физики высшей категории школы № 10 Виктора Леонидовича Лесунова.

За этими сухими строчками — несбывшаяся мечта молодого человека стать кадровым воен­ным. В свое время его, рвавшегося в училище, не допустили до экзаменов по зрению. Но та­кая в нем была потребность учиться, что юно­ша тем же разворотом сдал документы в педин­ститут. Наверное, это и есть то, что называется Божьим провидением?!..

Выбора предмета, по словам Виктора Лео­нидовича, не было, так как перед глазами все­гда был образ настоящего учителя и человека Ивана Петровича Эннса, преподававшего в во­семнадцатой школе физику и влюбившего в этот предмет своих учеников…

В институте, обладая уникальной памятью, сту­дент Лесунов даже не конспектировал лекции. Помогал предмет, где, по словам учителя, есть са­мое интересное, что только может быть — логика!

Студентом Виктор был активным, будь то олимпиада, лекция или работа в стройотряде, ничто не обходилось без него. Как человек пыт­ливый пристрастился к работе по конструиро­ванию, изготовлению физических приборов. Но среди всепоглощающего интереса к физике ничто человеческое было не чуждо, и вскоре на курсе была сыграна веселая студенческая свадь­ба. После учебы и отлично сданных государ­ственных экзаменов молодые супруги вместе поехали работать в город Северский в школу № 3. Их сразу обеспечили жильем, дали класс­ное руководство. И все было замечательно, но через два года школу расформировали. Под впечатлением прежнего коллектива в новую школу он идти не захотел и попросился в Ирбит.

С 1979 года беспрерывно преподает физику и астрономию в школе № 10. С 1992 года совмещал уроки в школе с чтением лекций по физике в ирбитском филиале УГГУ-УПИ. За трудовую деятельность удос­тоен званий «Отличник народного просвещения», «Заслужен­ный учитель Российской Федерации». Об этом времени Виктор Леонидович говорит так: «Приобрел в разных областях знаний много ценного опыта. Как это ни странно, но мне для моих уроков пригодилось множество «посторонних умений»: изобретать и мастерить, читать стихи, ставить театральные сценки, рисовать»…

Виктор Леонидович, занимаясь преподаванием физики, как отмечают его коллеги, стремится сделать эту науку понят­ной, занимательной, практически необходимой для своих уче­ников. Этот взрослый человек совершенно не боится пока­заться в глазах школьников не знающим чего-то. Поэтому так часто на его уроках задаются вопросы: «Как устроен мир, в котором я живу?», «Что такое добро и зло?», «Почему никому не удается надуть мыльный пузырь в форме куба?», «Почему, когда кипит вода, на одном чайнике крышка подпрыгивает, а на другом нет?». По его мнению, каждое решение задач в преподавании физики нужно сопровождать осмыслением. «С этого начинается физика и учитель!» провозглашает учитель. Для того, чтобы ученик проявил себя, Виктор Леонидо­вич использует правило семи «У». Это уверенность, успешность, удивительность, убедительность, уважительность, урав­новешенность, улыбчивость. «Именно сотрудничество, уве­рен он, дает возможность ученику и учителю взаимно обогащаться для достижения новых целей». Правда, по его словам, учить сегодня становится все сложнее. И дело не в изменении законов, они незыблемы, а в том, что дети все больше разучи­ваются выражать свои мысли и многое из русского быта себе не представляют. Показательный пример: в задаче говорится про воду в ведрах, которые несут на коромысле. «Читаю и вижу по глазам, — делится Виктор Леонидович, — что они не понимают, о чем речь! Пришлось рисовать на доске и само коромысло, и как цепляются к нему ведра, и рассказывать, почему так носили и носят воду…».

Вообще учитель он жесткий по отношению к ученикам и знанию своего предмета. Зато, как говорят ребята, любое его одобрение дорогого стоит, и нужно очень постараться, чтоб его заслужить. И хотя принято считать, что у учителей не мо­жет быть любимчиков, но они такие же люди, поэтому в тай­нике души такие дети есть. Это те, кто удивляет своим стара­нием и способностями.

Пристально следит учитель за своими выпускниками, встре­чается, перезванивается с ними, ведь он для них всегда глав­ный Учитель. Тем более, когда многие из его выпускников пре­подают физику и нуждаются в его совете. И сейчас со всею строгостью он признается себе, что не был бы так счастлив, если бы не избрал такой интересный путь и не стал Учителем. По словам директора десятой Елены Васильевны Ислентьевой, достоянием, которым по праву гордится вся школа!

 

Список литературы:

Абрамова Е. Тот особен, кто на знания способен // Восход. – 2013. – 28 февр. – С. 1. 

Лесунов В. Л. Виктор Лесунов: «Быть Заслуженным приятно и немного неудобно» : присвоение звания «Заслуженный учитель России» : интервью с преподавателем физики // Ирбитская жизнь. – 2010. – 20 окт. – С. 3.