Как написал Александр Григорьевич в автобиографии, родом он из села Кирга. Мать не помнит – она оставила семью, когда Саша был дошкольником. Отец работал шофером на мельзаводе. Тринадцатилетним в 1942 году подростка приняли учеником столяра на фабрику «Уралец», занимавшуюся изготовлением мебели. Через год Саша перешел мотоциклетный завод. А еще два года спустя увлекся мотоспортом. И уже в 1946-м в паре с Николаем Камнем (в будущем — известным в городе фотографом) завоевал звание чемпиона области в мотокроссе на дистанции 57 километров, которую ирбитчане преодолели за 1 час 36 мин 30,8 сек. На следующий год новое достижение – второе место в кроссе на сто километров. И в том же году – звание чемпиона страны, когда ирбитчане оставили позади именитых эстонских гонщиков! Этот успех, уже в паре с Николаем Сачковым, Александр Лукоянов повторил в 1958 году. Четырежды – в 1947, 1950, 1951, 1955 годах – становился серебряным призером. В общей сложности в различных видах – многодневных линейных, шоссейно-кольцевых гонках, кроссе союзного масштаба – участвовал девятнадцать раз.
Результат выступлений на первенствах РСФСР также впечатляющий: четыре золотых и серебряная медаль в кроссе, две золотых и бронзовая — в шоссейно-кольцевых гонках.
Пятнадцать лет отдал А. Лукоянов мотоспорту в качестве гонщика и еще с десяток лет — механиком. И весь этот период, как принято было в те годы — «без отрыва от производства». А трудился Александр Григорьевич слесарем-обкатчиком в моторном цехе, обкатчиком-испытателем, контролером ОТК на главном конвейере сборочного цеха.
Следующее поколение мотоспортсменов уважительно называло его дядей Сашей и чутко внимало советам. А запомнился им многократный чемпион и призер страны и республики исключительной скромностью (никогда не упоминал о своих несомненных достижениях) и чувством юмора. Уже после того, как Александр оставил большой спорт, в знак признания заслуг его пригласили в Таллин на празднование 30-летия Великой Победы и 40-летия развития шоссейно-кольцевых гонок. Мотоспортсмены тех лег Владимир Михайлович Бархатов, Петр Иннокентьевич Сосновских, Анатолий Николаевич Сибирцев вспоминают, насколько уважительно прибалтийские гонщики общались с Александром, дружески похлопывали по плечу и все удивлялись — где в небольшом уральском городе находилось место для тренировок в этом виде мотоспорта. Ир- битчанин в шутку пояснял, что у них столь выдающаяся бугристая трасса, после которой «играючи берут кольцо»!
За Александром водилось прозвище «Француз» — за галантность к окружающим, особо — прекрасной половине. В защиту девушек, в частности, на танцах, их обидчики могли и схлопотать «по первое число», крепость его удара редко кто желал испытать.
В нынешнем августе Александру Григорьевичу исполнилось бы 85, а он не прожил и пятидесяти пяти сердце остановилось буквально на ходу. Вероятно, сказались и тяжелое военное детство, и последующие спортивные перегрузки.
По случаю этой даты в государственном музее мотоциклов в 2014 году состоялось открытие выставочного стенда, посвященного А. Г. Лукоянову, при участии его родных и ветеранов мотоспорта. Отдельной строкой прозвучала мысль о необходимости сохранения преемственности поколений. Отмечалось: пока, к сожалению, даже не все действующие мотоспортсмены помнят имена тех, кто прославил ирбитский край, знают лично ныне здравствующих. Открытая экспозиция — один из шагов возвращения памяти…
Список литературы:
Полищук, Л. Гонщик по прозвищу «Француз» // Восход. – 2014. – 13 сент. – С. 1.