Родился Владимир 29 июля 1949 года. По некоторым данным, в Свердловске, в семье военного. Судьбе было угодно сложиться так, что его воспитанием с раннего детства занималась бабушка. Учился Володя в первой школе. Уже в начальных классах он пристрастился к театральному искусству, выступая на школьных праздниках, в небольших спектаклях, которые время от времени ставились учителем в классе. Серьезное увлечение театром началось лет в тринадцать, когда в их школу пришел режиссер из Дома пионеров, чтобы набрать учеников для очередного спектакля. Все было вполне обстоятельно: их прослушивали, как настоящих артистов на редкость счастливо началась артистическая биография этого актера. Впервые его имя появилось в афишах театра в 1966 году. Семнадцатилетнего юношу приняли в постоянную труппу в качестве артиста вспомогательного состава. Молодому актеру в первый же сезон повезло. В спектакле для детей «Сказ о скоморохе и о царе Горохе» Осадченко играл одну из ведущих ролей. Дебют удался. Володя оказался на редкость целеустремленным человеком и смело бросился в волны кипучего театрального моря. Ему стали поручать большие, ответственные роли. Это было славное время, когда на сцене чародействовала романтика и сила человеческих страстей. Первые роли, первые пробы сил. А сил юному артисту потребовалось немало. Музыкальность, пластичность, чувство жанра, актерское обаяние — все это присутствовало в работе молодого начинающего актера, да еще огромное желание играть. Одна за другой появляются роли симпатичных, простодушных героев, покорявших зал своей обезоруживающей обаятельностью.
Одевался Володя, что называется, со вкусом, модно. Любил красивые вещи, но еще более красиво он умел их носить, будь то простая клетчатая рубашка или белоснежный пиджак.
Когда он шел по улице, особенно летом, многие девчонки заглядывались на него. Стройная фигура, гордо поднятая голова, во всем чувствовались его элегантность и непревзойденность.
Многие из ролей, представленных Володей, не вызывали у зрителя желания быть похожим на его героя. Но игра артиста настолько зрителя увлекала, что нередко его герои вызывали у него не отвращение, а сочувствие. Володя создавал не иллюстрации, а некий аналитический срез личности человека, с которым мы сталкиваемся или можем столкнуться в любой час своей жизни.
Своеобразным показателем мастерства В. Осадченко были музыкальные спектакли. Легкая, зажигательная комедия «Улыбнись, Света» или спектакль «Жужа из Будапешта», адресованные молодежи, неожиданно оказывались парадом актерской импровизации. Исполнители ролей с большим удовольствием купались в атмосфере комедийной ситуации. У Володи мгновенно рождалось то, на что иной артист потратит неделю кропотливого труда. Чудо фантастического преображения поражало всех. Однако чудом это выглядело лишь для зрителей — нередко после очередной репетиции или спектакля с артиста, что называется, пот градом лил. Оригинальным шлягером конца шестидесятых годов был спектакль «Эй ты, здравствуй!» по пьесе Г. Мамлина (режиссер В. Матвеев). Вот выписка из протокола художественного совета за 1970 год: «О мастерстве и зрелости артиста Осадченко говорит сегодня сама за себя роль его героя — Валерки. Образ получился очень яркий, насыщенный и вполне убедительный».
Большинство ролей, которые ему довелось сыграть в нашем театре, — это жанры и бонвиваны — прожигатели жизни, вечные баловни судьбы. Как актер он настолько старательно примеривал на себя маску этих героев, что в какой-то момент она стала его сутью. Нередко Володя позволял себе расслабиться с бутылочкой вина, отчего и возникали конфликты с руководством театра. Бывали случаи, что по его вине отменялись спектакли.
Но были в его репертуаре и серьезные характеры. Надолго запомнились зрителям семидесятых годов роли Морозко в спектакле «Разгром» по А. Фадееву, Шаманова в «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова. Немало было в его репертуаре и классических героев, таких, как граф Лейстер из «Марии Стюарт» Шиллера, Тиль в одноименной пьесе Шарля де Костера, Малькольм в спектакле «Макбет» по пьесе Шекспира и, конечно, немало ролей сыграл Володя в пьесах Островского, Мамина-Сибиряка, Достоевского. За пятнадцать лет, что проработал Осадченко в нашем театре, им сыграно, по моим подсчетам, более семидесяти ролей. Можно предположить, что Володе везло на роли, а можно сказать и наоборот: ролям повезло на исполнителя, который был так открыт своим зрителям, так честен и по-актёрски щедр. Сценическому таланту Володи были свойственны простота и убедительность, психологическая углубленность образов и в то же время романтический взгляд на своих героев.
В 1981 году, в конце сезона, главный режиссер театра Ю. А. Кужелев поставил спектакль по произведению Ф. М. Достоевского «Идиот». Эта премьера для Володи Осадченко оказалась последней на ирбитской сцене, которая когда-то стала для него трамплином в театральное искусство. Тесно было большому артисту в маленьком провинциальном городке. Бурлила кровь, искала выхода его кипучая энергия, тосковала о высоком поприще одаренная натура, которая в его молодые годы бывала и богемно-загульной, и озорной, одним оловом, достаточно бурной, но для всех, кто его знал, Володя всегда оставался «своим парнем». Очень редко его можно было увидеть сосредоточенным на чем-либо или ушедшим в себя. Чаще наоборот. Это был веселый, жизнерадостный человек.
Время романтических героев постепенно уходило. И артист Осадченко нередко играл в те годы то, что казалось совершенно ему не подходящим. Поменяв театр, он надеялся на роли, которые могли бы согреть его душу. Неосуществленной мечтой артиста остался Гамлет в одноименной пьесе Шекспира. Возможно, он бы мог сыграть этого героя не менее щедро, чем, скажем, его тезка Владимир Высоцкий или Иннокентий Смоктуновский, как-то по-своему, но… не сыграл.
Ушел из жизни Володя так же внезапно, как и загорелась его звезда на театральном небосклоне.
Список литературы:
Вялкова, С. Магия обаяния // Розы и слезы: Ирбитский театр: история в судьбах / С. Вялкова. – Ирбит, 2008. – С. 66-73.
Вялкова, С. Магия обаяния // Восход. – 2007. – 28 июля. – С. 3.