Лоханкин Сергей Борисович

Среди тех, кто на себе про­чувствовал афганскую войну, был и Сергей Борисович Ло­ханкин. Родился он в Курганс­кой области. Рос, как все мальчишки — гонял футбол со сверст­никами, занимался бегом, лы­жами… Во время учебы в шко­ле получил права тракто­риста. Вместе с друзьями мог часами копаться в технике. После окончания школы успел поработать трактористом.

В сентябре 1983 года парня с крепким телосложением направили от школы ДОСА­АФ в Нижний Тагил на сбо­ры. Там, на старом аэродро­ме, в районе Тальянки, собра­ли призывников со всей об­ласти, которым предстояло служить в воздушно-десант­ных войсках.

За десять дней с ребятами провели теоретическую под­готовку, научили правильно собирать парашют… Они со­вершили три прыжка с само­лета с инструктором. Буду­щим солдатам выдали на руки удостоверения парашю­тистов и нагрудные значки.

В свой день рождения, 23 декабря, Сергей Лоханкин по­лучил повестку из военкомата и спецнабором был призван на военную службу. Всего в его команде было пять земляков. В Свердловске новобранцы прошли медицинскую комис­сию и были отправлены в ли­товский городок Гайжюнай в «учебку». С декабря по май они овладевали профессией механика-водителя боевой ма­шины десанта (БМД).

Их учили грамотному обес­печению материально-техни­ческого состояния машины, управлению ею. Командиры обучали, как правильно пре­одолевать препятствия, выби­рать оптимальный путь дви­жения — все это потом очень пригодилось в Афганистане. Помимо знания устройства БМД от парней требовалось умение выполнять прыжки с парашютом (вот где пригоди­лась десятидневная учеба в Нижнем Тагиле), причем не только индивидуально, но и внутри машины.

Родственная гражданская специальность водителя БМД — тракторист, трелевщик, во­дитель вездехода. Лоханкин Сергей до армии успел пора­ботать на «стальном пахаре», поэтому без труда сменил ры­чаги трактора на рычаги во­енной машины.

По признанию «афганцев», БМД была любима в ВДВ за мощный двигатель, вооруже­ние, маневренность, ско­рость. Но был один недоста­ток — она плохо защищала бойцов от мин.

В мае 1984 года после окончания «учебки» молодых солдат посадили в самолет и отправили в Афганистан. Попали они в город Баграм. Разговоров в то время, что­бы как-то «откосить» от служ­бы в горячей точке, никто из сослуживцев Сергея и он сам не вел.

На месте все прошли «курс молодого бойца» : учились опознавать и обезвреживать мины, оказывать первую ме­дицинскую помощь… В соста­ве второго батальона 345-го парашютно-десантного полка С. Б. Лоханкин получил свое боевое крещение. Служил он в городе Анава — там находился аванпост. Зоной ответствен­ности его полка считалось Панджшерское ущелье, кото­рое находилось в 150-ти ки­лометрах к северу от Кабула. В его задачи входила охрана дорог, обеспечение безопасно­сти проходящих колонн, под­держка афганской армии, по­мощь местному населению…

Довелось Сергею летать на «вертушках» (вертоле­тах), участвовать в боевых операциях…

Дослу­жился Сергей Борисович до зва­ния ефрейтора, был старшим механиком-водителем БМД. Получил осколочное ранение правого плеча. За выполнение боевой задачи награжден ор­деном Красной Звезды.

Домой он писал, что все хо­рошо, тепло и воюют далеко от того места, где он служил. Родные его поддерживали — в день он получал иногда по во­семь писем! Отвечал всем, хотя бы по четыре-пять стро­чек — понимал, что его весточ­ки все ждут. Во время его службы в армию призвали и младшего брата Андрея, ко­торый попал на границу с Ки­таем в Амурской области. Письма с пометкой «полевая почта» оба бережно хранили.

Когда вышел приказ о де­мобилизации, Сергей попал в третью партию для отправ­ки на Родину. Но смог улететь только с четвертого раза. «Вертушки» в Афганистане летали парами — для безопас­ности. И каждый раз, когда доходила очередь до С. Б. Лоханкина, винтокрылая маши­на была заполнена до отказа ранеными и больными. Он не роптал — понимал, что они нуждаются в скорой помощи.

От Ташкента до Свердлов­ска он добирался с пересад­ками по железной дороге семь суток.

Отдохнув немного, сел за баранку автомобиля в род­ном совхозе. В тяжелые девя­ностые годы прошлого столе­тия перебрался вместе с же­ной Еленой в Ирбит. Работал водителем в «Ирбит-Авто-Транс», затем водителем скорой помощи в Центральной го­родской больнице имени Л. Г. Шестовских.

Каждый год, в день ВДВ, Сергей Борисович встречается вместе с друзьями-десант­никами. О войне они вспоми­нать не любят, просто делят­ся новостями, радуются встре­че и тому, что остались живы.

 

Источник:

Удинцева Т. Повестка в день рождения // Восход. – 2013. – 14 февр. – С. 3.