На юго-востоке Грузии есть регион Квемо-Картли. По своему расположению в пределах Южного Кавказа Квемо-Картли, как и наш торговый Ирбит, на протяжении тысячелетий являлся перекрестком цивилизаций и народов (грузины, армяне, азербайджанцы, немцы, греки, ассирийцы). В этот регион входит семь административных единиц, в том числе и Дманисский муниципалитет. Именно оттуда, из Дманиси, приехал в заснеженный Ирбит понтийский грек Гомер Фёдорович Мирофоров. Его жизнь нельзя назвать мёдом, но то, что он был пронизан светом и ясностью, вам скажет любой, кто был с ним знаком. Младший сын в большой греческой семье Александры Лазаревны Иониди и Фёдора Анастасьевича Мирофоридис. Отец – химик-биолог, преподаватель естествознания, заслуженный учитель и директор школы в г. Бакурьяни. Мама вела хозяйство и занималась воспитанием четырёх сыновей: Николая, Георгия, Анесия и Гомера. Все дети стали педагогами. Исключением был только Николай, который служил военным инженером-мостостроителем. Он прошёл всю войну, восстанавливая разрушенные мосты, и только после войны, проходя службу на Украине, был убит бандеровцами. Гомер Фёдорович великолепно знал греческий язык, а вот усовершенствовать русский язык ему помогла жена Зоя Дмитриевна. В Ирбит, на родину жены, он впервые приехал в гости. Его очень поразили лозунги на зданиях города, которые гласили «Вперёд, к победе коммунизма!» Именно о бескорыстии и самоотдаче великому делу и мечтал молодой учитель. Видимо, эта мысль не давала ему покоя, и вот, несмотря на уговоры родных, Гомер Фёдорович, собрав в дорогу всю свою семью: жену, старшую дочь Зину и близнецов Аллу и Дмитрия, переехал на постоянное место жительства в Ирбит. Это было Рождество – 7 января 1965 года, и на улице тогда стоял трескучий мороз… Гомер Фёдорович всегда следовал за своей мечтой о равенстве, братстве и всеобщем счастье. Это потом, на закате его жизни, быть коммунистом станет позорно и смешно, но даже тогда он будет просить жену похоронить его с партбилетом. Он верил в великую идею и делал всё от него зависящее в воспитании настоящих граждан. «Пусть он не будет математиком, пусть он будет Человеком!» – говорил Гомер Фёдорович. Переживал за всех и за всё. Он знал каждого ученика, его родителей, всех бабушек и дедушек. Дневал и ночевал в школе, а своей жене говорил только одно: «Я для людей». Был счастлив, когда были счастливы другие. Заняв пост директора школы № 8, он сказал «да!» трудовому воспитанию ребят. Сколько сил отняла стройка теплиц, наверное, не скажет никто. Его неуёмная энергия, самоотдача, поддержка педагогов и учеников сделали восьмую уникальной школой.
Детям на уроках труда представилась возможность работать в теплицах, заниматься поливкой, прополкой, пикировкой рассады. Осенью они работали в колхозе «Урал» на уборке картофеля, чтобы взамен от колхоза получить удобрение (навоз) для своего тепличного хозяйства. Территория школы ожила и стала одним огромным «цветником с домиками со стеклянными крышами».
Выпускники писали о том, что стараются выполнять все его наказы, что навыки, полученные при строительстве теплиц, очень пригодились, работа теперь им дается легко, и за это они благодарят Гомера Федоровича: «Нам очень повезло, что именно Вы были первым и единственным нашим директором…».
По документам, переданным в фонды Государственного архива города Ирбита, можно судить о том, что Гомер Федорович вел активную переписку с учителями и со своими учениками.
Так, учитель иностранного языка школы города Серпухова Московской области Раиса Ивановна Овчинникова писала: «Что сделать, чтобы красивым был фасад школы и территория за школой? Если будет свободное время — напишите, поделитесь своим богатством в работе с детьми» — и он всегда делился своим опытом.
Его ученики давали наставления подрастающему поколению, благодарили за свой жизненный путь. Так, ученик Андрей Слепухин, находясь в Германии на службе в рядах Советской Армии, писал: «Вы передайте призывникам мои пожелания: пускай как можно усидчивее сидят на уроках, усваивают проходимый материал с большой пользой для себя, особенно алгебру и геометрию…». Ученица Люда Бунькова писала: «Спасибо Вам за то, что не отдали мне тогда документы, не дали бросить школу. Спасибо за всё, за всё…», из этих слов видится, что и здесь Гомер Федорович сделал правильный шаг, посвятив себя образованию детей.
Гомер Федорович превратил школу в «большой шумный дом», а сам стал родным «отцом» для детей- учеников.
20 сентября 2022 года Гомеру Федоровичу исполнилось бы 100 лет. Спустя век «родная восьмая» не забыла его, в память о нем в 2011 году установили мемориальную доску, в школе реализуется общешкольный проект «Сад Гомера», ежегодно 20 сентября в школе проходят классные часы, встречи с дочерями Гомера Федоровича, проводится праздник «Дети и цветы».
К сожалению, теплицы сохранить не удалось, но на их месте разместился школьный сад, который ежегодно радует своей красотой и разнообразием красок, заставляет проходящего остановиться и вспомнить счастливые школьные годы, проведенные с Гомером Федоровичем.
Список литературы:
Мазуренко Н. Национальность – хороший человек // Восход. – 2022. – 29 сент. – С. 9.
Михалина Ю. А. «Жить, чтобы помнили…» // Ирбитская жизнь. – 2022. – 7 сент. – С. 4.