«Родился 28 февраля 1953 года в городе Ирбите. После окончания восемнадцатой школы в течение года работал фрезеровщиком на Ирбитском мотоциклетном заводе. С 1971 по 1973 год служил в пограничных войсках. После армии поступил в Свердловский государственный педагогический институт» — так начинается автобиография учителя физики высшей категории школы № 10 Виктора Леонидовича Лесунова.
За этими сухими строчками — несбывшаяся мечта молодого человека стать кадровым военным. В свое время его, рвавшегося в училище, не допустили до экзаменов по зрению. Но такая в нем была потребность учиться, что юноша тем же разворотом сдал документы в пединститут. Наверное, это и есть то, что называется Божьим провидением?!..
Выбора предмета, по словам Виктора Леонидовича, не было, так как перед глазами всегда был образ настоящего учителя и человека Ивана Петровича Эннса, преподававшего в восемнадцатой школе физику и влюбившего в этот предмет своих учеников…
В институте, обладая уникальной памятью, студент Лесунов даже не конспектировал лекции. Помогал предмет, где, по словам учителя, есть самое интересное, что только может быть — логика!
Студентом Виктор был активным, будь то олимпиада, лекция или работа в стройотряде, ничто не обходилось без него. Как человек пытливый пристрастился к работе по конструированию, изготовлению физических приборов. Но среди всепоглощающего интереса к физике ничто человеческое было не чуждо, и вскоре на курсе была сыграна веселая студенческая свадьба. После учебы и отлично сданных государственных экзаменов молодые супруги вместе поехали работать в город Северский в школу № 3. Их сразу обеспечили жильем, дали классное руководство. И все было замечательно, но через два года школу расформировали. Под впечатлением прежнего коллектива в новую школу он идти не захотел и попросился в Ирбит.
С 1979 года беспрерывно преподает физику и астрономию в школе № 10. С 1992 года совмещал уроки в школе с чтением лекций по физике в ирбитском филиале УГГУ-УПИ. За трудовую деятельность удостоен званий «Отличник народного просвещения», «Заслуженный учитель Российской Федерации». Об этом времени Виктор Леонидович говорит так: «Приобрел в разных областях знаний много ценного опыта. Как это ни странно, но мне для моих уроков пригодилось множество «посторонних умений»: изобретать и мастерить, читать стихи, ставить театральные сценки, рисовать»…
Виктор Леонидович, занимаясь преподаванием физики, как отмечают его коллеги, стремится сделать эту науку понятной, занимательной, практически необходимой для своих учеников. Этот взрослый человек совершенно не боится показаться в глазах школьников не знающим чего-то. Поэтому так часто на его уроках задаются вопросы: «Как устроен мир, в котором я живу?», «Что такое добро и зло?», «Почему никому не удается надуть мыльный пузырь в форме куба?», «Почему, когда кипит вода, на одном чайнике крышка подпрыгивает, а на другом нет?». По его мнению, каждое решение задач в преподавании физики нужно сопровождать осмыслением. «С этого начинается физика и учитель!» провозглашает учитель. Для того, чтобы ученик проявил себя, Виктор Леонидович использует правило семи «У». Это уверенность, успешность, удивительность, убедительность, уважительность, уравновешенность, улыбчивость. «Именно сотрудничество, уверен он, дает возможность ученику и учителю взаимно обогащаться для достижения новых целей». Правда, по его словам, учить сегодня становится все сложнее. И дело не в изменении законов, они незыблемы, а в том, что дети все больше разучиваются выражать свои мысли и многое из русского быта себе не представляют. Показательный пример: в задаче говорится про воду в ведрах, которые несут на коромысле. «Читаю и вижу по глазам, — делится Виктор Леонидович, — что они не понимают, о чем речь! Пришлось рисовать на доске и само коромысло, и как цепляются к нему ведра, и рассказывать, почему так носили и носят воду…».
Вообще учитель он жесткий по отношению к ученикам и знанию своего предмета. Зато, как говорят ребята, любое его одобрение дорогого стоит, и нужно очень постараться, чтоб его заслужить. И хотя принято считать, что у учителей не может быть любимчиков, но они такие же люди, поэтому в тайнике души такие дети есть. Это те, кто удивляет своим старанием и способностями.
Пристально следит учитель за своими выпускниками, встречается, перезванивается с ними, ведь он для них всегда главный Учитель. Тем более, когда многие из его выпускников преподают физику и нуждаются в его совете. И сейчас со всею строгостью он признается себе, что не был бы так счастлив, если бы не избрал такой интересный путь и не стал Учителем. По словам директора десятой Елены Васильевны Ислентьевой, достоянием, которым по праву гордится вся школа!
Список литературы:
Абрамова Е. Тот особен, кто на знания способен // Восход. – 2013. – 28 февр. – С. 1.
Лесунов В. Л. Виктор Лесунов: «Быть Заслуженным приятно и немного неудобно» : присвоение звания «Заслуженный учитель России» : интервью с преподавателем физики // Ирбитская жизнь. – 2010. – 20 окт. – С. 3.