«Афанасий Владимирович Мурзин, 1918 года рождения, д. Худякова Зайковского района Свердловской области, младший лейтенант, летчик. Призван в 1940 году. Погиб при выполнении боевого задания 30 декабря 1942 года. Захоронен: г. Великие Луки» — эти слова записаны в ирбитской Книге Памяти. Маленькая его фотография есть на стенде в музее дважды Героя Советского Союза Г. А. Речкалова. Немного остается односельчан, знающих что-нибудь об Афанасии Владимировиче.
Тем не менее помнят: «Родился он в большой крестьянской семье. Их дом № 126 и теперь стоит по ул. Коммунистической. Семья Мурзиных, как и большинство в те годы, обходилась плодами собственного труда — свой хлеб и другая пища, самосшитая обувь и самотканая одежда. Деньги, вырученные за крестьянскую продукцию, тратились на то, что сами не могли сделать — сахар, керосин, праздничную одежду. Афанасии, как и его сверстники, умел выполнять всю хозяйственную работу — пахать, косить, управляться с лошадью. Стройный, красивый юноша прилежно учился в Зайковской школе, был активным. По призыву райкома «Комсомол, на самолет!» окончил авиашколу и стал военным летчиком».
А. В. Мурзин был однополчанином Героя Советского Союза Николая Ивановича Гапеёнка — командира эскадрильи снайперов-пикировщиков. В его книге «Дороги Победы», вышедшей в свет в 2002 году, есть строки и про нашего земляка, с которым автор встречался еще до войны, в 1940 году, а в 1941-1942 годах воевал в одной эскадрилье на Калининском фронте.
В своих воспоминаниях он пишет: «Призван в 1940 году. В звании младшего лейтенанта был откомандирован в Ленинградский округ, город Кингисепп, где формировался 202-й скоростной бомбардировочный авиационный полк.
Полк комплектовался молодым летным составом, окончившим авиационные школы ВВС Красной Армии в 1940 году. Среди руководящего состава управления полка, командиров эскадрилий, командиров звеньев были офицеры, имеющие боевой опыт, полученный в небе Испании, в боях на озере Хасан, реке Халхин-Гол, в войне с белофиннами. Почти все они имели правительственные награды, мы смотрели на них, как на своих воспитателей. Каждое их слово в учебно-боевой подготовке становилось для нас, молодых, законом. Еще без опыта, но с большим энтузиазмом стремились мы войти в строй, в большую армейскую семью.
Мы — это Константин Мулюкин, Петр Иванов, я (Николай Гапеёнок), Анатолий Мельников, Сергей Арбеков, Борис Кардопольцев, Афанасий Мурзин…
Ранним воскресным утром 22 июня 1941 года в лагере прозвучал сигнал боевой тревоги.
При наличии в полку 22 самолетов активные боевые действия велись на выборгском, кегстольском, псковском, двинском, лужском, красногвардейском направлениях. Основными направлениями ударов были наступающие войска и вражеская боевая техника, мосты, переправы, самолеты на неприятельских аэродромах. Велась воздушная разведка. Боевые задачи выполнялись при сильном противодействии истребительной авиации и зенитной артиллерии. Экипажи летали поочередно через два-три дня, совершая до трех-четырех вылетов в день. В этой обстановке были успехи и потери, но приобреталось умение побеждать и стремление идти в бой.
Предпоследний день 1942 года оказался самым напряженным. В этот день полк выполнил 25 вылетов на крепость и станцию Великие Луки. В первом вылете две эскадрильи в составе 27 самолетов бомбардировали железнодорожную станцию с планирования с двух заходов без прикрытия своих истребителей. На втором заходе на цель появились два Ме-109. Сомкнувшись в полный боевой порядок, бомбардировщики успешно отразили все атаки противника. В воздушном бою штурман звена лейтенант Н. Г. Приходько сбил один Ме-109.
Во втором боевом вылете задание по нанесению бомбового удара по войскам и огневым средствам крепости Великие Луки выполняла группа в составе восьми самолетов под командованием капитана А. И. Костенко. Группа не прикрывалась истребителями и была атакована шестью Ме-109. Первые атаки противник направил на ведущее звено, но успеха не имел. Последующие атаки были направлены на звено лейтенанта К. Ф. Мулюкина. В результате боя над целью был сбит самолет пилота, младшего лейтенанта А. В. Мурзина. Самолет упал в центре города. Экипаж в составе пилота А. В. Мурзина, штурмана, младшего лейтенанта И. Г. Смалия и стрелка-радиста, сержанта М. И. Пушкарева погиб.
2 января 1943 года Совинформбюро сообщило: «В результате решительного штурма наши части овладели городом и железнодорожным узлом Великие Луки. В этом была и частица нашего труда, труда с горечью потерь боевых друзей».
Список литературы:
Билык А. Он погиб под Великими Луками // Восход. – 2010. – 30 янв. – С. 3.