Среди тех, кто на себе прочувствовал афганскую войну, был и Сергей Борисович Лоханкин. Родился он в Курганской области. Рос, как все мальчишки — гонял футбол со сверстниками, занимался бегом, лыжами… Во время учебы в школе получил права тракториста. Вместе с друзьями мог часами копаться в технике. После окончания школы успел поработать трактористом.
В сентябре 1983 года парня с крепким телосложением направили от школы ДОСААФ в Нижний Тагил на сборы. Там, на старом аэродроме, в районе Тальянки, собрали призывников со всей области, которым предстояло служить в воздушно-десантных войсках.
За десять дней с ребятами провели теоретическую подготовку, научили правильно собирать парашют… Они совершили три прыжка с самолета с инструктором. Будущим солдатам выдали на руки удостоверения парашютистов и нагрудные значки.
В свой день рождения, 23 декабря, Сергей Лоханкин получил повестку из военкомата и спецнабором был призван на военную службу. Всего в его команде было пять земляков. В Свердловске новобранцы прошли медицинскую комиссию и были отправлены в литовский городок Гайжюнай в «учебку». С декабря по май они овладевали профессией механика-водителя боевой машины десанта (БМД).
Их учили грамотному обеспечению материально-технического состояния машины, управлению ею. Командиры обучали, как правильно преодолевать препятствия, выбирать оптимальный путь движения — все это потом очень пригодилось в Афганистане. Помимо знания устройства БМД от парней требовалось умение выполнять прыжки с парашютом (вот где пригодилась десятидневная учеба в Нижнем Тагиле), причем не только индивидуально, но и внутри машины.
Родственная гражданская специальность водителя БМД — тракторист, трелевщик, водитель вездехода. Лоханкин Сергей до армии успел поработать на «стальном пахаре», поэтому без труда сменил рычаги трактора на рычаги военной машины.
По признанию «афганцев», БМД была любима в ВДВ за мощный двигатель, вооружение, маневренность, скорость. Но был один недостаток — она плохо защищала бойцов от мин.
В мае 1984 года после окончания «учебки» молодых солдат посадили в самолет и отправили в Афганистан. Попали они в город Баграм. Разговоров в то время, чтобы как-то «откосить» от службы в горячей точке, никто из сослуживцев Сергея и он сам не вел.
На месте все прошли «курс молодого бойца» : учились опознавать и обезвреживать мины, оказывать первую медицинскую помощь… В составе второго батальона 345-го парашютно-десантного полка С. Б. Лоханкин получил свое боевое крещение. Служил он в городе Анава — там находился аванпост. Зоной ответственности его полка считалось Панджшерское ущелье, которое находилось в 150-ти километрах к северу от Кабула. В его задачи входила охрана дорог, обеспечение безопасности проходящих колонн, поддержка афганской армии, помощь местному населению…
Довелось Сергею летать на «вертушках» (вертолетах), участвовать в боевых операциях…
Дослужился Сергей Борисович до звания ефрейтора, был старшим механиком-водителем БМД. Получил осколочное ранение правого плеча. За выполнение боевой задачи награжден орденом Красной Звезды.
Домой он писал, что все хорошо, тепло и воюют далеко от того места, где он служил. Родные его поддерживали — в день он получал иногда по восемь писем! Отвечал всем, хотя бы по четыре-пять строчек — понимал, что его весточки все ждут. Во время его службы в армию призвали и младшего брата Андрея, который попал на границу с Китаем в Амурской области. Письма с пометкой «полевая почта» оба бережно хранили.
Когда вышел приказ о демобилизации, Сергей попал в третью партию для отправки на Родину. Но смог улететь только с четвертого раза. «Вертушки» в Афганистане летали парами — для безопасности. И каждый раз, когда доходила очередь до С. Б. Лоханкина, винтокрылая машина была заполнена до отказа ранеными и больными. Он не роптал — понимал, что они нуждаются в скорой помощи.
От Ташкента до Свердловска он добирался с пересадками по железной дороге семь суток.
Отдохнув немного, сел за баранку автомобиля в родном совхозе. В тяжелые девяностые годы прошлого столетия перебрался вместе с женой Еленой в Ирбит. Работал водителем в «Ирбит-Авто-Транс», затем водителем скорой помощи в Центральной городской больнице имени Л. Г. Шестовских.
Каждый год, в день ВДВ, Сергей Борисович встречается вместе с друзьями-десантниками. О войне они вспоминать не любят, просто делятся новостями, радуются встрече и тому, что остались живы.
Источник:
Удинцева Т. Повестка в день рождения // Восход. – 2013. – 14 февр. – С. 3.